Важной составляющей стратегии развития экономической сферы России является обеспечение конкурентоспособности. Инвестиционная деятельность является одним из ключевых элементов, необходимых для развития конкурентоспособности рынка страны. Выбор правильной стратегии инвестиционной деятельности является ключевых элементом.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, конкурентоспособность, экономика России, управление и регулирование
20 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием, в котором указал на основные ориентиры развития национальной экономики и российского общества. По мнению Президента РФ, за последние шесть лет были достигнуты значительные успехи в формировании конкурентоспособных отраслей, в том числе за счет внедрения новых технологий и цифровизации, что обернулось полуторакратным увеличением несырьевого экспорта.
В отношении приоритетов инвестиционной деятельности были отмечены:
необходимость инвестирования капитала в сферы «зеленой экономики», включая развитие рынка газомоторного топлива, расширения сети заправок и топливных систем, использующих сжиженный природный газ;
создание Правительством РФ комфортных условий для активизации частных инвестиций в технологические стартапы, развития цифровой экономики, электронной среды ведения и сопровождения бизнеса [7].
Одной из методик, применяемых для оценки конкурентоспособности национальной экономики, является ежегодно публикуемый отчет Всемирного экономического форума (World Economic Forum), содержащий характеристику позиций разных стран по показателю — Индекс глобальной конкурентоспособности, который составляется на основе сбора и/или расчета 113 переменных, позволяющих ранжировать национальные экономики мира. Данный показатель основан на группировке всех учитываемых факторов в 12 контрольных показателей, формирующих конкурентоспособность каждой национальной экономики.
Несмотря на положительную динамику показателя применительно к России, эксперты WEF указывают на то, что ограничительными факторами для российской экономики при наличии таких конкурентных преимуществ как высокий образовательный уровень населения и положительные сдвиги в системе государственного регулирования корпоративного сектора являются: низкая эффективность государственного аппарата, неразвитость финансового сегмента в экономике, низкая эффективность и инновационность инвестиционной деятельности [4]. Данные по динамике указаны на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика индекса глобальной конкурентоспособности России в 2013–2018 гг. (по версии WEF) [5]
По данным на 15 апреля 2019 г. по версии WEF, Россия находится на 38-м месте из 137 стран мира по уровню конкурентоспособности экономики (первые три места принадлежат Швейцарии, США и Сингапуру) [5].
В настоящее время, в результате политики огосударствления экономики, предприятия и организации, контролируемые государством по данным ФАС производят до 70 % всего ВВП страны (против 35 % в 2005 г.). В том числе на долю бюджетных предприятий приходится 37 % ВВП, еще до 20 % составляют крупнейшие корпорации и банки, контролируемые государством. Кроме того, в качестве методов управления инвестиционным процессом в экономике государство использует такие инструменты как, например, налоговая система, регулирование финансовой деятельности. Государство все шире использует государственно-частное партнерство. Таким образом, общее воздействие государства на социально-экономическое развитие без преувеличения может быть оценено в 80 % [3, с. 47].
В то же время методы воздействия государства остаются мягкими, либеральными, оно не имеет единого стратегического плана. В результате несогласованные действия его же собственных структур приводят к существенным потерям: так, по мнению современных исследователей, в 2013–2016 гг. стагнация и рецессия в России во многом имели место, потому что государство, которое контролировало половину всех инвестиций в основной капитал и три четверти вложений в человеческий капитал, сократило эти инвестиции более чем на 25 % [1, с. 11].
В сложившихся условиях экономики России необходимо сделать выбор в отношении наиболее предпочтительной модели управления и регулирования инвестиционной деятельностью. К традиционным моделям можно отнести:
немецкую;
французскую;
кластерный подход (мягкого или жесткого типа)
Поскольку в России немецкая, французская и жесткая кластерная типы политик управления инвестиционной деятельностью в настоящее время малоприменимы, то следует сделать ставку на мягкий вариант кластерной инвестиционной политики.
