Теория самореферентных систем Н. Лумана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Теория самореферентных систем Н. Лумана / Е. Г. Огольцова, Э. С. Неринг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 461-463. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97613/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен анализ теории самореферентных систем Николаса Лумана. Рассматриваются ключевые понятия теории — «самореференция» и «коммуникация», а также их применимость к системной структуре общества.

Ключевые слова: самореферентность, система общества, коммуникация, структура общества, теория.

Социальные теории на протяжении всего своего существования пытаются завоевать должное внимание. Причиной тому являются неразрешенные вопросы, появление которых увеличивается с каждым подходом к рассмотрению социальной структуры, а также абстрактность: каждая из теорий несет свой смысл понятия общества, но и каждая из них обладает обширностью. Отсюда и возникают проблемы в мыслительном построении каждой идеи, невозможность некоторых идей в соотношении с реальным миром.

Теория Николаса Лумана о концепции общества как самореферентной системы отталкивает и привлекает своей абстрактностью. Ее гибкость и универсальность помогают сопоставлять теорию с любыми социальными структурами.

Фундаментом разработки теории Н. Лумана является теория систем Т. Парсонса. В сочинении «Социальные системы» ученый писал о социальной реальности, где прослеживается системный характер построения общества как единого целого. Изменение общественного порядка и его самосохранение, согласно Т. Парсонсу, рассматривается как причина аномалии дестабилизации существования общества. Элементами взаимосвязи в такой структуре являются интеракции — символы, знаки и жесты. Они являются основным способом коммуникации для индивидов в обществе. Данный фактор Н. Луман взял за основу своей теории и расширил до понятия коммуникации как основной мысли существования общества и его дифференциации.

Стоит отметить термин «аутопоэзис», введенный нейрофизиологами У. Матураной и Ф. Варелой. Он означает самовоспроизводство, а далее по Н. Луману — самореференция (в качестве социологического термина). Основная мысль ауэтопоэзиса состоит в том, что организация самовоспроизводства живых существ и образуемых ими систем порождает только их.

Сам Н. Луман заимствовал основные понятия общества, окружения, взаимодействия у двух социологов, таких, как М. Вебер и его понятие о высшей реальности, Г. С. Браун «О различии между системой и окружением». Преобразуя и трансформируя данные понятия, Луман сознательно усложнил понятие общества как системы: предшествующие системы и их идейность не забываются, а включаются в теорию с подвижными элементами.

Изначально Н. Луман задумывал о проектировании новой универсальной теории системности общества. Из курса лекций следует такое высказывание: «Я завершу курс сравнительно абстрактными теоретическими концепциями, которые в обыденной социологической практике должны быть приспособлены к формату конкретных исследований. Это касается таких понятий, как смысл, действие, система, двойная контингенция, структура и т. д». [2]. Говоря о необходимости такой нестандартной социологической теории, можно сказать, что Н. Луман ставил систему общества в образ самостоятельного существа, которое, по его словам, должно объяснять само себя относительно самой социологии. Насколько можно сопоставить такую теорию со структурой общества на протяжении всего существования понятия «общества» объясняется с точки зрения биологических знаний об организме. Сохранение или несохранение состояния биологического организма определяется случаем смерти. Хоть живое и репродуцирует самого себя, но точка невозврата все же присутствует. Однако, относительно понятия общества, нет фиксированных условий для существования, идентичности и самоописания. Исходя из этого, следует сказать, что общество не ограничено рамками конкретной системы и вполне может существовать без объяснения его системы извне. Возвращаясь к биологическому подходу со стороны Н. Лумана, систему общества можно сравнить с нервной системой, которая пролагает различие между собой и осуществлявшим ее организмом. Если же такая узкая система способна самоидентифицировать себя, то можно полагать, что общество способно также.

