Социальная система как паутина общественных связей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Ланина, Т. М. Социальная система как паутина общественных связей / Т. М. Ланина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/10/726/ (дата обращения: 16.12.2024).

Двадцатый век ознаменовался бурным развитием телевизионных и радийных технологий, которые позволили вовлечь в процесс информационного процесса миллионы человек по всему земному шару. После индустриальной и постиндустриальной эпохи ученые обозначили новую стадию развития современной цивилизации – информационное общество. Сущностной характеристикой этого этапа является такой показатель, как уровень занятости людей в информационных сферах деятельности. Причем давление информацией становится порой более важной формой собственности, чем владение средствами производства и землей.

В эпоху информатизации в центре внимания находится не Космос, Земля во всех их физических проявлениях, а человек. Именно разум человека таит в себе несметное количество тайн, которые и порождают дальнейшее непонимание всего сущего. Авторы нового тысячелетия вторят: «Если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя» [1].

Разум – это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уясняя законы развития мира и общества, сознательно находя целесообразные способы их преобразования [2; с. 1203]. Мысль – это продукт деятельности разума, размышления, рассуждения [3; с. 289]. Мысль как некая идея, выкристаллизовавшаяся в ходе процесса мышления, может быть доказана или опровергнута в дальнейшем. Мозг человека постоянно находится в динамическом состоянии, сталкивая, доказывая, опровергая идеи. Тем не менее, в жизни человек задействует только треть своей мыслительной энергии.

Внутренние мыслительные процессы, происходящие в человеке, не могут быть познаны одним и продиктованы другим членам социальной коммуникации. Уникальное жизненное становление каждого человека приводит и к разным результатам на исходе индивидуального бытия [4; с. 53].

Человек вырабатывает определенные стратегии и тактики «прочтения» непознанного мира.  Но мир, особенно мир социальный, обладает бесконечной многозначностью, непредсказуемостью [5; с. 61].

Согласно Б.Г. Ананьеву, индивидуальное развитие человека осуществляется  в постоянном взаимодействии с миром – природой и обществом. Обмен веществ, энергии, информации, и даже самих человеческих свойств в этом процессе взаимодействия имеет универсальный характер для бытия и сознания человека [6; с. 337]. То есть существование человека определяется его включенностью в различные социальные системы. Человек выступает как компонент ряда систем, в которых он живет и развивается.

Исходя из вышесказанного, систему мы будем рассматривать как множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность [7; с. 18]. Главная характеристика системы заключается во взаимодействии совокупных элементов, в силу этого выступающих как единое целое. Система в своем взаимодействии со средой демонстрирует определенное поведение, которое может быть реактивным (реакция на воздействия среды) или активным (преобразование среды, подчинения ее своим потребностям).

Человек как субъект жизнедеятельности – это субъект изменений и развития основных условий своего бытия: он взаимодействует с внешним миром и в этом процессе формируется субъективный опыт личности. Следовательно, личность представляет системную целостность, интегрирующую свойства, качества и связи социального и природного мира. А жизнь личности, как открытой системы, заключается во взаимодействии, выявляя в окружающем мире реально присущие ему качества красоты, источника радости, духовности, нравственности.

Синергетика, как междисциплинарная наука о самоорганизации открытых материальных систем, представляет идеи целостности («взаимосвязи всего со всем»), системности мира, общих закономерностей развития всех уровней материальной и духовной реальности [8; с. 110].

Выделим основные принципы синергетического подхода в современном научном познании:

·                    наука имеет дело с системами разных уровней организации, связь между ними осуществляется через хаос;

·                    когда системы объединяются, целое не равно сумме частей;

·                    общее для всех систем: спонтанное образование, изменения на макроскопическом уровне, возникновение новых качеств, этап самоорганизации;

·                    при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все системы ведут себя одинаково;

·                    неравновесность в системе является источником появления новой организации (порядка);

·                    системы всегда открыты и обмениваются энергией с внешней средой;

·                    процессы локальной упорядоченности совершаются за счет притока энергии извне;

·                    в сильно неравновесных условиях системы начинают воспринимать те факторы, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии;

·                    в неравновесных условиях независимость элементов уступает место корпоративному поведению;

·                    вдали от равновесия, согласованность поведения элементов возрастает. В равновесии молекула видит только своих соседей, вдали равновесия – видит всю систему целиком.

