Формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 21.12.2022

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Малова, Р. Е. Формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся в школе / Р. Е. Малова, А. А. Хрусталев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 203-204. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98079/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также формирование здоровьсберегающих компетенций у учащихся.

Ключевые слова: компетенция, здоровьесбережение, учащиеся, школа, формирование, ФГОС.

Наличие и сохранения здоровья является одним из основных условий развития благосостояния, как отдельной личности, так и общества в целом.

На современном этапе образования осуществляется тенденция движения к понятиям «компетентность» и «компетенция». Одной из основных компетенций, формируемых в процессе обучения, становится здоровьесберегающая. Данная компетенция содержит в себе:

а) круг вопросов здоровья, в которых компетентный обучающийся обладает опытом и знаниями;

б) совокупность умений и навыков;

в) совокупность знаний по осуществлению деятельности в рамках круга вопроса.

Понятие «компетенция» возникло в контексте нового подхода к кадровому потенциалу на Западе, позволившего удовлетворить возникающие потребности человека в адаптации к резким изменениям технологий и требований к работе. Подобный подход позволяет описывать компетенции как способность, которая вырабатывается на основе деятельности, базируется на знаниях и ценностях, а также позволяет индивидууму интегрировать знания и применять их в условиях окружающей действительности, открывать новые пути для преодоления трудностей. Компетенция предполагает наличие опыта самостоятельной деятельности.

И. А. Зимняя рассматривает здоровьесберегающую компетенцию в контексте компетенции, которая соотносится с человеком как с личностью, субъектом деятельности, взаимодействия. Автор включает в состав компетенции знание и соблюдение норм здорового образа жизни, понимание опасности табачного дыма и алкоголизма, знание и соблюдение правил личной гигиены и быта, физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни.

По мнению доктора педагогических наук — А. В. Хуторского, здоровьесберегающие компетенции развиваются во время деятельности школьников и содержат ряд принципов:

— обладать опытом ориентировочной и природоохранной деятельности в природных условиях;

— знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях;

— положительно относиться к собственному здоровью, владеть методами эмоциональной саморегуляции, физического самосовершенствования, самоконтроля и самоподдержки;

— знать правила личной гигиены и применять их, уметь заботиться о своем здоровье, владеть техникой личной безопасности и способами оказания доврачебной помощи;

— владеть элементами психологической грамотности и полового воспитания;

— обладать двигательным опытом, уметь использовать его в организации активного отдыха и досуга, в массовых формах соревновательной деятельности;

— знать факторы, положительно влияющие на общее физическое состояние;

— уметь отбирать индивидуальные средства и методы для развития своих личностных, физических и психических характеристик.

Современные исследователи выделяют три компонента здоровьесберегающей компетенции. Данные компоненты представлены на рисунке 1.

Основные компоненты здоровьесберегающей компетенции

Рис. 1. Основные компоненты здоровьесберегающей компетенции

Существует два направления формирования здоровьесберегающих компетенций, отобразим их на рисунке 2.

Основные направления формирования здоровьесберегающих компетенций у обучающихся

Рис. 2. Основные направления формирования здоровьесберегающих компетенций у обучающихся

Нами был выявлен ряд педагогических условий формирования здоровьесберегающих компетенций у обучающихся на уроках:

— учет специфики возраста и личностных качеств обучающихся;

— акцент на формировании основных компонентов здоровьесберегающей компетентности обучающихся;

— использование нестандартных форм проведения уроков;

— создание благоприятного психологического климата в классе;

— обеспечение дифференцированного подхода при организации домашнего задания;

— использование на уроке наглядного материала (презентации, видеоматериалы, плакаты, схемы, таблицы, карты, модели, макеты);

— внедрение в урок обучающих, здоровьесберегающих, творческих игр и игровых упражнений;

— обеспечение интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

— применение здоровьесберегающих технологий и методик;

— актуализация рефлексии обучающихся с целью выявления путей и способов непрерывного саморазвития и самосовершенствования средствами здоровьесберегающей деятельности.

Следование вышеперечисленным условиям гарантирует прогресс в изменении показателей индикаторов здоровья во всех его отношениях, а также формирование здоровьесберегающей компетенции у учащихся.

