В статье дается анализ проблем правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, а также анализируются теоретические позиции по данному вопросу, что является значимым для выработки эффективного баланса обеспечения коммерческого интереса, а также выполнения социальных задач государства.
Ключевые слова: корпоративные отношения, участие государства в корпорации, государственное участие, публично-правовые образования, государственные корпорации.
In the article presents an analysis of the problems of legal regulation of the participation of the Russian Federation, and also analyzes theoretical positions, therefore.
Keywords: corporate relations, state participation in corporations, state participation, public law entities, state corporations.
Участие Российской Федерации в корпоративных правоотношениях обусловлено объективными факторами. Государство через подобное участие осуществляет свои специализированные конституционные задачи, а также выполняет функции обеспечения устойчивости и конкурентоспособности различных экономических отраслей.
Государственное участие может осуществляться прямым образом, то есть через государственные органы или опосредовано — через специально создаваемые юридические лица. Однако подобное участие государства в корпоративных правоотношениях подвергается критике в российской цивилистике, как справедливо отметил О. В. Гутников [1].
Так, если подойти к подобному анализу с позиции права собственности, можно обнаружить, что имущество, закрепленное за публичным образованием посредством государственного юридического лица лишено вещно-правового содержания. Вместе с тем, полагаем, что данное суждение наоборот, свидетельствует о корпоративной природе отношений, в которых Российская Федерация выступает особым субъектом, а не об искусственном их отнесении к вещно-правовым элементам.
Например, если рассмотреть содержание прав хозяйственного ведения или оперативного управления, можно резюмировать, что ограничения, налагаемые на данные виды прав в отношении собственника имущества, юридического лица включаются в и отражают природу корпоративных отношений по управлению юридическим лицом между собственником юридического лица и самим юридическим лицом. Подобное участие государства прослеживается в основном в корпорациях, которые осуществляют общественно важные и полезные задачи. Примерами таких корпораций служат ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», ПАО «Сбербанк», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» и другие.
Российская Федерация как особый субъект корпоративных правоотношений проявляется через множество публичных участников, которыми выступают Россия в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, имеющие корпоративные права и выполняющие обязанности через соответствующие органы власти и организации на основании положений ст. ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации [2]. Одним из таких органов является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данный орган власти наделен обширными полномочиями в рамках управления корпоративным имуществом.
Несмотря на то, что в настоящее время разработан достаточно большой объем нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности участия государства в корпоративных правоотношениях, на практике возникают сложности из-за отсутствия кодифицированного законодательного акта, который детально регулирует эти вопросы. К сожалению, основу регулирования данных правоотношений составляют противоречащие друг другу подзаконные акты федеральных органов и субъектов РФ.
При непосредственном участии в корпоративных правоотношениях государство приобретает право собственности на акции, посредством приватизации, наследования выморочного имущества или предоставления бюджетных инвестиций. В юридической литературе ведутся оживленные дискуссии по вопросу возможности и невозможности свободного учреждения корпораций публично-правовыми образованиями. Так, часть авторов склоняется к мнению, что подобный запрет относится только к учреждению хозяйственных обществ органами государственной власти и местного самоуправления от своего имени [3]. Полагаем, что данная позиция имеет право на существование, поскольку в ст.125 Гражданский кодекс РФ на представительское участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском обороте.
Иные авторы придерживаются позиции, что участие в организациях, созданных с целью получения прибыли публично-правовых образований, возможно только в отдельных и в определенных законом случаях [4]. Например, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере помимо обычных субъектов гражданского оборота, могут выступать публично-правовые образования. Однако в Законе об Акционерных обществах содержится запрет на такую форму участия государства в этих организациях, как их учреждение, кроме случаев, установленных федеральным законом [5]. Более того, среди таких случаев можно назвать положения ст.80 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие что при получении бюджетных инвестиционных средств организациям соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления приобретают право на тождественную часть уставных (складочных) капиталов таких юридических лиц, которое оформляется в уставных капиталах в соответствии с гражданским законодательством [6].
Подобные ограничения корпоративных прав публичных образований содержатся в ст.25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно данной норме государственным и муниципальным органам предоставляется право вносить имущество и исключительные права в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ только, если они приобрели 25 % плюс одну акцию [7].
Из анализа вышеназванных положений нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что гражданское законодательство предусматривает ограничения на реализацию права участия Российской Федерации в полных товариществах, одновременно предоставляя возможность участия в хозяйственных обществах и товариществах на вере. При этом Закон об Акционерных обществах содержит запрет на учреждение этой организационно-правовой формы юридического лица только органами государственной власти и местного самоуправления, а не муниципальным образованием. Положения Бюджетного кодекса и специализированный закон, регулирующий вопросы приватизации указывает на отдельные основания возникновения права на участие в корпорациях для государства.
Таким образом, действующее законодательство посредством определения различных запретов устанавливает ограничения на участие Российской Федерации в некоторых организационно-правовых формах корпораций. Однако на такое действие, как учреждение прямой запрет не прописан. Вместе с тем, существование такого ограничения вытекает из толкования общих положений Гражданского кодекса, в том числе ст.125, поскольку органы власти имеют право выступать от лица соответствующего действующего публично-правового образования. Конфликт интересов участия России в корпоративных правоотношениях может проявиться в виду дуалистической природы государства, при которой с одной стороны, преследуется имущественный, коммерческий интерес, а с другой — социальный, выражающий волю граждан, проживающих на территории страны.
Литература:
- Гутников О. В. Государственные организации как субъекты корпоративных отношений: о допустимости участия в корпоративных отношениях унитарных юридических лиц. // Журнал российского права, № 7. 2016. –С.44–53.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Российская газета, № 238–239. 08.12.1994.
- Шиткина И. С. Корпоративное право: Учебник //-М.: КНОРУС. — 2015. — С. 361.
- Высотина В. И. Государство как участник корпоративных правоотношений. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3–2. С. 45–47.
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах» // Российская газета, № 248. 29.12.1995.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Российская газета, № 153–154. 12.08.1998.
- Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета, № 16. 26.01.2002.