В статье анализируются особенности правого регулирования применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации, выделяются основные направления правого регулирования, а также поднимаются проблемы правого регулирования применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова : правовое регулирование, предпринимательская деятельность, искусственный интеллект, технологии искусственного интеллекта.
Россия является далеко не первой на пути создания нормативного регулирования в сфере искусственного интеллекта. В целом в ряде стран не только приняты национальные стратегии развития технологий искусственного интеллекта, но также стали появляться первые полноценные нормативные правовые акты с нормами непосредственного действия [5, С. 232].
Сопоставление векторов регулирования технологий искусственного интеллекта позволяет выделить три модели регулирования технологий искусственного интеллекта, используемых в предпринимательской деятельности.
В первой модели основную роль играют документы стратегического планирования, а нормы непосредственного действия, в свою очередь, имеют минимальный «вес». Сюда можно отнести, на наш взгляд, Китай, а также целый ряд европейских стран.
Во второй модели регулирования больший вес имеют нормы непосредственного действия, регулирующие общественные отношения в связи с использованием отдельных видов систем искусственного интеллекта, а также прослеживаются и попытки создать комплексное регулирование. Ко второй модели можно отнести ряд стран, где приняты законы о конкретных видах продуктов с применением систем искусственного интеллекта (например, Южная Корея).
Третья, гибридная, модель является своеобразной комбинацией обоих векторов правового управления и, соответственно, первых двух моделей (в частности, США и страны ЕС).
В Российской Федерации вопросы правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта и робототехники находятся в начальной стадии развития и поэтому имеют особое значение, особенно на фоне резко обострившихся международных отношений и санкционной политики Запада в отношении России, больше всего сконцентрированной на наиболее важных наукоемких направлениях.
В связи с чем, считаем необходимым выделить особенности правового регулирования применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации с целью определения формируемой модели правового регулирования в России.
Прежде всего, необходимо отметить федеральный характер регулирования. Так, регулирование вопросов применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации в силу пп. «и», «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящих информационные технологии, а также обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных к предметам ведения Российской Федерации. Данная особенность исключает регулирование применения искусственного интеллекта на уровне нормотворчества субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, следует выделить стратегический характер регулирования. В частности, приходится констатировать, что в настоящее время цель правового регулирования преимущественно связывается с созданием правовой основы для внедрения прикладных систем с искусственным интеллектом и стимулирования их развития.
При этом, до июня 2019 г. в стране не существовало развитой стратегии искусственного интеллекта. В национальной программе «Цифровая экономика» [3] ключевые индикаторы развития данной сферы были описаны весьма поверхностно. Однако, утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в России на период до 2030 года [2] ознаменовало важную веху в развитии регулирования применений технологий искусственного интеллекта, обозначив основные ориентиры развития искусственного интеллекта, а также меры, направленные на его использование.
Вместе с тем, принята и Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 19 августа 2020 г. № 2129-р [4], которая определила основные подходы к трансформации системы нормативного регулирования в Российской Федерации для обеспечения возможности создания и применения таких технологий в различных сферах экономики.
Системный анализ данных актов позволяет сделать вывод, что скорее они выделяют проблематику использования технологий искусственного интеллекта и включают предложения по совершенствованию правового регулирования данной сферы отношений, т. е. фактически представляют собой документы стратегического планирования, закрепляющие нормы-цели и нормы-принципы.
В качестве третьей особенности можно выделить преимущественно подзаконный характер регулирования. В частности, выделенные ранее источники права представляют собой результат подзаконного нормотворчества. При этом, специальный законодательный акт, регулирующий вопросы применения и использования технологий искусственного интеллекта так и не был принят до настоящего времени, несмотря на обозначения такой цели в актах стратегического планирования.
Стоит сделать уточнение, что действительно 1 июля вступил в силу Федеральный закон 123-ФЗ от 24 апреля 2020 г. «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 федерального закона «О персональных данных», который в профессиональном сообществе назвали «Законом об искусственном интеллекте» [1].
Между тем, положения данного закона не имеют никакого отношения к непосредственному регулированию вопросов применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности, а направлены также на стимулирование внедрения таких технологий, в силу чего также может быть отнесен к актам стратегического планирования.
В-четвертых, важно обозначить комплексный характер правого регулирования отношений в сфере применения технологий искусственного интеллекта. В частности, указанные отношения в равной степени подлежат регулированию нормами гражданского, предпринимательского, информационного, конституционного и других отраслей права, поэтому в науке встречаются даже такие оценки ситуации, как «конкуренция отраслей права» за регулирование искусственного интеллекта.
В условиях отсутствия специального законодательного акта подобные дискуссии относительно принадлежности регулирования вопросов применения искусственного интеллекта не утихают.
Рассмотрев особенности правового регулирования применения искусственного интеллекта в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации, можно заключить, что в Российской Федерации пока формируется исключительно первая модель правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта (модель стратегического планирования).
При этом, действующее правовое регулирование в данной сфере отношений все же далеко от совершенства, что определяется как отсутствием целостного законодательного акта, так и не выработкой общепризнанного подхода в вопросах использования технологий искусственного интеллекта на уровне доктрины. В связи с чем, представляется необходимым закрепить на законодательном уровне вопросы технологий искусственного интеллекта.
Литература:
- Федеральный закон 123-ФЗ от 24 апреля 2020 г. «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 федерального закона «О персональных данных» (с изм. и доп. от 20 октября 2022 г. № 409-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; СЗ РФ. 2022. № 43. Ст. 7272.
- Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
- Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
- Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года» // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
- Регулирование робототехники: введение в «робоправо»: Правовые аспекты развития робототехники и технологий искусственного интеллекта / В. В. Архипов; под ред. А. В. Незнамова. М., 2018. С. 232.