В статье поднимается проблема определения понятия «технологический суверенитет», анализируются особенности технологического суверенитета, выделяются основные направления политики по его достижению в Российской Федерации на современном этапе правового регулирования.
Ключевые слова : суверенитет, технологический суверенитет, правовое регулирование, предпринимательская деятельность, импортозамещение.
Усложняющаяся за последние годы мировая экономическая ситуация и введение санкционных ограничений существенное сказывается на сформировавшееся во второй половине ХХ века глобальное распределение труда, ресурсов и капитала, что весьма негативно отражается на отечественной экономике и, в первую очередь, на промышленном производстве, которое подверглось революционному преобразованию и за три десятилетия переориентировалось на открытые рынки, в значительной степени разрушив имевшийся потенциал, ранее построенные кооперационные, научные и производственные связи [1, С. 32–25].
В современных условиях эффективность функционирования и развития национальных экономических систем непосредственно зависит как от степени обеспеченности субъектов хозяйствования последних высокопроизводительными основными фондами отечественного производства, так и от способности производить инновационные оборудование и технологии, конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировом отраслевых рынках. В связи с чем, одним из приоритетов государственной политики становится обеспечение технологического суверенитета России.
Следует отметить, что зарождение концепции технологического суверенитета в современном российском общественно-политическом пространстве, а, равно как и использование данного термина, было обусловлено событиями после присоединения Крыма в 2014 году на фоне введения антироссийских санкций. Новое звучание он приобрел в 2022 г., когда «технологический суверенитет» стали использовать вместо слова «импортозамещение» [2].
Так, зарождение концепции технологического суверенитета было связано с принятием Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 [3].; а также гармонизацией государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 [4]., и индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в целях формирования устойчивого внутреннего спроса на достижения отечественной науки.
На сегодняшний день применительно к новым условиям Правительством РФ разработана дорожная карта достижения технологического суверенитета, сформирована Концепция технологического развития [5]., скорректирован порядок реализации Национальной технологической инициативы. Издан указ Президента РФ от 14 апреля 2022 г. № 203 о создании Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по вопросам обеспечения технологического суверенитета. В названных документах определяются общие подходы к вопросу о технологическом суверенитете, основные цели и задачи политики государства в указанной сфере.
Однако, несмотря на широкое использование указанного термина как в российской правовой доктрине, так и в системе различных источников права, определение данного понятия не нашло отражение в нормативных правовых актах. Отсутствует и единство подходов относительно исследуемой дефиниции в науке, что обусловлено рядом факторов:
– эволюция понятия на протяжении всего исторического пути развития данного феномена;
– отсутствие единства подходов в политической, экономической и технологической науке;
– неопределенность правового аспекта указанного понятия.
В частности, можно выделить несколько подходов в вопросе определения понятия технологического суверенитета.
С политической точки зрения технологический суверенитет рассматривается как часть государственного. Этот подход основан на исторически сложившейся трактовке понятия «суверенитет» как государственного суверенитета, под которым обычно понимается верховная власть над неким политическим образованием (политико-территориальной единицей) и независимость во внешних и внутренних делах [6, С. 2377–2378].
В основе технологического подхода лежит понимание технологического суверенитета как зависимости государства от наличия определённых технологий, а также науки как базы для их создания и соответствующего производства как способа преобразования этих технологий в готовую продукцию [7, С. 39–45].
Технологический суверенитет в рамках идеологического течения, может быть рассмотрен как стремление государств к развитию научно-технического потенциала и сохранению его в пределах своей территории, иными словами, как идеологию, противоположную техноглобализации [8, С1301–1314].
Однако, наибольший интерес для настоящего исследования представляет определение правового аспекта указанного понятия. Прямого определения понятия технологический суверенитет в российском законодательстве пока нет.
Между тем, нормативно-правовое понимание технологического суверенитета также следует связать с понятиями более высокого уровня — экономическим и государственным суверенитетами.
Прямое определение экономического и государственного суверенитета и отсылки к принципам определения технологического суверенитета содержатся в документах уровня стратегий, утверждаемых указами Президента РФ:
– понятие «экономический суверенитет» закреплено в Стратегии экономической безопасности РФ: «...объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств»;
– в Стратегии национальной безопасности РФ есть отсылки к необходимости «обеспечения технологической независимости и конкурентоспособности страны…», преодоления «критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих»...;
– в Стратегии научно-технологического развития РФ расшифровывается понятие независимость: «достижение самостоятельности в критически важных сферах жизнеобеспечения за счет высокой результативности исследований и разработок и практического применения полученных результатов».
Таким образом, технологический суверенитет с правовой точки зрения можно определить как часть экономического и государственного суверенитета, определяющая возможность и способность страны независимо от внешних воздействий выбирать, создавать, приобретать, использовать, продвигать технологии для достижения самостоятельности в критически важных сферах жизнеобеспечения за счет высокой результативности исследований и разработок и практического применения полученных результатов.
Рассмотрев особенности определения понятия, можно заключить, что технологический суверенитет — относительно новая категория, которая широко вошла в юридический оборот, что предопределяет целесообразность разработки ее легальной дефиниции. При этом, действующее правовое регулирование в данной сфере отношений не содержит определения понятия, что является существенным упущением законодателя. В связи с чем, представляется необходимым закрепить на законодательном уровне вопросы технологий искусственного интеллекта.
Литература:
- Горин Е. А., Кузнецов С. В. Научно-технологическое развитие: стимулы ускорения и механизмы реализации // Инновации. 2016. № 6 (212). с.33–35.
- Что такое «технологический суверенитет» и возможно ли его достичь? // Индекс.новости. URL: https://ilex.by/ (дата обращения: 01.05.2023).
- Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2023 г. № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам»... (документ не вступил в силу) // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
- Афанасьев, А. А. Технологический суверенитет как научная категория в системе современного знания / А. А. Афанасьев // Экономика, предпринимательство и право. 2022. — № 9. — С. 2377–2394. DOI: 10.18334/epp.12.9.116243.
- Ковалева, Т. К. Критические и возникающие технологии и национальная безопасность: новые инструменты государственного регулирования в США / Т. К. Ковалева // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 1. — С. 39–45.
- Ештокин, С. В. Сквозные технологии цифровой экономики как фактор формирования технологического суверенитета страны / С. В. Ештокин // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 1301–1314. DOI: 10.18334/vinec.