Человек постоянно находится во взаимодействии со всем, что его окружает. Он познаёт мир, расширяя границы своего восприятия и понимания. Восприятие действительности осуществляется с помощью коммуникации, которая приближает к человеку горизонт окружающего мира.
Объектом изучения в данной статье является система коммуникации в обществе, предмет исследования – реальность, создаваемая средствами коммуникации. Целью исследования является объяснение с помощью метафор коммуникации процесса конструирования реальности человеческой жизни. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи: определить критерии реальности окружающей человека действительности, определить значение коммуникации, исследовать коммуникативные метафоры, понять, как человек конструирует мир вокруг себя с помощью коммуникации. Для решения поставленных задач в работе используются сравнительный метод и феноменологический подход.
Коммуникация актуализируется для каждого отдельного человека в процессе взаимодействия. Чтобы коммуникация произошла, человеку необходимо отреагировать на поток символов, направленных к нему. Важно понять, каким образом и какую именно реальность создают для человека средства массовой коммуникации, какую роль играют средства коммуникации в конструировании мира. Может ли мир существовать, восприниматься человеком без средств коммуникации?
Мы сразу сталкиваемся с вопросом: что считать реальным? «Реальность» − это многозначное понятие. Не первое столетие в кругу философов, ученых актуализируется данный вопрос. Однако единого определения реальности так и не выработано. В новейшее время данную тему развивает Э. Гуссерль, предлагая считать все объекты «интенциональными». При этом Гуссерль отмечает, что объект может иметь смысл только как единство, которое полагается во взаимосвязи сознания и совершенной очевидности опыта. И это свидетельствует о том, что действительный объект некоего мира, и тем более сам этот мир есть бесконечная идея [1. С. 141]. К раскрытию идеи мира человек приходит постепенно; данная идея есть своего рода «горизонт», и в каждый конкретный момент через синтез опыта и разума к человеку приходит понимание лишь части окружающей действительности, но дальше перед ним возникают новые перспективы для познания.
Определим реальность как весь мир в многообразии его форм. Реальность, в которой не может усомниться «здравомыслящий» человек, – это физический мир, предметы, вещи, природа, окружающие человека. Но человек создаёт и субъективную реальность – это мыслительная деятельность относительно физических и духовных явлений и процессов.
В любом случае, главным действующим лицом в познавательной деятельности выступает человек. Именно он пытается понять окружающую действительность и задаёт критерии «реальности» её существования. В познании мира участвуют как органы чувственного восприятия, так и разум. При этом мир – это бесконечный горизонт, по мере его познания вещам, событиям придаётся статус «реальности», но границы непознанного мира продолжают увлекать человека. Это конструирование мира из горизонта непознанных вещей осуществляется с помощью средств коммуникации. Чувственный опыт, мыслительный акт осуществляются с помощью коммуникации, направленной на то, чтобы придавать статус «реальности» вещам и событиям. Коммуникация в данном смысле – процесс взаимодействия человека с окружающим миром путём обмена символами, путём их усвоения, восприятия и дальнейшей трансляции. Коммуникацию можно понимать глобально − как систему, которая существует, реализуется путём передачи и дешифровки символов. С помощью коммуникации каждый человек создает свой образ мира, свое представление об окружающей его действительности. Коммуникация служит средством познания как физического мира: предметы, вещи, природа, окружающие человека, так и субъективной реальности.
Возможность быть включённым в процесс коммуникации – это возможность различать и реагировать на знаки и символы. «Знаки и знаковые системы являются объективациями в том смысле, что они объективно доступны другим людям за пределами проявления субъективных интенций здесь и сейчас <… > для знаков характерна “отдалённость” от непосредственных проявлений субъективности и опосредованное присутствие субъекта» [2. С. 63−64]. Человечество вырабатывает знаковые системы, которые являются связующим звеном прошлого, настоящего и будущего. Все знаковые системы являются составными элементами глобальной системы коммуникаций. Они существуют независимо от индивида, но актуализируются для него, если происходит восприятие и понимание знаков.
