В статье рассматривается состояние рынка одной из важнейших отраслей легпрома России — текстильной промышленности, а также меры государственной поддержки, оказываемые ей в наше время.
Ключевые слова: текстильная промышленность, легкая промышленность, Стратегияразвития, программа поддержки, меры государственной поддержки, субсидирование
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная промышленность. Об этом свидетельствует наибольшая доля текстильного производства в общем объеме легкой промышленности — 45 %. Для сравнения, доли двух других основных отраслей легкой промышленности — швейного производства и производство кожи, изделий из кожи и производство обуви — составляют 30 % и 25 %, соответственно (Рис. 1) [3].
Рис. 1. Структура легкой промышленности РФ, %
К текстилю относятся изделия, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей, например, из ваты, сети, ткани и пр., которые изготавливаются, как правило, из пряжи на ткацком станке. Не являющаяся тканью материя, такая как трикотаж, войлок, современные нетканые материалы и пр., также считается текстильной.
Текстильная промышленность — одна из старейших отраслей, зародившаяся в 18 столетии в Англии. Для нашего государства она является традиционно значимой отраслью, которая играет значительную роль как в валовом внутреннем продукте, так и в международном географическом разделении труда.
На сегодняшний день, текстильная промышленность представляет собой группу отраслей лёгкой промышленности, занимающихся переработкой растительных (хлопок, лён, пенька, кенаф, джут, рами), животных (шерсть, шёлк коконов шелкопряда), искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани. Она состоит из таких подотраслей как:
– Производство хлопчатобумажных тканей;
– Производство шерстяных тканей;
– Производство льняных тканей;
– Производство шелковых тканей;
– Производство тканей из искусственных волокон;
– Производство нетканых материалов.
Продукция, изготавливаемая отраслью текстильной промышленности может стать сырьем для многих других отраслей легкой промышленности, а также использоваться как вспомогательные материалы в таких отраслях промышленности, как швейная, обувная, пищевая и пр. [1].
Основной продукцией текстильной промышленности, направленной на удовлетворение потребностей населения, являются ткани. На протяжении последних нескольки лет наблюдается постепенное увеличение их производства. Так, в 2015 году их производство возросло на 1,173 млн. м2 по сравнению с показателями 2010 года [6].
Большая часть производимых тканей приходится на хлопчатобумажные. В структуре мировой текстильной промышленности на долю хлопчатобумажных тканей приходится 67 % от общего производства, в РФ этот показатель составляет 82.7 %.
За период с 2010 по 2015 гг. наблюдается постепенное снижение производства хлопчатобумажных тканей в РФ. Например, в 2015 году их было произведено порядком 1176 млн. м2, что на 55 млн.м2 меньше, чем в 2014 г. (Рис.2) [6].
Рис. 2. Производство хлопчатобумажных тканей, млн. м2
В целом, в РФ за озвученный период прослеживается тенденция уменьшение производства натуральных тканей. К примеру, в 2015 г., по сравнению с 2010 г., производство льняных тканей снизилось почти в два раза (52,5 млн.м2–2010 г., 25,9 млн.м2. — 2015 г.). Что касается производства шерстяных тканей, то тут прослеживается аналогичная ситуация — в 2010 г производилось 20,7 млн.м2, а в 2015 этот показатель упал до 9,3 млн.м2. (Рис.3) [6].
Причину подобной тенденции Министерство промышленности и торговли РФ видит в недостаточности отечественного сырья для текстильной промышленности.
Рис. 3. Производство льняных и шерстяных тканей, млн. м2
Для поддержки легкой промышленности, а также и текстильной, как ее неотъемлемой части, Правительством РФ были разработаны программы поддержки и развития.
Отрасль легкой промышленности оказывает немаловажную роль в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, поэтому и не удивительно, что лидирующие мировые страны обращают особое внимание на развитие отрасли, оказывая ей существенную инвестиционную поддержку. Что касается РФ, то подобная практика для нашего государства не была характерна, в связи с чем, рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модной продукции происходило по большей части благодаря импорту. Однако «времена меняются — меняются нравы», так и ситуация меняется, что позволяет предположить, что легкая промышленность РФ будет включена в число приоритетных отраслей экономики страны, по аналогии с ведущими мировыми странами. Базой для подобного предположения служит утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли РФ «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года», которая разработана по поручению Президента РФ и Правительства РФ. Стратегия должна стать одним из ключевых инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года.
В основе Стратегии лежит переход легкой промышленности на инновационную модель развития, которая направлена на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Значительное внимание акцентированно на вопросах защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического перевооружения, а также развития отраслевой науки, импортозамещения и экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.
По прогнозам, в результате реализации Стратегии должны быть созданы экономические условия для роста объемов производства конкурентоспособной продукции к 2020 году, в сравнении с уровнем 2008 года, в 3,1 раза и повышение экспорта в 4,0 раза, объем которого в 2020 году должен будет составить около 3,0 млрд. долларов США.
