Формирование компетенций готовности подростков к условиям здорового физического развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Белокопытова С. В. Формирование компетенций готовности подростков к условиям здорового физического развития [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7223/ (дата обращения: 16.08.2018).

Компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков, в которых должен быть осведомлен человек и иметь практический опыт, а компетентность — это качество владения ими, и то, каким образом данная компетенция проявляется в деятельности. Руководствуясь ключевыми компетенциями А. В. Хуторского, мы определили, что что приоритетной компетенцией в реализации коррекционной адаптации подростков к условиям здорового физического развития являются здоровьесберегающие компетенции.

Здоровьесберегающие компетенции предполагают опыт ориентации и активной деятельности в повседневной жизни; эмоциональной саморегуляции, самоконтроля и самоподдержки, владение способами физического самосовершенствования; позитивное и адекватное отношение к своему здоровью; знание и умение применять правила личной гигиены, умение заботится о личной безопасности, собственном здоровье; знание и соблюдение норм здорового образа жизни; умение определять изменения в физическом развитии.

В формировании здоровьесберегающих компетенций у подростков основной акцент делается на самостоятельность в достижении результатов, получении и анализе имеющихся знаний. Данный процесс должен проходить под контролем методиста ЛФК.

Методист ЛФК должен соответствовать требованиям образовательного стандарта и готовым к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреативной деятельности.

Человеческий организм — саморегулирующаяся система, направленная на восстановление нарушенных функций и поддержание продолжительности жизни, энергия его огромна, а тело — самоисцеляющаяся система. Но сам организм может восстановиться лишь при условии, что вы поможете ему правильной организацией режима работы, сна, отдыха, питания и ежедневной физической активностью в разумном объеме [6].

Иными словами, качеством результата улучшений физического развития в процессе коррекционной работы является освоение компетенций и ориентированы они на результат.

Мы рассматриваем компетенцию не как знания, умения, навыки, а способность их актуализации на основе понимания того, какие именно личностные качества, знания, умения и навыки необходимы для адекватной коррекционной адаптации.

Наиболее точно компетенцию можно определить, как умение выполнять действия и функции субъекта определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях [5].

В Законе РФ ст.32 «Об образовании» рассматривается компетенция образовательного учреждения в виде создания необходимых условий для работы подразделений организации в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Различные книжные издания, средства массовой информации несут нескончаемый поток информации о различных «панацеях», несущих здоровье человеку. Многие «оздоровительные системы» не имеют в своей основе какого-либо научного обоснования, а базируются на личном опыте автора. И эти технологии, могут привести к пессимальному эффекту, если у субъекта не сформирована компетентность готовности к активной физической деятельности.

Все сказанное свидетельствует о необходимости применения проекта, формирующего компетенцию готовности в образовательной и повседневной деятельности подростков, к научному поиску таких технологий, которые с одной стороны, укрепляли бы его здоровье, а с другой — надежно и устойчиво вписывались в любое образовательное пространство.

Цель ЛФК — это формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать лечебную гимнастику для укрепления и сохранения своего здоровья.

Компетенция готовности является ключевой и для ее формирования необходимо создавать условия для самостоятельного решения подростками познавательных, организационных, коммуникативных и других вопросов, решать личностно значимые проблемы.

Сам термин «ключевые компетенции» определяет, что они являются основанием, ключом. Если подросток владеет ими, то он сможет активно их реализовать на практике в процессе активной физической деятельности.

Методист ЛФК помогает подросткам организовать исследовательскую деятельность состояния своего здоровья.

Известно свыше 150 ключевых компетенций, но в процессе коррекционной адаптации приоритетными являются следующие компетенции: учебно-познавательная, личностная, социальная.

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

Формы работы

Учебно-познавательная

Формирование ценностного отношения к здоровью как фактором дальнейшего выбора профессионального будущего.

Приобретений знаний необходимых для систематических занятий ЛФК для улучшения здоровья, профилактики заболеваний и повышения общего тонуса организма.

Самоконтроль, самоанализ.

Личностная

Социально-профессиональное самоопределение.

Умение контролировать физическое состояние организма.

Занятия ЛФК в специализированных учреждениях и самостоятельные занятия.

Социальная

Формирование ценностного отношения к здоровью, активной субъектной позиции оздоровительной направленности.

Осознание личностью ценности здоровья, являющимся условием социально-профессионального самоопределения.

Участие в мастер-классах при презентациях проекта коррекционной адаптации.

 

Важным условием формирования у подростков ключевых компетенций является учет и максимальное удовлетворение медико-педагогических потребностей подростков. Для этого необходимо выявить исходный уровень потребностей подростков различными диагностическими методами (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы и т. д.). Для объективной оценки исходного уровня компетенций в процесс диагностики можно привлечь родителей, учителей, одноклассников.

Такой подход в усвоении и коррекции действий позволяет вырабатывать психолого-педагогическую готовность к будущей оценочной деятельности [4].

