Общение и педагогическая деятельность, стиль педагогического общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.

Дата публикации: 30.01.2021

Статья просмотрена: 2370 раз

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Общение и педагогическая деятельность, стиль педагогического общения / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 326-327. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78188/ (дата обращения: 24.11.2024).



В данной статье раскрыта сущность общения и педагогической деятельности, дана характеристика основным стилям и видам педагогического общения.

Ключевые слова: общение, деятельность, педагогическое общение, стиль общения.

Общение является одним из важнейших критериев общего развития человека. Оно удовлетворяет потребность человека в том, чтобы находиться в связи с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, переживаниями, советоваться с ними, обращаться к ним за помощью.

Под общением понимается взаимодействие людей (групп, классов, индивидов), в результате которого происходит обмен знаниями, действиями, опытом, результатом деятельности. В основе общения лежит персептивный компонент, означающий понимание и принятие людьми друг друга.

Общение тесно связано с деятельностью, которая является специфической формой активности человека, направленной на воссоздание или преобразование предметов духовной или материальной культуры. Деятельность направлена на цель, реализация которой требует выполнения определенных операций, в число которых как раз и входит общение. Таким образом, получается, что без общения нет деятельности, а без деятельности нет общения.

В педагогической деятельности общение играет важную роль, поскольку успех профессиональной деятельности педагога, зависит от того, насколько правильно он организует общение с учащимися. Качествами, которые обеспечивают правильную организацию общения, являются гуманное отношение к детям, доброжелательность к ним, заинтересованность в их личной жизни и учебной деятельности, умение пользоваться различными формами приветствия и благодарности и т. п.

Педагогическая деятельность нацелена на реализацию следующих целей:

– передача познавательной информации учащимся;

– формирование у них системы научных знаний;

– воздействие на поведение, физическое и эмоциональное состояние учащихся и т. д.

Отличительной особенностью педагогической деятельности является стиль педагогического общения.

Понятие «стиль» в общем смысле означает систему индивидуальных средств, которыми пользуется человек для регуляции своих отношений с другими людьми или внешними условиями.

Стиль педагогического общения — это действия, проявляющиеся по отношению к учащимся, их родителям и коллегам, к которым относятся: понимание, сопереживание, уважение, любовь, опека, забота, жалость и т. д.

Стиль учителя способствует созданию определенного эмоционального фона во взаимодействии с учениками и подчеркивает индивидуальность и неповторимость учителя. Он складывается не сразу, а формируется постепенно в результате практической деятельности. Стиль общения отражает личность педагога, его характер, темперамент, настроение, уровень профессионализма, творческие способности.

Стиль общения во многом зависит от установок и требований общества и школы. В зависимости от этого педагогическое общение делится на следующие виды:

  1. общение, основанное на высоких профессиональных установках учителя — основано на взаимодействии учителя с учащимися и их увлеченностью общим делом;
  2. общение, основанное на принципе дружелюбности — предполагает взаимную увлеченность учителя и учащихся общим творческим процессом. То есть желание учителя участвовать во взаимодействии с учащимися, обеспечивать успешность их совместной деятельности, оказывать поддержку и взаимопомощь;
  3. общение-дистанция — стиль педагогического общения, направленный на установление определенной субординации между объектами обучения с целью достижения и сохранения авторитета учителя;
  4. общение-устрашение — стиль, относящийся к негативной форме общения, поскольку он характеризует учителя как несостоявшегося педагога с низким уровнем профессионализма.

Кроме перечисленных видов педагогического общения выделяют три стиля:

  1. авторитарный стиль, который предполагает превосходство учителя над учениками, подавление любой инициативы учащихся, стремление учителя решать все вопросы, связанные с жизнедеятельностью класса основываясь на собственные установки. При авторитарном стиле общения показатели деятельности учителя и учащихся (успеваемость, дисциплина, организованность) высокие, но атмосфера, психологический климат неблагожелательны.
  2. либеральный стиль педагогического общения, в основе которого лежит нежелание учителя участвовать в совместной с учениками деятельности, равнодушие к ученикам и незаинтересованность в их проблемах. Такой стиль общения характеризуется отсутствием контроля, динамики развития учащихся.
  3. демократический стиль — обеспечивает сотрудничество учителя и учащихся, в котором учитель стремится привлечь каждого ученика к совместной деятельности, сформировать у каждого из них чувство ответственности и долга.

Итак, педагогическое общение — одна из главных составляющих успешной педагогической деятельности. От правильной его организации зависит результат всего образовательного процесса, поэтому учителю очень важно обладать критическим мышлением, чтобы уметь применять различные виды общения в своей педагогической практике.

Литература:

  1. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева. — М.: Мысль,1978.
  2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2000. –440с.
  3. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.-190с.
  4. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
  5. Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, общение, педагогическая деятельность, стиль общения, учащийся, деятельность, совместная деятельность, стиль, уровень профессионализма.


Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Модели педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе

Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Прогностическая деятельность учителя и ученика как важный компонент развития творчески мыслящей личности на уроках русского языка

В статье автор делится опытом работы организации прогностической, творческой деятельности учителя и ученика — важного момента процесса обучения и развития мыслящей личности на уроках русского языка.

Психологические аспекты совместной деятельности

Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

О важности внутреннего говорения для иноязычной речевой практики

В статье рассматривается роль внутренней речи при подготовке к внешней. Определяются ее главная цель и основное свойство, а также функции и характеристики; исследуется практическая значимость внутренней речи для сфер человеческой деятельности.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Похожие статьи

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Модели педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе

Статья раскрывает понятие модели и стиль педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Прогностическая деятельность учителя и ученика как важный компонент развития творчески мыслящей личности на уроках русского языка

В статье автор делится опытом работы организации прогностической, творческой деятельности учителя и ученика — важного момента процесса обучения и развития мыслящей личности на уроках русского языка.

Психологические аспекты совместной деятельности

Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

О важности внутреннего говорения для иноязычной речевой практики

В статье рассматривается роль внутренней речи при подготовке к внешней. Определяются ее главная цель и основное свойство, а также функции и характеристики; исследуется практическая значимость внутренней речи для сфер человеческой деятельности.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Задать вопрос