Основным источником инвестиций для таких экономик должны стать национальные резервы финансовых и материальных ресурсов. В случае с Китаем и Россией ограничительным фактором также служит антипропаганда существующих политических режимов этих стран в средствах массовой информации в странах ОЭСР и тесно связанных с ними международных финансовых организациях (МВФ, МБРР и другие) [2, с. 72].
При этом при формулировании и разработке собственной кластерно-инвестиционной политики экономически крупным странам необходимо на первом этапе провести анализ:
имеющихся конкурентных преимуществ внутренних производственных комплексов на мировых рынках;
уровня фактического и требуемого внутреннего потребления в стране;
материальной, кадровой и научной базы для технологизации каждого создаваемого экономического кластера.
Анализ внутренних конкурентных преимуществ (инкорпорированных в национальную экономику) заключается в оценке уровня затрат, сопутствующих производству каждого вида продукции, по сравнению с производствами, налаженными на территории других стран. При этом, например, в отношении производства отдельных видов сельхозпродукции важную роль играют природно-климатические условия, которые объективно создают направление специализации на производстве тех или иных видов продовольствия. К числу факторов формирования кластерной специализации страны можно также отнести: наличие земель, приходных для ведения профильного вида деятельности; территориальная удаленность друг от друга материальных источников функционирования целевого экономического кластера и сравнение данных параметров с другими странами: действительными или потенциальными конкурентами по обозначенному продукту [2, с. 73].
Одним из активных субъектов инвестиционной деятельности в сфере прямых инвестиций в России является Российский фонд прямых инвестиций, функционирующий в форме инвестиционного фонда с 2011 г. Данный фонд был инициирован Президентом и Председателем Правительства РФ и в настоящее время при стартовом капитале в 100 млрд руб. является инвестором по более чем 70 проектам на общую сумму более 1,5 трлн руб. (прежде всего за счет средств партнеров). Совокупная выручка портфельных компаний РФПИ составляет 5 % ВВП страны [6].
Ориентируясь прежде всего на формирование положительного сальдо денежных и финансовых потоков и получение прибыли от реализации проектов, РФПИ показывает, что в сфере прямых инвестиций финансово привлекательными являются самые разнообразные области деятельности, включая:
улучшение качества жизни;
развитие инфраструктуры;
импортозамещение и экспортный потенциал;
развитие регионов;
повышение эффективности;
технологическое развитие.
Таким образом, управление и регулирование инвестиционной деятельности в современной России, обеспечивающее создание и поддержание условий конкурентоспособной экономики должно ориентироваться на глубокий анализ факторов инициации инвестиционной деятельности и четкой политики государства в данном направлении.
Литература:
- Аганбегян А. Какой комплексный план до 2025 года нужен России? // Экономическая политика. — 2017. — Т. 12. — № 4. — С.8–29.
- Трубачеев Е. В. Кластеризация национальной экономики как инструмент локализации в мировой экономической архитектуре // Человек. Общество. Инклюзия. — 2018. — № 3(35). — С. 67–76.
- Филина Ф. В., Лаптев С. В. Структурные преобразования в экономике: международный опыт и российские проблемы // Перспективы международного взаимодействия России с зарубежными странами в социально-экономической и гуманитарной сферах: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 25–26 апреля 2018 г.) / Под ред. В. Д. Байрамова, И. Л. Литвиненко. — М.: МГГЭУ. — С. 45–49.
- Чернов А. В. Сотрудничество с Китаем как фактор повышения национальной конкурентоспособности Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. — 2018. — № 3(24). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/24/31964
- Официальный сайт Всемирного экономического форума // Режим доступа: https://www.weforum.org/ (дата обращения 15.04.2019).
- Официальный сайт Российского фонда прямых инвестиций // Режим доступа: https://rdif.ru/ (дата обращения 17.04.2019).
- Послание Президента Федеральному собранию от 20.02.2019 г. // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения 17.04.2019).