Абстракция системного подхода Н. Лумана должна поставить в тупик своим специфическим объяснением, но стоит обратить на понятие «самореференция», которое является ключевым в теории социолога. Наиболее близким является также «аутопоэзис», описанный ранее. Самовоспроизводство, заданное этим значением, близко к самореференции, но не является полностью четким. По Н. Луману системную структуру общества можно объяснить как систему, объясняющую себя и проводящую между ней и внешней средой различия. Взяв биологическое понятие «аутопоэзиса», система общества опять же выступает перед нами как нечто живое, некий организм, умеющий устанавливать границы различия себя и внешней среды.

Взяв в пример классическую материальную систему человека с понятием индивида и личности, можно сказать, что он вполне способен дать понятный отчет своим действиям и решением, может объяснить некие процессы, происходящие в его организме. Но данные понятия, во-первых, управляются совершенно другой биологической системой — нервной, а руководящим элементом является сознание. И все же человек отдает отчет своим действиям лишь благодаря собственным классическим познаниям в области биологии и стандартизацией мышления. Система общества является абстрактной, хоть и структурированной, и главное — не имеет собственного сознания. Можно сказать, что индивид с его сознанием хоть и составляет структуру общества, но он никак не управляет самой системой. Здесь и фиксируется границы различий в понятии себя и отделении внешней среды.

Н. Луман объясняет структуру так: «Независимо от того, думаем ли мы о системе в момент операции или соотносим операцию с наблюдением других операций, все это релятивируется относительно темы одновременности, настоящего, актуальности. Система должна находиться в процессе оперирования, чтобы она могла использовать структуры» [2].

Здесь обнаруживается главный фактор сопоставления самореференции и системы общества. Операция является источником и движимой силой для того, чтоб система начала сама себя самоидентифицировать. Наблюдение, как фрагмент, сопутствующий операции, по Н. Луману важно для самореференции тем, что помогает системе самоидентифицировать себя. Пока идет процесс наблюдения одной структуры общества за другой, производится своеобразная операция — коммуникация. Этому понятию Н. Луман дает обобщенное объяснение как получение информации или данных, а самонаблюдению — использование различений для того, чтоб что-то обозначить.

В привычном понимании коммуникация это не только взаимодействие двух объектов на фоне понимания, но и наблюдение одного объекта за другим. Когда разговаривают двое людей — оба производят невербальный контакт и оба же считывают друг друга. Таким образом, можно внедрить коммуникацию в понятие самореферентности и обозначить как условие в виде операции для этого понятия. Пока одна структура общества коммуницирует с другой, система получает отчет, в ходе которого устанавливает ограничения для различия себя и внешней среды. Коммуникация порождает коммуникацию — такой Н. Луман сделал вывод входе разработки своей теории. Коммуникация стоит как самонаблюдающая операция, способная помочь самой системе ссылаться на себя и самоопределяться.

Однако теория самореферентных систем все равно требует больших уточнений: сопоставимы ли системы лишь одной коммуникацией; обоснованно ли применять термины биологических знаний к широким понятиям общества; можно ли приспособить теорию к одной из структур общества 21 века. Абстрактность данной теории оправданна тем, что универсальна практически для любой социальной системы и общества в целом.

Для большего убеждения можно рассмотреть систему права с точки зрения самореференции. Практически любой законодательный акт тем или иным способом ссылается на другой законодательный акт. Для установления четких рамок в законе необходимо использовать конкретные понятия при избегании недоразумений. К примеру, при установлении причин какого-либо требования в законодательном акте идет ссылка на другой акт, утверждающий сами требования. В качестве коммуникации здесь выступает сама ссылка на тот или иной закон. Они коммуницируют между собой, дополняют понятия и, своего рода, объясняют друг друга.

Для классической теории самореферентных систем правовая, хоть и с небольшими уточнениями, но вписывается. На вопрос «Применима ли теория к системной структуре общества?» ответ неоднозначный. С одной стороны, абстрактность излишне вредит основным понятиям системности. А. В. Резаев в работе «Коммуникация и общение в теории Николаса Лумана» [4] утверждал о субъективности касательно коммуникации. По его словам, социолог не уделяет должное внимание самому факту коммуникативного языка. Ю. Г. Матушанская в своей работе «Социально-философский анализ теории систем Николаса Лумана» [3] вкладывает в концепт социальных систем — понятие «смысла», делая вывод об обществе как о системе, созданной смыслами при помощи коммуникаций.