·                    в условиях, далеких от равновесия, в системах действуют бифуркационные механизмы – наличие точек раздвоения продолжения развития. Варианты развития системы практически не предсказуемы [9; с.53].

Вышеописанные принципы подчеркивают, что человек не является безвольной игрушкой в руках природных и Божественных сил, но и не является всевластным господином, творящим мир по усмотрению своего разума. Человек – это старательный ученик Природы и Космоса, выстраивающий свое индивидуальное бытие по законам универсального миропорядка. Тем самым познание приобретает характер духовного поиска.

 В наше время формируется единый взгляд на жизнь, разум, в котором человеческое сознание неразрывно связано с социальным миром межличностных отношений и культуры. Пришло время заменить механистическое картезианское мировоззрение, разрыв между разумом и материей, на «скрытые взаимосвязи явлений».

Капра Фритьоф  видит будущее через решение проблемы нового тысячелетия в построении экологически устойчивых сообществ, которые не будут вступать в противоречие с изначально присущей природе способностью поддерживать жизнь [10; с. 73]. Ведь живые системы – это самовоспроизводящиеся сети, структурно сосредоточенные в пределах своих границ, но при этом открытые непрерывным потокам материи и энергии. Простейшей живой системой является клетка. Она не способна существовать в изоляции, как и другой живой организм. Поэтому Джеймсом Лавлоком и Линн Маргулис была выдвинута теория Геи, согласно которой эволюция первых живых организмов шла рука об руку с превращением поверхности планеты из неорганической среды в саморегулирующуюся биосферу. Они отмечают, что «жизнь есть свойство скорее планет, нежели отдельных организмов». Сеть как модель организации, присущая всему живому. Они постоянно создают и воссоздают себя, преобразуя или заменяя свои компоненты - ДНК, РНК, ферменты, мембраны.

Динамика самовоспроизводства была названа биологами Умберто Матураной и Франсиско Варелой основной характеристикой живого, которой они дали название «автопоэзиса» или самосоздания. Красной нитью через данную теорию проходит термин «паттерн» как узор, рисунок, возникающий из хаоса. Самовоспроизводясь, клетка передает наследнице не только свои гены, но и мембраны, гормоны, органеллы – всю клеточную сеть. Живые системы организационно замкнуты мембраной. Но материально и энергетически открыты. Такие системы Илья Пригожин назвал «диссипативными структурами» - это открытая система, поддерживающая себя в существенно неравновесном состоянии, но, тем не менее, являющаяся устойчивой, сохраняется модель организации. Именно такая структура приводит к возникновению новых форм порядка [11; с. 101].

Живая структура – это всегда  и летопись предшествовавшего развития. Согласно Матуране и Вареле, управлять ей нельзя – можно лишь оказывать на нее возмущающее воздействие [10; с. 94]. Ведь разум более не вещь (Декарт), а процесс познания, отождествляемый с процессом жизнедеятельности. Помогает этому когнитивному процессу коммуникация. Согласно ученым, коммуникация – это не столько передача информации, сколько взаимное координирование поведения живых организмов посредством установления структурных связей. А язык – это система символической коммуникации, с помощью которой мы плетем обволакивающую нас лингвистическую паутину совместной жизни [12; с. 54].

Взглянув на мир вокруг себя, мы увидим, что мы не ввергнуты в хаос и игру случая, но являемся частью великого порядка, грандиозной симфонии жизни.  И поскольку наш разум также воплощен (образы), наши понятия и метафоры вплетены в паутину жизни наряду с телом и мозгом. Человек принадлежит Вселенной, здесь его дом, и именно этот дух принадлежности способен  наполнить жизнь каждого глубочайшим смыслом [14; с.  202].

Современный «экологический» менеджмент подразумевает в себе установление активного организационного взаимодействия и коммуникаций с внешней средой. Но, к сожалению, слишком велика на сегодня разница в уровне развития, оснащения, подготовки персонала, а главное – понимания проблемы в России. Для того, чтобы социальные проблемы решались с минимальными затратами сил, ресурсов, времени и максимально эффектом, нужно хорошо отладить систему межсекторного партнерства.