Понять значение и роль коммуникации в конструировании реальности окружающего мира можно с помощью метафор, применимых к явлению «коммуникация». Определим значение метафоры. «Метафора - (греч. metaphora — перенесение) — перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту» [3]. Если мы перенесем качества, свойства, присущие одному явлению или предметы на другой, то мы сможем с другой стороны посмотреть на изучаемый нами объект. Метафора расширяет границы нашего восприятия, придавая объектам новое содержание, которое помогает раскрыть его суть. «Метафора — один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений. Она выполняет когнитивную, номинативную, художественную и смыслообразующую функции. <… > Метафора отбирает признаки одного класса объектов и прилагает их к другому классу или индивиду — актуальному субъекту метафоры» [4].
Интересное определение метафоры предлагает Дональд Дэвидсон: метафора — это греза, сон языка. Толкование снов нуждается в сотрудничестве сновидца и истолкователя, даже если они сошлись в одном лице. Точно так же истолкование метафор несет на себе отпечаток и творца, и интерпретатора. Метафора заставляет нас обратить внимание на некоторое сходство — часто новое и неожиданное — между двумя и более предметами [5]. Метафора – это трафарет, который мы накладываем на объекты окружающего мира, чтобы они нам стали понятнее, чтобы они приоткрыли нам другую сторону для понимания. С помощью метафор мы можем по-новому интерпретировать, понимать, окружающую нас действительность.
«Метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути. <… > Сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода» [6].
Коммуникация нужна человеку для взаимодействия с окружающим миром, для того, чтобы он создавал «реальность», то есть выбирал из горизонта окружающих его явлений, объектов то, что он будет считать реальным. Для понимания содержания коммуникации рассмотрим ее через метафоричные понятия.
Коммуникация – это прожектор. Представив коммуникацию таким образом, мы говорим: коммуникация высвечивает из непознанного мира отдельные моменты, фрагменты во всех областях знаний. На основании полученной в результате коммуникации информации у человека формируется представление об окружающей его действительности. К данной метафоре можно подходить с разных сторон. Важно понять, кто является инициатором подобной коммуникации, управляет ли каждый конкретный индивид процессом «освещения» отдельных уголков окружающего мира? С одной стороны, средства массовой коммуникации направляют лучи света в нужные части, показывая и освещая на своих страницах и экранах те или иные темы, события, явления. С другой стороны, каждый человек сам выбирает средства коммуникации, которые он использует. Главными средствами для конструирования образа мира являются средства коммуникации. Чем в большую коммуникативную сеть вплетён человек, тем просторнее, красочнее, насыщеннее предстает перед ним реальность, отражённая в образе (картине) мира. Использование разнообразных средств коммуникации позволяет человеку приближать горизонт «реальности», тем самым, расширяя свой собственный мир.
Коммуникация – это мозаика. Коммуникация всегда интерактивна, всегда есть участники коммуникации, субъекты, принимающие и отправляющие информацию. В связи с тем, что восприятие окружающего мира безгранично, оно зависит от самого человека, от его представлений о мире и способах его познания, то с помощью коммуникации человек строит для себя образ мира. Процесс коммуникации – это процесс мозаичного составления картины мира.
Коммуникация – кисть художника. С помощью коммуникации человек как творец-художник создает для себя мир, который он будет считать реальным. Реальность – многозначное явление. С одной стороны, реальность – это физический мир, который окружает человека в данном пространственно-временном промежутке, с другой стороны, это все события, происходящие в мире; об этих событиях человек узнаёт из средств массовой коммуникации (СМК). Эти оба представления о реальности сливаются у каждого человека в один общий образ, который он рисует как художник в своих представлениях.