Теория самореферентных систем Н. Лумана относительно абстрактна, но этим ключевым понятием социолог создал целую концепцию, включающую в себя предшествующие идеи и личные наработки. Представленное понимание должно предотвратить те трудности при использовании системного подхода и его проекции на системную структуру общества. Не каждая система или ее структура определяются самонаблюдением и самореференцией. Суть теории передана социологом как одно из субъективных понятий при использовании его подхода в терминологии. Социальная система же самореферентна, а ее составные части порождают коммуникацию — главную операцию в самоопределении по Н. Луману.

Литература:

  1. Головин, Н. А. Луман Н. Понятие общества. Проблемы социологической теории / Н. А. Головин. — Текст: непосредственный // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — 1996. — № 3. — С. 25–42.
  2. Луман, Н. Введение в системную теорию / Н. Луман. — Москва: Логос, 2007. — 306 c. — Текст: непосредственный.
  3. Матушанская, Ю. Г. Социально-философский анализ теории систем Никласа Лумана теории / Ю. Г. Матушанская. — Текст: непосредственный // Вестник КГЭУ. — 2012. — № 3(14). — С. 30–43.
  4. Резаев, А. В. Коммуникация и общение в системной теории Никласа Лумана / А. В. Резаев, Н. Д. Трегубова. — Текст: непосредственный // Социологические исследования. — 2015. — № 11. — С. 148–155.
Основные термины (генерируются автоматически): система, система общества, структура общества, теория, коммуникация, системная структура общества, внешняя среда, законодательный акт, общество, должное внимание.


Ключевые слова

коммуникация, теория, самореферентность, система общества, структура общества

Похожие статьи

Наука в обществе знания

В статье представлена попытка анализа трансформации института науки в связи со становлением общества знания. Рассматриваются зарубежные концепции социологии науки и социологии знания в контексте постнеклассической рациональности. Теряя монополию на р...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Делиберативная демократия: обзор концепции Ю. Хабермаса

В статье рассматривается теория делиберативной демократии Ю. Хабермаса. Анализируются ключевые положения теоретической модели. Даётся определение основных понятий (коммуникативное действие, делиберация, дискурс, «идеальная речевая ситуация», консенсу...

Metagovernance как способ достижения симметричной политической коммуникации

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития полити-ческой коммуникации с использованием концепций governance (соуправление) и мetagovernance. Анализируются причины, порождающие нарушения во взаимодействии государства и гражданск...

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Новая парадигма экономического развития: институты, инновации и «экономика знаний»

В статье, посвященной проблеме формирования экономики знаний как новой формы экономической системы, проведен анализ особенностей процесса взаимодействия ключевых факторов данного процесса (институты, инновации, национальная инновационная система, инт...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Похожие статьи

Наука в обществе знания

В статье представлена попытка анализа трансформации института науки в связи со становлением общества знания. Рассматриваются зарубежные концепции социологии науки и социологии знания в контексте постнеклассической рациональности. Теряя монополию на р...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Делиберативная демократия: обзор концепции Ю. Хабермаса

В статье рассматривается теория делиберативной демократии Ю. Хабермаса. Анализируются ключевые положения теоретической модели. Даётся определение основных понятий (коммуникативное действие, делиберация, дискурс, «идеальная речевая ситуация», консенсу...

Metagovernance как способ достижения симметричной политической коммуникации

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития полити-ческой коммуникации с использованием концепций governance (соуправление) и мetagovernance. Анализируются причины, порождающие нарушения во взаимодействии государства и гражданск...

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Новая парадигма экономического развития: институты, инновации и «экономика знаний»

В статье, посвященной проблеме формирования экономики знаний как новой формы экономической системы, проведен анализ особенностей процесса взаимодействия ключевых факторов данного процесса (институты, инновации, национальная инновационная система, инт...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Задать вопрос