Физиологический эффект ЛФК на организм подростков идентичен эффекту школьному уроку физической культуры, а также соответствует основным требованиям ФГОС к условиям здоровьесбережения:

1.                  построение занятий ЛФК на основе закономерностей медико-педагогического процесса с использованием инновационных достижений медико-педагогической практики;

2.                  Оптимальное соотношение методов и принципов общедидактических и специфических в процессе коррекционной деятельности;

3.                  С учетом состояния здоровья подростков, особенностей развития, потребностей, интересов, наклонностей создать необходимые условия для эффективной коррекционной деятельности;

4.                  Установление межпредметных связей, осуществление связи с предыдущими компетенциями;

5.                  Активизация развития всех сфер личности подростков;

6.                  Логичность и адекватность этапов медико-педагогической деятельности;

7.                  Эффективное применение медико-педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий;

8.                  Формирование необходимых компетенций, для реализации их на практике;

9.                  В процессе коррекционной деятельности использование правил здорового образа жизни;

10.              Формирование умения получать знания, достигать результатов, для сохранения своего здоровья;

11.              Правильная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль в процессе коррекционной адаптации.

12.              Несмотря на большой объём проводимых в школах профилактических, воспитательно-образовательных мероприятий, здоровье учащихся, а также их поведение с точки зрения здорового образа жизни в настоящее время имеет тенденцию к ухудшению [2].

Результат, успешно достигнутый в рамках поставленной задачи, в дальнейшем необходимо развивать с целью улучшения эффективности и генерализации(Raine,2007) [1].

 

Литература:

 

1.         Бобат-концепция. Теория и клиническая практика в неврологической реабилитации. — Нижний Новгород: издательство «Кириллица», 2013. -320 с., илл.ISBN 978–5-905603–23–5)

2.         Научно-методический журнал № 3(17), 2008; ISSN 1999–3455 «Культура физическая и здоровье».

3.         Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования № 5, 2012).

4.         Педагогика рефлексивной праксеологии: монография/ И. Г. Гузенко: — Л.: Издательство ЛГПУ, 2009. -304. (Профессионализм педагога). ISBN 978–5-88526–433–4

5.         С. И. Змеёв Педагогика. Научно-теоретический журнал Российской академии образования № 5, 2012).

6.         Ситель А Б. Соло для позвоночника. — М.: Метафора, 2006. — 224с.: — (Серия «Российские методики самоисцеления») ISBN 5–85407–018–9.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, здоровый образ жизни, здоровье, коррекционная адаптация, умение, активная физическая деятельность, социально-профессиональное самоопределение, образовательное учреждение, коррекционная деятельность, физическое развитие.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

− 3 этап (8–9 кл.) — развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности.

Компетенции в области здорового образа жизни в системе...

компетенция, компетентность, здоровый образ жизни, ФГОС, педагогическое образование, бакалавр.

Компетенции сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) – ОК-1.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

физическая культура, процесс формирования личности, физическое совершенство, профессиональная деятельность, здоровый образ жизни, спорт, здравомыслящий человек, физическое состояние, жизнь... Влияние физической культуры и спорта на жизнь человека.

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию... здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья, семейное воспитание, воспитание детей.

Система работы образовательного учреждения по...

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально- психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и учебы в школе.

Социально-ценностный потенциал физической деятельности...

Социально-ценностный потенциал физической деятельности и формирование здорового образа жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание, спортивная деятельность, человеческая...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

Ключевые слова: трудовое воспитание, профессиональное образование, трудности выпускников коррекционных центров. Процесс воспитания и социальной адаптации очень сложен при работе с совершенно здоровыми детьми.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание

Современные методики здоровьесберегающей деятельности... детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование...

Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

− 3 этап (8–9 кл.) — развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности.

Компетенции в области здорового образа жизни в системе...

компетенция, компетентность, здоровый образ жизни, ФГОС, педагогическое образование, бакалавр.

Компетенции сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) – ОК-1.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

физическая культура, процесс формирования личности, физическое совершенство, профессиональная деятельность, здоровый образ жизни, спорт, здравомыслящий человек, физическое состояние, жизнь... Влияние физической культуры и спорта на жизнь человека.

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию... здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья, семейное воспитание, воспитание детей.

Система работы образовательного учреждения по...

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально- психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и учебы в школе.

Социально-ценностный потенциал физической деятельности...

Социально-ценностный потенциал физической деятельности и формирование здорового образа жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание, спортивная деятельность, человеческая...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

Ключевые слова: трудовое воспитание, профессиональное образование, трудности выпускников коррекционных центров. Процесс воспитания и социальной адаптации очень сложен при работе с совершенно здоровыми детьми.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание

Современные методики здоровьесберегающей деятельности... детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование...

Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Задать вопрос