Некоторые аспекты применения искусственного интеллекта в правовом регулировании общественных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 26.05.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Плетнева, А. И. Некоторые аспекты применения искусственного интеллекта в правовом регулировании общественных отношений / А. И. Плетнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114786/ (дата обращения: 28.06.2024).



Искусственный интеллект становится все более важным элементом в правовом регулировании общественных отношений в социальной сфере. В настоящей работе обсуждаются некоторые аспекты применения искусственного интеллекта в правовой практике, выявляя значимость этой технологии и её потенциальные преимущества.

Ключевые слова: искусственный интеллект, интеллектуальная собственность, правовое регулирование, общество.

В современном мире общество все более активно использует возможности искусственного интеллекта (далее по тексту — ИИ) в различных сферах деятельности, не игнорируя и юридическую. ИИ привносит новые методы и подходы, которые способствуют улучшению процессов принятия правовых решений, обеспечение справедливости и повышение эффективности в предоставлении социальных услуг. В контексте правового регулирования общественных отношений в социальной сфере, ИИ может быть задействован, к примеру, для улучшения процессов формирования законов, принятия юридических решений, анализа юридической информации и других немаловажных аспектов.

Процесс разработки и внедрения искусственного интеллекта, вследствие как результат научно-технологического прогресса, перед современным обществом ставит множество вопросов технического и социально-гуманитарного характера. Одним из ключевых значений в области социально-гуманитарных исследований можно считать вопрос о влиянии искусственного интеллекта на людей, общество и государство в целом. Это воздействие может быть как благоприятным, так и весьма угрожающим. Из этого следует вывод о том, что обществу важно задуматься, как получить наибольшую выгоду от развития и применения ИИ, одновременно обеспечивая для себя безопасность.

Для поиска ответа на этот вопрос социально-гуманитарные науки подчеркивают важность регулирования данного процесса. Анализируя различные источники, все чаще упоминаются темы для обсуждения о внедрении необходимых механизмов контроля как на этапе развития, так и на этапе использования искусственного интеллекта. Этот процесс должен опираться на принципы благополучия и безопасности граждан. Данное регулирование становится предметом не только фундаментальных и прикладных исследований, но и актуальным вопросом в сфере социально-правового регулирования развития и использования ИИ и связанных технологий, что включает в себя создание правовой системы, формирование необходимых институтов и установление процедур, которые играют важную роль в организации регулирования отношений. Объектом выступает само применение искусственного интеллекта, то есть технологий, методов и моделей искусственного интеллекта, которые применяются в правовом контексте для регулирования общественных отношений.

Так, в связи с развитием и регулированием сферы искусственного интеллекта в России дан вектор, который подтверждается рядом документов, а именно Указами Президента РФ: стратегия научно-технологического развития (Указ № 642 от 2016 г.) определяет искусственный интеллект как одно из приоритетных направлений научно-технологического развития страны [2]; Указ № 490 от 2019 г. «О развитии искусственного интеллекта в РФ» утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [3]; Распоряжение Правительства № 1632-р от 2017 г. утверждает программу по цифровой [6] ; Федеральный закон № 123-ФЗ от 2020 г. позволяет проводить эксперимент по внедрению технологий ИИ в Москве и вносит изменения в закон о персональных данных [1]; Распоряжение № 2129-р от 2020 г. утверждает Концепцию регулирования отношений в сфере ИИ и робототехники до 2024 года [4].

Таким образом, данные документы формируют правовую базу и стратегическое направление для активного развития и регулирования технологий искусственного интеллекта в России в ближайшие годы.

Важным аспектом в регулировании деятельности искусственного интеллекта является создание объектов интеллектуальной собственности при участии ИИ. Важно найти баланс между интересами как для объектов, созданных с помощью ИИ, так и для стандартных случаев создания интеллектуальной собственности людьми.

Международные нормы, установленные в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 года, определяют рамки возможных ограничений прав правообладателей и должны рассматриваться национальными правовыми системами с гарантией прав правообладателей. В России это было реализовано в 2021 г. в ст. 1360 и введения ст. 1360.1 ГК РФ [1], через внесение изменений в законодательство, касающиеся использования изобретений для производства лекарственных средств для экспорта.

По мнению автора, для более эффективного управления разработкой, внедрением и использованием устройств и решений на базе искусственного интеллекта необходимо тщательное изучение правовых норм, объединенных в систему права. Также, некоторые исследователи считают, что право искусственного интеллекта может рассматриваться как отдельная отрасль права или даже как отдельный правовой институт. Например, Н. В. Мишина полагает, что право искусственного интеллекта формируется под влиянием цифровизации общественных отношений [6, c. 62–65]. Она аргументирует, что более подходящим названием для новой группы правовых норм, связанных с регулированием искусственного интеллекта, является «право искусственного интеллекта», утверждая, что другие термины, такие как «робоправо», не полностью отражают суть этой цифровой технологии, лежащей в основе развития социальных отношений.

Таким образом, искусственный интеллект играет все более значимую роль в правовом регулировании общественных отношений в социальной сфере. Однако, для решения проблемы и успешной интеграции искусственного интеллекта в правовую практику необходимо учитывать этические, юридические и социокультурные аспекты. Активное взаимодействие между юристами и специалистами по искусственному интеллекту позволит создать сбалансированные решения, которые будут соответствовать интересам общества и обеспечивать справедливое правосудие. В конечном итоге, гармоничное сочетание правовых норм и технологических инноваций открывает широкие перспективы для улучшения общественной жизни и обеспечения правовой защиты граждан в современном мире.

Литература:

  1. О внесении изменения в статью 1360 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 30.04.2021 № 107-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 14.05.2024)
  2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (с изм. и допол. в ред. от 15.03.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 14.05.2024)
  3. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 (с изм. и допол. в ред. от 15.02.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 15.05.2024)
  4. О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»: Указ Президента Российской Федерации от 24.04.2020 № 123-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 15.05.2024)
  5. Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.08.2020 № 2129-р // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 14.05.2024)
  6. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Акт правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № № 1632-р // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (дата обращения: 14.05.2024)
  7. Мишина, Н. В. Право искусственного интеллекта как новая сфера правового регулирования или новая отрасль права // Евразийский союз ученых. 2020. № 3–5 (72). — С. 62–65.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, интеллектуальная собственность, правовое регулирование, социальная сфера, аспект, отношение, правовая практика, Россия, современный мир.


Похожие статьи

Задать вопрос