Компетентностный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, сентябрь 2019)

Дата публикации: 19.08.2019

Статья просмотрена: 1016 раз

Библиографическое описание:

Малыгина, А. В. Компетентностный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся / А. В. Малыгина, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15258/ (дата обращения: 19.04.2024).



Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской Федерации внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса, направленной на решение задач воспитания и социализации, и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирована на работу в соответствии с интересами обучающихся, профориентацию, развитие их личностных компетенций.

Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности обучающегося в образовательном процессе.

Именно компетентностный подход сегодня провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.

Компетентностный подход — это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкторы: компетентности и компетенции.

Ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях) проявляется в способности:

− формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности;

− владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиции;

− уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

− осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм.

Учебно-познавательная компетенция проявляется в способности:

− ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

− организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

− задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

− ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы;

− выступать устно и письменно с докладом о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;

− иметь опыт освоения научной картины мира.

Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере) проявляется в способности:

− владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

− уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

− определять своё место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве;

− владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

− владеть эффективными способами организации свободного времени;

− иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах.

Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности) проявляется в способности:

− иметь опыт ориентации в природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, поле, на водоёме и др.);

− знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными растениями и животными;

− иметь позитивное отношение к своему здоровью;

− владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

− знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

− владеть способами первой доврачебной помощи;

− уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.

Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями) проявляется в способности:

− владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, интернет-ресурсами;

− самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

− ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое;

− уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

− владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, факса, принтера, модема, ксерокса.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой именно ту сферу, в условиях которой можно формировать и максимально развить познавательные потребности и способности каждого обучающегося, обеспечить воспитание свободной личности, формирование необходимых образовательных компетенций.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Внеурочные занятия должны быть направлены на развитие каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность ориентирована на получение воспитательных результатов трёх уровней. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний. Второй уровень результатов — формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности.

Литература:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. М.Просвещение,2010.
  2. Нечаев М. П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе: учебно-методическое пособие. М.: Перспектива,2012.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.М.: НИИ школьных технологий,2005.
  4. Степанов П. В., Степанова И. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. М.: Педагогический поиск, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, уровень результатов, компетенция, личная гигиена, образовательный процесс, собственное здоровье, способность, эмоциональная саморегуляция.

Похожие статьи

Формирование компетенций готовности подростков к условиям...

Здоровьесберегающие компетенции предполагают опыт ориентации и активной деятельности в повседневной жизни; эмоциональной саморегуляции

Учебно-познавательная. Формирование ценностного отношения к здоровью как фактором дальнейшего выбора...

Компетенции в области здорового образа жизни в системе...

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность) [5]. Как видно из приведенного определения, компетенциядолжна отвечать индивидуальным и общественным требованиям.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к. на уроке не...

Формирование компетенции здоровьесбережения будущих...

Культура здоровья, как результат здоровьесберегающего образования, должна быть присуща каждому человеку, но для педагога она является особенно значимой и необходимой, так как является одним из интегральных показателей, определяющих культурный уровень общества.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Компетентностьрезультат образования, выражающийся в овладении

Здесь для развития саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к

- Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешности работы над...

Инновационный подход формирования ключевых компетенций...

Внеурочная деятельность как раз способствует созданию необходимых педагогических

Проектная деятельность развивает творческие и исследовательские способности, учит

В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Состояние здоровья подрастающего поколения — один из самых важных показателей благополучия общества и государства, и отражает не только настоящую ситуацию, но и даёт точный прогноз на будущее. Идея сохранения здоровья учащихся занимает особое место в...

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности...

Федеральный государственный образовательный стандарт на законодательном уровне

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность

Проектная работа способствовала выявлению индивидуальных способностей ребенка...

Похожие статьи

Формирование компетенций готовности подростков к условиям...

Здоровьесберегающие компетенции предполагают опыт ориентации и активной деятельности в повседневной жизни; эмоциональной саморегуляции

Учебно-познавательная. Формирование ценностного отношения к здоровью как фактором дальнейшего выбора...

Компетенции в области здорового образа жизни в системе...

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность) [5]. Как видно из приведенного определения, компетенциядолжна отвечать индивидуальным и общественным требованиям.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к. на уроке не...

Формирование компетенции здоровьесбережения будущих...

Культура здоровья, как результат здоровьесберегающего образования, должна быть присуща каждому человеку, но для педагога она является особенно значимой и необходимой, так как является одним из интегральных показателей, определяющих культурный уровень общества.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Компетентностьрезультат образования, выражающийся в овладении

Здесь для развития саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к

- Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешности работы над...

Инновационный подход формирования ключевых компетенций...

Внеурочная деятельность как раз способствует созданию необходимых педагогических

Проектная деятельность развивает творческие и исследовательские способности, учит

В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

Состояние здоровья подрастающего поколения — один из самых важных показателей благополучия общества и государства, и отражает не только настоящую ситуацию, но и даёт точный прогноз на будущее. Идея сохранения здоровья учащихся занимает особое место в...

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности...

Федеральный государственный образовательный стандарт на законодательном уровне

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность

Проектная работа способствовала выявлению индивидуальных способностей ребенка...