В современной системе образования огромное значение уделяется подготовке высококвалифицированных специалистов. Развитие науки и знаний непосредственно влияет на нашу жизнь, а быстрое развитие рынка труда требует нового типа работников. Вузы играют важную роль в передаче профессиональных знаний и умений, а также способствуют развитию креативного подхода к решению проблемных ситуаций. Взаимодействие между преподавателем и студентом, или педагогическое общение, играет ключевую роль в образовательном процессе. Проблемы взаимодействия в вузе охватывают широкий спектр вопросов от ценностно-ориентационных до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения. Коммуникация является одним из самых важных факторов для развития познавательных интересов студентов, и значимость эффективного взаимодействия между преподавателем и студентом весьма высока.
Ключевые слова: педагог, студент, отношение.
In the modern education system, great importance is given to the training of highly qualified specialists. The development of science and knowledge directly affects our lives, and the rapid development of the labor market requires a new type of worker. Universities play an important role in the transfer of professional knowledge and skills, and also contribute to the development of a creative approach to solving problem situations. Interaction between teacher and student, or pedagogical communication, plays a key role in the educational process. Problems of interaction at a university cover a wide range of issues from value-oriented to the quality of knowledge acquired and the effectiveness of its assimilation. Communication is one of the most important factors for the development of students' cognitive interests, and the importance of effective interaction between teacher and student is very high.
Keywords : teacher, student, attitude.
Вопрос воздействия говорящего на слушателей имеет длинную историю изучения. В древности уже Цицерон определил основные коммуникативные задачи: «что сказать, где сказать, как сказать». В наши дни сфера наук, изучающих речевое и педагогическое общение, значительно расширилась. Общение является одной из основных форм взаимодействия людей, и оно происходит повсюду и всегда. Оно имеет множество форм и видов и организует различные виды деятельности. Ощущение полноценного общения оказывает эмоциональное, духовное и интеллектуальное влияние на людей. Педагогическое общение является специфическим взаимодействием педагога и ученика, направленным на усвоение знаний и формирование личности. Оно является неотъемлемой частью педагогического процесса и представляет собой форму межличностных отношений. Педагогическое общение должно быть доброжелательным и осознанным, соответствующим целям обучения. Оптимальное педагогическое общение способствует развитию мотивации и творческого подхода к учебной деятельности. Оно включает как словесную, так и невербальную коммуникацию. Важной составляющей педагогического общения является умение грамотно использовать невербальные средства общения. Педагогическое общение служит инструментом воздействия на личность ученика, обмена информацией и организации взаимоотношений. Оно представляет собой средство решения учебных задач. Важность педагогического общения заключается в индивидуальности педагога и ученика.
Педагогическое общение в обучении и воспитании является важным средством взаимодействия педагога и учащихся. Оно включает в себя обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Взаимодействие основывается на индивидуальности педагога и обучаемого. Это способствует решению учебных задач и успешному обучению и воспитанию. Педагогическое общение также выполняет функции социально-психологического обеспечения воспитательного процесса и организации взаимоотношений.
Стиль педагогического общения — это система взаимодействия между педагогом и учеником, которая зависит от индивидуальных качеств педагога и его представлений о своей роли. Он также отражает коммуникативные возможности учителя, характер отношений педагога и учеников, творческие способности и отношение учителя к ученикам. Некоторые из наиболее распространенных стилей педагогического общения включают авторитарный, попустительский, демократический, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение-дистанция и общение-устрашение. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и важно подобрать подходящий стиль в разных ситуациях образовательного процесса.
Начинающие учителя часто выбирают стиль общения-устрашение или заигрывание, но эти стили неэффективны и не способствуют творческой деятельности. Существует множество вариантов стилей общения, которые могут устанавливать или разрушать взаимодействие. Стиль общения должен быть найден индивидуально для каждого педагога и зависит от его личности.
Вывод
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
— во-первых, педагогическое общение выступает как одна из главных форм педагогического взаимодействия педагога на обучающихся, здесь реализуются не только функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные педагогические задачи;
— во-вторых, важную роль в процессе обучения играет стиль педагогического общения — это система взаимодействия педагога и обучаемого; под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, а также, коммуникативную технику, творческие способности, отношение с обучающимся преподавателя;
— в третьих, следует обозначить, что специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности: не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, — на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений; педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью — на само учебное взаимодействие и на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).
Литература:
- Айсмонтас, Б. Б. Общая психология / Б. Б. Айсмонтас — М.: «ВЛАДОС — ПРЕСС», 2009. — 146 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М., 1996.-122с.
- Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. — 416 с.
- Берне, Р. Развитие «Я« концепции и воспитание. Текст / Р. Берне — М.: Прогресс, 1986. — 237 с.
- Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев — М.: 2003. — 99 с.
- Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение. Текст. / Л. П. Буева — М., 1978. — 156 с.
- Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М. В. Буланова-Топоркова — Ростов н-Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Грехнев, В. С. Культура педагогического общения/ В. С. Грехнев — М.: Просвещение, 2000.- 56с.
- Зимная, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зименя — Ростов -на-Дону, 1997.-57с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Каллик — М.: Просвещение, 1987. — 9 с.