Литература:

1. Базаров, Т. Ю. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания / Т. Ю. Базаров, А. К. Ерофеев, А. Г. Шмелев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2014. — № 1.

2. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспересс-контроль в школе и дома / В. Ф. Базарный. — Москва: Аркти, 2005.

3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект / И. А. Зимняя // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования». — 2006. — № 8.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, знание, личная гигиена.


Похожие статьи

Компетентностный подход к организации внеурочной деятельности...

Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы...

Структура основных компетенций выпускника современного вуза.

Универсальные компетенции непосредственно связаны с умением применять знания в профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции выражают готовность выпускника осуществлять предусмотренные виды профессиональной деятельности.

Формирование компетенций готовности подростков к условиям...

Компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков, в которых должен быть осведомлен человек и иметь практический опыт, а компетентность — это качество владения ими, и то, каким образом данная компетенция проявляется в деятельности.

Компетенции в области здорового образа жизни в системе...

Раскрыто понятие «компетенции». Описан механизм подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности через содержание ФГОС высшего образования, отражающий формирование компетенций о здоровом образе жизни.

Формирование общих компетенций через нетрадиционные...

Не существует единого согласованного перечня общих компетенций. Поскольку компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале...

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Для укрепления знаний детей младшего школьного возраста о гигиене, проводятся классные часы, на темы

Медико-гигиеническое воспитание обучающихся начальной школы

Во многих семьях недостаточен контроль со стороны взрослых за выполнением детьми правил личной и общественной гигиены, за состоянием здоровья детей. В результате дети плохо приучены к самостоятельному выполнению этих правил, часто болеют.

Особенности формирования гигиенических навыков детей...

дошкольный возраст, воспитательно-оздоровительная работа, личная гигиена, навык, ребенок, выполнение правил, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, физическое развитие.

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения...

В конечном счете от знания и выполнения правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Особое место отводилось дидактическим играм. Например, «Что сначала, что потом», «Круги Луллия», лэпбук «Личная гигиена».

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

Другим важным компонентом в формировании здоровьесберегающей компетентности учащихся является и организация деятельности школы, тесное сотрудничество педагогов и школьников, профессиональные умения работников и их компетенция в вопросах здоровьесбережения.

Похожие статьи

Компетентностный подход к организации внеурочной деятельности...

Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы...

Структура основных компетенций выпускника современного вуза.

Универсальные компетенции непосредственно связаны с умением применять знания в профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции выражают готовность выпускника осуществлять предусмотренные виды профессиональной деятельности.

Формирование компетенций готовности подростков к условиям...

Компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков, в которых должен быть осведомлен человек и иметь практический опыт, а компетентность — это качество владения ими, и то, каким образом данная компетенция проявляется в деятельности.

Компетенции в области здорового образа жизни в системе...

Раскрыто понятие «компетенции». Описан механизм подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности через содержание ФГОС высшего образования, отражающий формирование компетенций о здоровом образе жизни.

Формирование общих компетенций через нетрадиционные...

Не существует единого согласованного перечня общих компетенций. Поскольку компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале...

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Для укрепления знаний детей младшего школьного возраста о гигиене, проводятся классные часы, на темы

Медико-гигиеническое воспитание обучающихся начальной школы

Во многих семьях недостаточен контроль со стороны взрослых за выполнением детьми правил личной и общественной гигиены, за состоянием здоровья детей. В результате дети плохо приучены к самостоятельному выполнению этих правил, часто болеют.

Особенности формирования гигиенических навыков детей...

дошкольный возраст, воспитательно-оздоровительная работа, личная гигиена, навык, ребенок, выполнение правил, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, физическое развитие.

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения...

В конечном счете от знания и выполнения правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Особое место отводилось дидактическим играм. Например, «Что сначала, что потом», «Круги Луллия», лэпбук «Личная гигиена».

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

Другим важным компонентом в формировании здоровьесберегающей компетентности учащихся является и организация деятельности школы, тесное сотрудничество педагогов и школьников, профессиональные умения работников и их компетенция в вопросах здоровьесбережения.

Задать вопрос