В современных социально-экономических условиях происходит усложнение профессиональной деятельности. В этой связи меняются требования к личности специалиста. Помимо необходимых знания, умений и навыков, важной задачей профессиональной подготовки в ВУЗе становится формирование личности, которая обладает готовностью распознавать и оценивать с позиции гуманитарных ценностей происходящие явления, события и на их основе прогнозировать и осуществлять свою деятельность.
С развитием общества изменяются цели, способы, результаты деятельности студентов: меняется подлежащая усвоению система знаний, умений и навыков, меняются средства и среда обучения. Особая роль принадлежит деловому взаимодействию участников образовательного процесса: преподавателей и студентов, прежде всего. Во многом именно общение способствует формированию не только профессиональных, но и личностных качеств.
Проблематика стилей профессионального общения активно обсуждается и анализируется в российском научном сообществе; современные исследования берут за основу традицию изучения стилей деятельности, представленную в работах В. Ф. Мерлина, Е. А. Климова и других. Исследователи в разной степени затрагивают вопросы, связанные с особенностями стилей общения в педагогической, управленческой деятельности, эффективностью различных стилей. Особую роль играет анализ делового общения с точки зрения стиля общения.
Согласно общему определению общение — есть сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми или группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию.
Основные аспекты стилей делового общения в образовательном процессе
Стиль делового взаимодействия в образовательном процессе не образуется стихийно, но оказывается продуктом творческого поиска самого работника. В образовательной сфере преподаватель строит свою деятельность с учетом социально-профессиональных требований, сформированных в ВУЗе и собственных возможностей, ресурсов. В зависимости от выбранного стиля общения и строится его взаимодействие со студентами. Для одних преподавателей характерен диктаторский стиль общения, который не смотря на доказанную эффективность в ряде случаев, утрачивает популярность в виду новых требований к формированию личности студента. При демократическом общении формируется другой стиль, следствием которого становится деятельность, направленная на сотрудничество и кооперацию.
Стиль делового взаимодействия в образовательном процессе становится инструментальным оформлением индивидуальности человека. В ходе учебы в вузе студентом сталкиваясь с различными стилями общения и таким образом формирует и свой собственный стиль, который впоследствии может стать его ресурсом в профессиональной деятельности.
Понятие стилей делового общения, реализуясь в частных типологиях стилей педагогического общения или управления, становится более близким к практике, и потому востребованным в образовательных процессах.
Таким образом, стиль делового общения в образовательной среде можно определить, как субъективно-удобные стратегии решения коммуникативных задач в образовательном процессе.
Успешное решение практических задач по формированию стилей делового общения в образовательном процессе предполагает их изучение как психологических систем, решение вопросов об устойчивости и изменчивости стилей субъекта, возможностей их эволюции и факторов такой эволюции, о структурно-функциональной организации стилей, о связях разных стилей — когнитивных, эмоциональных, индивидуальных стилей деятельности, лидерства и руководства, стилях поведения и жизни.
Литература:
- Бажданова Ю. В. Этика и психология деловых отношений. Хрестоматия. М. 2011.
- Буянов В. И. Построение системы трансляции внутрикорпоративной информации // Коммуникология. 2014. Т.7. № 5. С.85–92.
- Васякин Б. С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении: Дисс... канд. эконом. наук. М., 2007.
- Палт Е. А., Корецкая И. А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии // «Вестник ГУУ». 2015. № 4.