Коммуникация – это картина с проявляющимися слоями. С помощью коммуникации человек всю свою жизнь взаимодействует с окружающим миром, создавая картину своих впечатлений и переживаний, своих представлений об отношениях, событиях и явлениях. Данная метафора относится не только к конкретному человеку, но и к человечеству в целом, к целым эпохам и цивилизациям. Система коммуникаций в обществе отвечает за связь прошлого, настоящего и будущего, обеспечивает существование человека и его жизнедеятельность, воспроизводит и конструирует мир вокруг индивида и человечества в целом. Каждый индивид включается в систему коммуникации через кодовые системы. Важно найти правильный код приема информации и коммуникация приоткроет свой вековой пласт, мы сможем увидеть и понять то, что происходило сотни, тысячи лет назад. Кодами, осуществляющими доступ к вечности коммуникации, являются знаки и символы. Если мы расшифровываем данные знаки и символы, то мы слой за слоем, как снимая слои краски на картине, сможем понять отношения и представления людей в разные временные отрезки.
Коммуникация – это Кубик Рубика – человек составляет реальность, нужно знать правила, чтобы картинка получилась, иначе будет обрывочная, искаженная информация. Для того, чтобы коммуникация осуществилась, принимающий и отправляющий субъект должны одинаково интерпретировать знаки и символы. Оперируя данными символы, человек может составить для себя представления о мире вокруг него. Составление данных представлений схоже с тем, как мы собираем головоломку.
Коммуникация – это процесс составления пазла. Человек с помощью коммуникации составляет полную картинку окружающей его действительности. «Каждый человек понимает, прежде всего, свой конкретный окружающий мир с его центром и нераскрытым горизонтом, то есть свою культуру, как человек, принадлежащий тому сообществу, которое исторически формирует эту культуру. Конструирование миров какого бы то ни было вида начинается с потока собственных переживаний с его открыто-бесконечным многообразием, и вплоть до объективного мира с его различными уровнями объективации, подчинено закономерностям ориентированной конституции» [1. 254−255]. Всё познание мира человек начинает из самого себя, из своего восприятия. Вокруг индивида формируется реальность повседневной жизни, а также различные её интерпретации. Отправной точкой познания является сам индивид. Его познавательная деятельность направлена не только «вовне», во внешнюю реальность, индивид также познаёт свой внутренний мир. Обе эти познавательные деятельности существуют одновременно, оказывая влияние одна на другую. Таким образом, раскрывается метафора, описывающая коммуникацию как процесс составления пазла, где пазл – это мир в целом, он состоит из миллионов, миллиардов маленьких частиц, которые каждый конкретный индивид соединяет в единое целое.
Коммуникация – это подзорная труба – с помощью коммуникации мы «приближаем» часть окружающего мира, делая это реальным. Человек в каждый конкретный момент не может охватывать весь мир во многообразии своих форм, он постоянно выбирает, «приближает», отдельные части реальности и на основании этой информации составляет свою картину реальности, свое представление о жизни и мире вокруг него.
С помощью коммуникации мы достраиваем представления об объектах мира в соответствии с имеющимися у нас знаниями. Конструирование мира происходит с помощью символов, которые вплетены в процесс коммуникации. Конструирование – процесс создания представлений об окружающем мире.
Главными средствами для конструирования образа мира являются средства коммуникации. Чем в большую коммуникативную сеть вплетён человек, тем просторнее, красочнее, насыщеннее предстает перед ним реальность, отражённая в образе (картине) мира. Использование разнообразных средств коммуникации позволяет человеку приближать горизонт «реальности», тем самым, расширяя свой собственный мир.
Статус «реальности» событиям и явлениям придаёт сам человек. В зависимости от того, принимает или не принимает он то или иное сообщение, будет конструироваться его индивидуальная реальность повседневной жизни. Поэтому мы можем утверждать, что повседневная реальность у всех людей разная, это зависит от того, как они реагируют на глобальную коммуникацию. Но всё человечество объединяет единая включённость в коммуникативную сеть, состоящую из символических сообщений. Понять содержание коммуникации и процесс коммуникативного взаимодействия мы можем с помощью метафор. Они дают нам представление о том, что мир, окружающий человека, безграничен, и именно коммуникация способствует построения как субъективной, так и объективной реальности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998. 320 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 334 с.
3. Новейший философский словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article
4. Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet
5. Дэвидсон Д. Что означают метафоры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metaphor.nsu.ru/davidson_1.htm.
6. Лакофф Дж., Джексон М. Метафоры, которыми мы живем. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metaphor.nsu.ru/lacoff_main.htm.