В данной статье раскрыта сущность общения и педагогической деятельности, дана характеристика основным стилям и видам педагогического общения.
Ключевые слова: общение, деятельность, педагогическое общение, стиль общения.
Общение является одним из важнейших критериев общего развития человека. Оно удовлетворяет потребность человека в том, чтобы находиться в связи с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, переживаниями, советоваться с ними, обращаться к ним за помощью.
Под общением понимается взаимодействие людей (групп, классов, индивидов), в результате которого происходит обмен знаниями, действиями, опытом, результатом деятельности. В основе общения лежит персептивный компонент, означающий понимание и принятие людьми друг друга.
Общение тесно связано с деятельностью, которая является специфической формой активности человека, направленной на воссоздание или преобразование предметов духовной или материальной культуры. Деятельность направлена на цель, реализация которой требует выполнения определенных операций, в число которых как раз и входит общение. Таким образом, получается, что без общения нет деятельности, а без деятельности нет общения.
В педагогической деятельности общение играет важную роль, поскольку успех профессиональной деятельности педагога, зависит от того, насколько правильно он организует общение с учащимися. Качествами, которые обеспечивают правильную организацию общения, являются гуманное отношение к детям, доброжелательность к ним, заинтересованность в их личной жизни и учебной деятельности, умение пользоваться различными формами приветствия и благодарности и т. п.
Педагогическая деятельность нацелена на реализацию следующих целей:
– передача познавательной информации учащимся;
– формирование у них системы научных знаний;
– воздействие на поведение, физическое и эмоциональное состояние учащихся и т. д.
Отличительной особенностью педагогической деятельности является стиль педагогического общения.
Понятие «стиль» в общем смысле означает систему индивидуальных средств, которыми пользуется человек для регуляции своих отношений с другими людьми или внешними условиями.
Стиль педагогического общения — это действия, проявляющиеся по отношению к учащимся, их родителям и коллегам, к которым относятся: понимание, сопереживание, уважение, любовь, опека, забота, жалость и т. д.
Стиль учителя способствует созданию определенного эмоционального фона во взаимодействии с учениками и подчеркивает индивидуальность и неповторимость учителя. Он складывается не сразу, а формируется постепенно в результате практической деятельности. Стиль общения отражает личность педагога, его характер, темперамент, настроение, уровень профессионализма, творческие способности.
Стиль общения во многом зависит от установок и требований общества и школы. В зависимости от этого педагогическое общение делится на следующие виды:
- общение, основанное на высоких профессиональных установках учителя — основано на взаимодействии учителя с учащимися и их увлеченностью общим делом;
- общение, основанное на принципе дружелюбности — предполагает взаимную увлеченность учителя и учащихся общим творческим процессом. То есть желание учителя участвовать во взаимодействии с учащимися, обеспечивать успешность их совместной деятельности, оказывать поддержку и взаимопомощь;
- общение-дистанция — стиль педагогического общения, направленный на установление определенной субординации между объектами обучения с целью достижения и сохранения авторитета учителя;
- общение-устрашение — стиль, относящийся к негативной форме общения, поскольку он характеризует учителя как несостоявшегося педагога с низким уровнем профессионализма.
Кроме перечисленных видов педагогического общения выделяют три стиля:
- авторитарный стиль, который предполагает превосходство учителя над учениками, подавление любой инициативы учащихся, стремление учителя решать все вопросы, связанные с жизнедеятельностью класса основываясь на собственные установки. При авторитарном стиле общения показатели деятельности учителя и учащихся (успеваемость, дисциплина, организованность) высокие, но атмосфера, психологический климат неблагожелательны.
- либеральный стиль педагогического общения, в основе которого лежит нежелание учителя участвовать в совместной с учениками деятельности, равнодушие к ученикам и незаинтересованность в их проблемах. Такой стиль общения характеризуется отсутствием контроля, динамики развития учащихся.
- демократический стиль — обеспечивает сотрудничество учителя и учащихся, в котором учитель стремится привлечь каждого ученика к совместной деятельности, сформировать у каждого из них чувство ответственности и долга.
Итак, педагогическое общение — одна из главных составляющих успешной педагогической деятельности. От правильной его организации зависит результат всего образовательного процесса, поэтому учителю очень важно обладать критическим мышлением, чтобы уметь применять различные виды общения в своей педагогической практике.
Литература:
- Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева. — М.: Мысль,1978.
- Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2000. –440с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.-190с.
- Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
- Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004