Немногие маркетинговые технологии направлены на то, чтобы «очеловечить» компанию и ее продукт, приблизить ее к обществу. В любой структуре функцию социального дирижера, лоцмана в бурном море современного российского социума призваны выполнять специалисты по связям с общественностью. Но общественные связи или PR – это явление виртуальное и потому часто вызывает у руководителей компаний сильные сомнения. Компетентный специалист по связям с общественностью не станет гарантировать полную окупаемость затрат, а лишь пообещает приложить максимум усилий для достижения желаемого эффекта. Недальновидным руководителям только сейчас приходит понимание того, что компанию, ведущую пассивную работу с клиентами, партнерами, конкурентами, легко обогнать, отодвинуть, забыть; фирму без лица, не информирующую общественность о своих планах и успехах, легко превратить в глазах окружающих в «слабого уродливого монстра»; организацию, не имеющую известности и лояльных клиентов и служащих, налаженных отношений с государственными структурами, легко обанкротить или поглотить.

В то же время значительная доля российских предпринимателей думают только о сиюминутном успехе на рынке, планируя рост продаж товаров и услуг. При этом главным источником роста они видят в квалифицированных управленцах. Соответственно, в России, в отличие от Запада, экологическому аспекту социальной ответственности бизнеса внимание практически не уделяется. Отсутствие прозрачности и социальной ответственности объясняет и то, почему западные инвесторы не торопятся вкладывать средства в российскую экономику.

Связи с общественностью имеют социальный подтекст. Сегодня только приходит понимание того, что чем больше полезных проектов мы развиваем, тем большую выгоду получим в итоге. Например, человек может услышать о благотворительной акции, которую компания проводит раз в полгода, заинтересоваться, позвонить – и в дальнейшем начать сотрудничать. Из полученной информации будет понятно, что компания занимается серьезными проектами, работая на высоком уровне.

Возможные пути участия бизнеса в решении социальных проблем и повышения капитализации являются:

·                    создание рабочих мест,

·                    предоставление дополнительного социального пакета работникам,

·                    строительство социальных объектов,

·                    благоустройство городов и поселков,

·                    меценатство, участие в культурных и спортивных акциях.

Участие в социальных проектах позволяет укрепить свою репутацию в глазах широкой общественности. В последние годы во всем мире наблюдается рост внимания к социальной ответственности бизнеса, что обусловлено ростом социальной активности населения. Именно репутация помогает экономить в социальном взаимодействии. Как общественное явление, репутация функционально связана с таким понятием как доверие. А ведь именно этот социальный аспект деятельности PR-специалиста придает дополнительную психологическую ценность продукции и услугам организации, увеличивает удовлетворение, которое сотрудники компании получают от работы, помогает привлечь в компании более квалифицированных сотрудников, увеличивает эффективность промоушена, противодействует конкурентам, привлекает инвесторов и партнеров, спасает во время кризиса.

 

Библиографический список:

1.      Информационный ресурс – сайт Данилова Ю. Знание – сила. Шаги к признанию.

2.      Толковый словарь русского языка: в 4т. / Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова. – М.: «Терра»,1996 – 3 том.

3.      Толковый словарь русского языка: в 4т. / Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова. – М.: «Терра»,1996 – 2 том.

4.      Синергетика и психология: когнитивные процессы / Под ред. Аршинова В.И., Трофимовой И.Н., Шендяпина В.М. – М.: Когнито-Центр, 2004.

5.      Анцыферова Л.И. Системны подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990.

6.      Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

7.      Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности / Отв. ред. Астафьева О.И. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

8.      Немировский В.Г. Современная социология. Курс лекций. Красноярск, КГУ, 2002.

9.      Синергетика и методы науки / Отв. ред. Басин М.А. – СПб.: Наука, 1998.

10.  Капра Ф. Скрытые связи / Перев. с англ. – М.: ООО Издательский дом София, 2004.

11.  Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой -  М.: Прогресс, 1986.Зеланд В. Трансерфинг реальности. – СПб.: ИГ Весь, 2006.

12.  Структура текста как синергетический процесс / Г.Г. Москальчук – М.: УРСС, 2003.

13.  Мельник В.В. Философия бифуркационного менеджмента - Тюмень, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): связь, система, Ананьев, внешний мир, индивидуальное бытие, компания, мир, модель организации, открытая система, разум, Россия, русский язык, социальная ответственность бизнеса, Толковый словарь.


Задать вопрос