В данной статье идет речь о синтезе и анализе лингвистической системы, языковых констант (языковых единиц).
Ключевые слова: картина мира языковая, формализация языковая, виды организации языковой системы, формализация, экстраполяция
Любой язык по своей природе логичен, но не абсолютно. Основное качество языка — системность — обусловлено выполнением в мышлении человека логических операций синтеза и анализа. Анализ и синтез являются основными способами мышления человека, выявляющими причинно-следственные отношения в мире. Реально этих связей может и не быть, но их выстраивание помогает человеку ориентироваться в мире, что со временем формирует такую особенность человеческого мышления, как память. В памяти откладывается мир, но не таким, каким я является в реальности, а в виде расчленённых и связанных между собой представлений выраженных вербальными знаками. Память — это хранилище сжатой (с изменениями или без изменений) значимой информации. Весь этот опыт необходим человеку не только для того, чтобы осуществлять адекватную социальную деятельность, но и для того, чтобы развиваться интеллектуально.
Синтез и анализ важны для ориентации человека в языковой системе, а следовательно, и для его включения в социальное пространство, в рамках которого люди объединены одним языком. Человек попадая в общество, проходит не только социальную, но и языковую адаптацию. Он пытается найти свое место в социуме и определить в нем свою роль. Он пытается познать универсальные законы общества и усвоить общепринятую (в том числе и языковую) модель поведения. Однако универсальность — лишь одна сторона языковой активности. Имея уникальное мышление, человек обречен иметь и уникальное его выражение, выходящее за рамки строгой логики. Соотношение анализа и синтеза в лингвистике определяет формирование субъективных и объективных языков.
Лингвистическая система состоит из языковых констант (языковых единиц), связей и отношений между ними, правил языка и алгоритмов объединения языковых единиц по соответствующим правилам с учетом существующих связей. Выполняемые человеком операции синтеза и анализа позволяет ему следовать алгоритмам лингвистики в процессе его использования. Логические операции анализа и синтеза управляют закономерными процессами в языке и речи, и с этой точки зрения значение синтеза и анализа в развитии лингвистики и мыслительной активности человека является определяющим.
Анализ и синтез лежат в основе понимания и восприятия слов и связей между ними, они определяют разграничение значения и смысла слова и формируют умение оперировать правилами лингвистики. В этом отношении выявляется не только детерминизм процессов, протекающих в языке и речи, но и индетерминизм, поскольку синтез не является строго логической операцией. Синтез предполагает прогнозирование, которое не всегда оказывается верным или соответствующим известной системе. Прогноз осуществляется действием одного из основных принципов человеческого мышления и проявления рассудочной деятельности человека как биологического вида — экстраполяцией.
Экстраполяция позволяет по- новому объединять расчлененные представления о мире, но с учетом личного опыта и переживания, она формирует лингвистическую картину мира. Развитие экстраполятивного мышления древних людей привело к отходу от предметного способа мышления и обусловило развитие отвлеченности и абстрактности в системе языков. Именно этот процесс во многом определил формирование метонимического и метафорического типов изменений в смысловой структуре слова и определил векторную направленность развития семантики всех известных языковых систем в целом.
Абстрактность — вектор развития всех языков, это семантический закон, определяющий развитие языков, выражение детерминизма в лингвистике, однако семантическое наполнение каждого языка неповторимо, и в этом выражается стохастичность языковых процессов. Однако абстрактное представление является настолько широким и объемным, что в значении абстракций людям приходится договариваться. В результате происходит конвенционализация стандартизация представлений и знаний о мире, а также конвенционализация стандартизация модели мира в целом. Это неизбежный процесс, характеризующиеся использованием языка в обществе, поскольку язык должен подчиняться коллективному мышлению, имеющему универсальный характер.
Лингвистическая активность индивидов способствует формированию языка как системы, представленной в виде многоуровневой классификации. На основании разграничения внутренней и внешней языковой активности человека и воздействия оказываемого человеком на язык, языковую систему можно рассматривать и как искусственную классификацию, элементами которой выступают модульные единицы, и как естественную классификацию, элементами которой являются автономные единицы.
В целом естественная классификация формируется путем «снизу вверх» поскольку в мышлении человека в языковую систему входят языковые единицы как автономные объекты. Искусственная классификация имеет направление «сверху вниз», так как имеет дело с модульными единицами.
Классификация языка предполагает его стандартизацию. Естественная стандартизация отражает потребности всего общества, а искусственная — потребности научного сообщества и государства. В процессе освоения языка, предлагаемого обществом, индивид стремится, с одной стороны, соответствовать стандартным языковым показателям, а с другой — выразить свою индивидуальность. В этом отношении язык является не только классификацией, он является классификатором, поскольку определяет дальнейшее направление мышления человека в области построения классификации языка.
Подчеркивается, что логические операции синтеза и анализа, находящиеся в основании метода классификации, позволяют осмысливать язык как систему, единицы которой находятся в постоянном взаимодействии, а доступность этого метода позволяет языку быть системой высокой степени надежности. Функционирование языка определяется правилами оперирования его единицами, делает его системой высокой точности и надежности, поскольку именно это обеспечивает языку стабильность при возникновении диссипативных структур.
Языковая активность человека, которую он проявляет в обществе, ориентирована на вербализацию возникшей в мышлении человека идеи. Инициатором идеи всегда выступает индивид, который вербализует ее в рамках своего субъективного языка. Процесс вербализации обусловлен осуществлением индивидом мыслительных логических операций синтеза и анализа, способствующих структурализации представлений о языке в мышлении человека. Анализ и синтез выделяются лишь условно — в их действии противоположных логических направлениях, они являются мыслительными категориями, использующимися носителем языка — субъектом речи. Однако они не могут осуществляться независимо друг от друга, поскольку представляют собой связанное единство. Вербализованная идея может быть принята объективным языком в случае его общественного одобрения и признания другими людьми, в этом случае она приобретает конвенциональный, кодифицированный и стандартизированный характер. Творческий потенциал, реализуемый в языковой активности и речевой деятельности человека, обогащает систему объективного языка вербализованными идеями и тем самым способствует эволюции языка посредством активизации механизмов его развития.
Формирование и развитие языка определяется внутренним стремлением языка к формализации. Этот механизм является основным способом естественного и искусственного кодирования человеком и обществом представлений и знаний о мире. Формализация также обусловлена осуществлением в мышлении человека логических операций синтеза и анализа. Реализация этого процесса необходима прежде всего для выражения мыслей человека в рамках субъективного языка и стандартизации объективного языка.
Таким образом, лингвистика представляет собой ненаправленную языковую деятельность и определяет континуальное развитие языковой системы, ориентированной на выражение мыслей и понятий человека.
Литература:
- Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы языка. –М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1995.
- Бушуй А. М. Сущность языка как проблема общей лингвистики. — Самарканд: СамГИИЯ, 2004.
- Бушуй А. Язык и действительность. — Ташкент: Фан, 2005.
- Кузнецов А. М. Общее языкознание Москва, 2015