Реализация предусмотренных Стратегией мероприятий способствует повышению конкурентоспособности отечественных компаний, увеличение доли инновационной продукции, укреплению позиций, а также завоеванию новых сегментов на внутреннем и внешнем рынках. В перспективе, доля товаров отечественного производства на внутреннем рынке должна составить порядком 50 %, товаров инновационного характера и имеющих патентную защиту — не менее 46 % объема производимой легкой промышленностью продукции. Что благоприятно скажется на обеспечении экономической и экологической безопасности, а также способствует повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест [2].
Достижение цели и решение определенных Стратегией задач осуществляется на основе реализации предусмотренных программных мероприятий.
В 2016 году Минпромторгом РФ была утверждена программа поддержки лёгкой промышленности, содержащая в себя меры, направленные на техническую и технологическую модернизацию предприятий лёгкой промышленности, в том числе текстильной, стимулирование спроса на российскую продукцию, увеличение объёма её производства.
Данная программа включает в себя комплекс мер, призванных оказать государственную поддержку отрасли лёгкой промышленности, беря в расчет характер развития названного сектора экономики.
Немаловажным аспектом является, предусмотренное Программой, предоставление Правительству права определять критерии отнесения предприятий лёгкой промышленности к субъектам малого и среднего предпринимательства с целью предоставления им государственной поддержки. Также, Программа предусматривает продление на 2016 г. субсидирования организаций лёгкой и текстильной промышленности в отношении возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств, финансирование текущей деятельности и на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению.
Помимо этого, программой предусмотрены:
– создание механизма упрощённого доступа предприятий лёгкой промышленности к кредитным средствам, в частности в целях реализации проектов импортозамещения;
– расширение действия запрета на допуск товаров лёгкой промышленности, исходящих из иностранных государств, с целью закупок для федеральных нужд на региональный и муниципальный уровни;
– подготовка предложений по продвижению продукции лёгкой промышленности российского производства при закупках компаниями с государственным участием;
– формирование понятия «монолот» и дополнение Перечня отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, относительно которых определяется ограничение допуска для закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, кодами и наименованиями видов медицинских изделий [5].
Таким образом, реализация Программы будет содействовать технической и технологической модернизации предприятий легпрома, поощрению спроса на российскую продукцию, увеличению объёма её производства.
Среди мер государственной поддержки отрасли, одной из самых эффективных признается субсидирование выплаты процентов по кредитам, полученным предприятиями текстильной и легкой промышленности.
К программам субсидирования относятся следующие:
- Субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, которые получены на техническое перевооружение. В частности, предусматривается возмещение 2/3 суммы процентов по кредиту на уплату процентов по кредитам, взятых в российских кредитных организациях в 2013–2015 гг. на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению:
а) не более 8 % годовых для валютного кредита;
б) не более 2/3 ставки рефинансирования для рублевого кредита.
- Субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, полученных на формирование межсезонных запасов. Установлено возмещение 70 % суммы оплаченных процентов на обслуживание кредитов, привлеченных в российских кредитных организациях в 2012–2016 годах, на цели формирования межсезонных запасов в целях производства товаров легкой промышленности на срок до 3 лет:
а) не более 8 % годовых для валютного кредита;
б) не более 70 % от ставки рефинансирования для кредита в рублях.
- Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию новых инвестиционных проектов по приоритетным направлениям. Они направлены на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в отечественных кредитных организациях в 2014–2016 гг. на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности в контексте подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
- Субсидии на возмещение части затрат на уплату кредитов, полученных на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности. Предусмотрено направить бюджетные средства в размере 500 млн. рублей Минпромторгу РФ для предоставления в 2016 году субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 и (или) 2016 годах на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Внешэкономбанк», а также в международных финансовых организациях, сформированных согласно международным договорам, участником которых является РФ, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности.
- Субсидии на возмещение части затрат на проведение НИОКР. Условиями их предоставления являются:
а) инвестирование заемных средств организацией-получателем субсидии в объеме не более 70 % общего объема инвестиций в этот проект;
б) общая стоимость инвестиционного проекта должна составлять от 100 млн. руб. до 2 млрд руб. [4].
Таким образом, на сегодняшний день наблюдается активная поддержка отрасли текстильной промышленности, которая выражается в утвержденной Стратегии, призванной явиться стать одним из ключевых инструментов государственной политики в решении проблем отрасли, и привлечении инвестиций в целях ее результативного развития на период до 2020 г., а также принятии соответствующих программ по её реализации.
Литература:
- Морозова Т. Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Региональная экономика: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 641 с.;
- Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 N 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации» // Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96394/#96394 (дата обращения: 4.01.2017);
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (разработан Минэкономразвития России) // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMacro/20151026 (дата обращения: 4.01.2017);
- Программы субсидирования // Рустекстиль. URL: http://www.rustekstile.ru/support-measures-programmsub (дата обращения: 4.01.2017);
- Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 N 85-р (ред. от 10.12.2016) Об утверждении программы поддержки легкой промышленности на 2016 год. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193058/ (дата обращения: 4.01.2017);
- Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2016. — 543 с.