Основы взаимоотношения преподавателя и студента в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 19.11.2023

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Безносиков, Д. И. Основы взаимоотношения преподавателя и студента в вузе / Д. И. Безносиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107933/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современной системе образования огромное значение уделяется подготовке высококвалифицированных специалистов. Развитие науки и знаний непосредственно влияет на нашу жизнь, а быстрое развитие рынка труда требует нового типа работников. Вузы играют важную роль в передаче профессиональных знаний и умений, а также способствуют развитию креативного подхода к решению проблемных ситуаций. Взаимодействие между преподавателем и студентом, или педагогическое общение, играет ключевую роль в образовательном процессе. Проблемы взаимодействия в вузе охватывают широкий спектр вопросов от ценностно-ориентационных до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения. Коммуникация является одним из самых важных факторов для развития познавательных интересов студентов, и значимость эффективного взаимодействия между преподавателем и студентом весьма высока.

Ключевые слова: педагог, студент, отношение.

In the modern education system, great importance is given to the training of highly qualified specialists. The development of science and knowledge directly affects our lives, and the rapid development of the labor market requires a new type of worker. Universities play an important role in the transfer of professional knowledge and skills, and also contribute to the development of a creative approach to solving problem situations. Interaction between teacher and student, or pedagogical communication, plays a key role in the educational process. Problems of interaction at a university cover a wide range of issues from value-oriented to the quality of knowledge acquired and the effectiveness of its assimilation. Communication is one of the most important factors for the development of students' cognitive interests, and the importance of effective interaction between teacher and student is very high.

Keywords : teacher, student, attitude.

Вопрос воздействия говорящего на слушателей имеет длинную историю изучения. В древности уже Цицерон определил основные коммуникативные задачи: «что сказать, где сказать, как сказать». В наши дни сфера наук, изучающих речевое и педагогическое общение, значительно расширилась. Общение является одной из основных форм взаимодействия людей, и оно происходит повсюду и всегда. Оно имеет множество форм и видов и организует различные виды деятельности. Ощущение полноценного общения оказывает эмоциональное, духовное и интеллектуальное влияние на людей. Педагогическое общение является специфическим взаимодействием педагога и ученика, направленным на усвоение знаний и формирование личности. Оно является неотъемлемой частью педагогического процесса и представляет собой форму межличностных отношений. Педагогическое общение должно быть доброжелательным и осознанным, соответствующим целям обучения. Оптимальное педагогическое общение способствует развитию мотивации и творческого подхода к учебной деятельности. Оно включает как словесную, так и невербальную коммуникацию. Важной составляющей педагогического общения является умение грамотно использовать невербальные средства общения. Педагогическое общение служит инструментом воздействия на личность ученика, обмена информацией и организации взаимоотношений. Оно представляет собой средство решения учебных задач. Важность педагогического общения заключается в индивидуальности педагога и ученика.

Педагогическое общение в обучении и воспитании является важным средством взаимодействия педагога и учащихся. Оно включает в себя обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Взаимодействие основывается на индивидуальности педагога и обучаемого. Это способствует решению учебных задач и успешному обучению и воспитанию. Педагогическое общение также выполняет функции социально-психологического обеспечения воспитательного процесса и организации взаимоотношений.

Стиль педагогического общения — это система взаимодействия между педагогом и учеником, которая зависит от индивидуальных качеств педагога и его представлений о своей роли. Он также отражает коммуникативные возможности учителя, характер отношений педагога и учеников, творческие способности и отношение учителя к ученикам. Некоторые из наиболее распространенных стилей педагогического общения включают авторитарный, попустительский, демократический, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение-дистанция и общение-устрашение. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и важно подобрать подходящий стиль в разных ситуациях образовательного процесса.

Начинающие учителя часто выбирают стиль общения-устрашение или заигрывание, но эти стили неэффективны и не способствуют творческой деятельности. Существует множество вариантов стилей общения, которые могут устанавливать или разрушать взаимодействие. Стиль общения должен быть найден индивидуально для каждого педагога и зависит от его личности.

Вывод

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

— во-первых, педагогическое общение выступает как одна из главных форм педагогического взаимодействия педагога на обучающихся, здесь реализуются не только функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные педагогические задачи;

— во-вторых, важную роль в процессе обучения играет стиль педагогического общения — это система взаимодействия педагога и обучаемого; под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, а также, коммуникативную технику, творческие способности, отношение с обучающимся преподавателя;

— в третьих, следует обозначить, что специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности: не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, — на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений; педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью — на само учебное взаимодействие и на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).

Литература:

  1. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология / Б. Б. Айсмонтас — М.: «ВЛАДОС — ПРЕСС», 2009. — 146 с.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М., 1996.-122с.
  3. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. — 416 с.
  4. Берне, Р. Развитие «Я« концепции и воспитание. Текст / Р. Берне — М.: Прогресс, 1986. — 237 с.
  5. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев — М.: 2003. — 99 с.
  6. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение. Текст. / Л. П. Буева — М., 1978. — 156 с.
  7. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова — Ростов н-Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  8. Грехнев, В. С. Культура педагогического общения/ В. С. Грехнев — М.: Просвещение, 2000.- 56с.
  9. Зимная, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зименя — Ростов -на-Дону, 1997.-57с.
  10. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Каллик — М.: Просвещение, 1987. — 9 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, организация взаимоотношений, индивидуальность педагога, обмен информацией, образовательный процесс, обучающийся, стиль, стиль общения, ученик.


Ключевые слова

студент, педагог, отношение

Похожие статьи

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе

В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Похожие статьи

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Анализ основ формирования психологического климата в педагогическом коллективе

В статье рассмотрены основные определения психологического климата применительно к функционированию образовательной организации и её педагогического коллектива. Особое внимание уделено процессу формирования психологического климата через разрешение о...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Задать вопрос