Роль стилей общения в педагогической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Сажина, Н. М. Роль стилей общения в педагогической деятельности / Н. М. Сажина, Е. И. Козаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98039/ (дата обращения: 21.12.2024).



В данной работе авторы рассмотрели стили общения. Ссылаясь на труды известных ученых (В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), были приведены факты, доказывающие важность педагогического стиля общения. Описывая каждый стиль общения отдельно, были указаны отличительные черты между ними.

Ключевые слова : стиль общения, педагогическая деятельность, авторитарный стиль, попустительский стиль, демократический стиль.

В современном мире во всех взаимоотношениях людей огромное значение имеет общение. Проблема общения всегда была актуальной и остается таковой до сих пор. Умение человека выстроить свою речь правильно, грамотно, может даже показать его социальный статус. В педагогике всегда на первом месте стояло отношение учителя и учащихся. В современных реалиях в отношениях учитель-ученик в центре внимания находится взаимодействие между ними, а не как было раньше, что ученик являлся «объектом» воздействия педагога. Следовательно, каждому педагогу необходимо грамотно использовать свою речь.

В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и другие известные ученые посвятили свои труды изучению проблемы педагогического общения. Советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, А. А. Леонтьев дал следующее определение понятию «педагогическое общение» — это «общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [1]. Советский педагог, профессор, доктор педагогических наук, В. А. Кан-Калик отметил важность педагогического общения, сказав, что оно «является разновидностью профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности организатора, воспитателя, руководителя, мастера производственного обучения, врача и других» [2].

В процессе обучения происходит решение трех педагогических задач: воспитывающая, обучающая, развивающая. Безусловно, достижение решения невозможно без общения. При решении этих задач посредством общения достигается психологический контакт между педагогом и детьми, осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств, формируется познавательная направленность личности и так далее [2].

В. А. Кан-Калик также отмечал, что на эффективность преподавания влияет стиль общения. Именно стиль общения обеспечивает готовность учащихся к восприятию знаний, помогает сиять психологический барьер возраста и опыта, приближает обучающегося к преподавателю, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Традиционно принято выделять следующие стили общения: авторитарный, демократический, попустительский (анархический, игнорирующий) [3]. Такая классификация стилей общения была выделена после проведения психологического исследования стилей руководства в 1938 году немецким психологом К. Левином. Таким образом, этими стилями люди пользуются уже много лет. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Авторитарный стиль общения предполагает, что педагог самостоятельно принимает решения, которые относятся к обучающимся. Также при таком стиле общения ученики не могут проявить самостоятельность и инициативу. Для учителей, которые придерживаются этого стиля, важным являются успеваемость учащихся и дисциплина на уроке. Из-за того, что учитель не выясняет мотивы каких-либо негативных поступков учеников, это приводит к тому, что на уроках напряженная и негативная социально-психологическая атмосфера [2].

Главной особенностью попустительского стиля общения является то, что педагог не вмешивается в проблемы учеников, проявляет к ним безразличие и незаинтересованность. Учителя, использующие данный стиль общения, выполняют лишь только свои преподавательские функции, то есть обучают детей, и не касаются их жизни. В результате такого общения ребенок не развивается как личность, успеваемость находится на очень низком уровне, а также отсутствует прилежное поведение во время уроков.

Полной противоположностью этим стилям является демократический стиль общения. Его проявление обнаруживается в сотрудничестве и эмпатии. Педагог, который выбирает для себя этот стиль общения, умеет адекватно оценивать учащихся, учитывая их возможности. Такие педагоги активно участвуют как в жизни всего класса, так и отдельных учеников. Благодаря этому в классе присутствует благоприятная социально-психологическая среда [2].

Именно стиль педагогического общения формирует эмоциональный фон в процессе обучения, выделяет индивидуальную особенность учителя. В стиле общения учителя с учащимися находят выражение:

1) особенности коммуникативных возможностей учителя;

2) сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся;

3) творческая индивидуальность педагога;

4) особенности ученического коллектива [4].

Таким образом, каждому учителю необходимо освоить педагогическое общение, выделить для себя стиль этого общения. Потому как именно данное общение формирует дальнейшую эффективность педагогического процесса, его успех и плодотворность. Именно верно подобранный для себя стиль общения помогает учителю выстроить взаимоотношения с каждым учеником, уладить какие-либо сложности в управлении общением на уроке, да и в целом, позволяет проводить урок уверенно, спокойно, непрерывно.

