В статье автор пытается определить ключевые приоритеты промышленной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: промышленная политика, Российская Федерация, промышленное производство, приоритет.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 года № 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации» под промышленной политикой понимается совокупность правовых, организационных, экономических и иных мер, которые нацелены на рост промышленности РФ, создание благоприятных условий для выпуска конкурентоспособных промышленных товаров, работ и услуг.
На сегодняшний день промышленность России сложно представить в форме единого промышленного комплекса. Первая часть состоит из топливно-энергетического, военно-промышленного комплексов и сырьевой добычи. Она экспортоориентирована и зависима от поставок иностранных государств. Прибыль от экспорта в большей мере направляется в федеральный бюджет, а после распределяется по программам государственного уровня, к которым также относится развитие инноваций. Вторая часть включает в себя гражданский сектор промышленного производства и ориентирована на внутренний рынок. Характерной чертой этого сектора считается низкий уровень доходов и отсутствие экспорта.
В рамках промышленной политики РФ в настоящее время необходимо организовать решение проблем импортозамещения путем принятия соответствующей законодательной нормы о промышленной политике, сформировать региональные координационные центры промышленной политики и устранение трудности импортозамещения в сотрудничестве с федеральными органами власти, поменять вектор направления на совершенствование промышленности в ускоренном темпе. По структуре промышленная политика должна быть единой, но и в то же время многоуровневой в период реализации. В свою очередь, ключевым способом развития страны является рост инноваций в промышленном производстве в контексте промышленной политики.
На сегодняшний день ключевой задачей становления российской экономики считается осуществление существенного социально-экономического и научно-технологического развития. На данный момент происходит реализация более 10 национальных проектов, самым масштабным из которых признается «Цифровая экономика». Благодаря данному проекту в ближайшие пару лет будет сформирована надежная информационно-телекоммуникационная инфраструктура, где будет происходить обмен, обработка, а также хранение огромного количества данных, которой сможет пользоваться любая компания. Цифровая экономика является одним из значимых направлений индустрии 4.0 (четвертой промышленной революции), именно поэтому ей необходима поддержка инструментов как экономической, так и промышленной политики.
Совершенно новым приоритетом является развитие цифровой экономики. Он нуждается в значительном количестве уточнений в представлении возможных инструментов осуществления промышленной политики. Реализация промышленной политики, которая нацелена на рост цифровой экономики, может происходить как путем прямого выделения ресурсов на данные задачи, так и путем применения разных инструментов регулирования экономики.
Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» предусматривает как стимуляцию деятельности в промышленной сфере, приоритетную помощь оборонно-промышленного комплекса, так и поддержку модернизации промышленности на отдельных территориях. Поэтому подготовка регионов к цифровой экономике, формирование в этих регионах определенных условий для ее роста является необходимостью, ведь без данных условий невозможно осуществить приоритеты промышленной политики, которые непосредственно связаны с цифровизацией экономики. Цифровое развитие не может быть реализовано без проактивного регулирования, как ключевого направления промышленной политики, благодаря которой происходит коллективная работа всех органов власти, объединение с программами инновационного развития и отраслевыми программами. В свою очередь увеличивается актуальность «управления по готовности», другими словами, формирования функций акселерации проектов и подготовка групп на каждом уровне государственного управления.
Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» предусматривает 5 видов субсидий, предоставляемых в промышленном секторе, государственные гарантии и кредиты на льготных условиях, выдаваемые по результатам конкурсного отбора и имеющие целевой характер.
Фонд развития промышленности признается самым результативным инструментом государственной промышленной политики с точки зрения эффективности модернизации промышленности. Данный Фонд оказывает поддержку высокотехнологичным секторам промышленности и оказывает влияние на развитие традиционных секторов промышленности. Тем не менее, с изменением приоритетов промышленной политики менялись и направления применения этого Фонда. В следствие изменения геополитической ситуации сформировались новые приоритеты, которые были направлены на решение вопросов импортозамещения. Однако эффективность промышленной политики увеличивается, когда она становится экспортоориентированной.
Несмотря на то, что в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» от 21.07.2014 N 219-ФЗ, промышленность Российской Федерации должна была перейти к работе на базе принципов наилучших доступных технологий (НДТ), данные инструменты не были введены своевременно. После 2019 года приоритетность применения ресурсов Фонда на совершенствование существующего производства для соответствия значениям НДТ снова стала актуальной.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время создается новейшая модель развития отечественной экономики, которая формируется на базе перехода к экспортоориентированной промышленности по мере ее совершенствования и повышения развития инноваций в контексте новой промышленной политики. Проведение промышленной политики может быть успешным лишь в том случае, когда выдерживается конкретный вектор движения для достижения долгосрочных целей развития и последовательность выполнения поставленных приоритетов. Тем не менее, возникновение большого количества новейших трендов развития технологий, которые сложно спрогнозировать, обусловливают целесообразность апробации и другого подхода к выбору приоритетов, которые поддерживаются промышленной политикой.
Литература:
- Осипов В. С. Промышленная политика России. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020.
- Семенович Л. А. Промышленная политика и антикризисное управление предприятиями. — М.: РИОР, 2023.
- Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. — М.: Социум, 2020.
- Левенчук А. И. Промышленная политика и международные отношения: в 2 кн. Кн. 1. Международная торговля. — М.: Социум, 2020.
- Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 N 219-ФЗ (последняя редакция)