Литература:

  1. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — Москва; Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 93 с. — ISBN 5–88195–212-Х.
  2. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1987. — 190 с.
  3. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. — Москва: Академия, 2001. — 512 с. — ISBN 5–7695–0599–0
  4. Елагина, В. С. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов / В. С. Елагина, Е. Ю. Немудрая. — Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012. — 184с.
Основные термины (генерируются автоматически): стиль общения, педагогическое общение, процесс обучения, общение, педагог, стиль, урок, учащийся, ученический коллектив, учитель.


Похожие статьи

Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств

В статье раскрываются новые подходы к формированию стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств. Рассматриваются исследования таких ученых как А. Адлера, В. А. Бодрова, Л. В. Куликова, Р. Лазаруса, A. A. Реана, Г. Селье, К. Хо...

Мотивационная структура личности менеджера

Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке, особое значение приобретают вопросы мотивации деятельности персонала. При этом необходимо объяснить причины поступк...

Трактовка берлинских кризисов конца 1940-х — начала 1960-х гг. в современной отечественной историографии

В статье анализируются труды отечественных ученых, посвященные исследованиям истории берлинских кризисов конца 1940-х начала 1960-х гг. Автор дает характеристику работам Г. Кайдерлинга и П. Штульца, И. С. Ратьковского и М. В. Ходякого, Н. Н. Платошки...

Представление о понятии «общение» и уровни общения по Добровичу А. Б.

В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «общение». Рассматриваются уровни общения, представленные в работе Добрович А. Б., а также приводятся примеры проявления уровней общения в повседневной жизни.

Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Проблемы мотивации персонала в строительных организациях

Цель настоящего исследования: определить проблемы, оказывающие негативное влияние на уровень мотивации персонала, осуществляющего трудовую деятельность в строительных организациях. Кроме того, представляется необходимым предложить пути решения этих п...

Признаки Рейнина как основа понимания индивидуальности ребенка

Статья посвящена выделенным на основе модели информационного метаболизма и дитохомий Юнга психическим признакам типов личности. В ней, на основе трудов Григория Рейнина, подробно описываются те, что могут быть уместны и полезны для педагогов, а также...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Особенности формирования компетенций молодого специалиста с позиции теории капиталов: методологический аспект

В статье представлен методологический анализ формирования социальных и профессиональных компетенций молодого специалиста. Опираясь на положения теории капиталов П.Бурдье, Г.Беккера, Дж.Минсера, М.Фридмана, Т.Шульца, К.Маркса определено, что формирова...

Похожие статьи

Формирование стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств

В статье раскрываются новые подходы к формированию стрессоустойчивости младших школьников средствами боевых единоборств. Рассматриваются исследования таких ученых как А. Адлера, В. А. Бодрова, Л. В. Куликова, Р. Лазаруса, A. A. Реана, Г. Селье, К. Хо...

Мотивационная структура личности менеджера

Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке, особое значение приобретают вопросы мотивации деятельности персонала. При этом необходимо объяснить причины поступк...

Трактовка берлинских кризисов конца 1940-х — начала 1960-х гг. в современной отечественной историографии

В статье анализируются труды отечественных ученых, посвященные исследованиям истории берлинских кризисов конца 1940-х начала 1960-х гг. Автор дает характеристику работам Г. Кайдерлинга и П. Штульца, И. С. Ратьковского и М. В. Ходякого, Н. Н. Платошки...

Представление о понятии «общение» и уровни общения по Добровичу А. Б.

В данной статье представлен обзор источников для более подробного понимания понятия «общение». Рассматриваются уровни общения, представленные в работе Добрович А. Б., а также приводятся примеры проявления уровней общения в повседневной жизни.

Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Проблемы мотивации персонала в строительных организациях

Цель настоящего исследования: определить проблемы, оказывающие негативное влияние на уровень мотивации персонала, осуществляющего трудовую деятельность в строительных организациях. Кроме того, представляется необходимым предложить пути решения этих п...

Признаки Рейнина как основа понимания индивидуальности ребенка

Статья посвящена выделенным на основе модели информационного метаболизма и дитохомий Юнга психическим признакам типов личности. В ней, на основе трудов Григория Рейнина, подробно описываются те, что могут быть уместны и полезны для педагогов, а также...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Особенности формирования компетенций молодого специалиста с позиции теории капиталов: методологический аспект

В статье представлен методологический анализ формирования социальных и профессиональных компетенций молодого специалиста. Опираясь на положения теории капиталов П.Бурдье, Г.Беккера, Дж.Минсера, М.Фридмана, Т.Шульца, К.Маркса определено, что формирова...

Задать вопрос