Игра вундеркинда и игра мастера на мацуевском фестивале | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 13.12.2022

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Редько, А. М. Игра вундеркинда и игра мастера на мацуевском фестивале / А. М. Редько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 500-504. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97542/ (дата обращения: 21.12.2024).



Цель исследования: раскрыть пианистический талант начинающего музыканта Л. Бакирова и эталонное мастерство Д. Мацуева в исполнении музыки И. Брамса, С. Рахманинова, Р. Шумана, Ф. Шуберта в рамках авторского проекта.

Методы исследования: соединение музыкального и методологического подходов.

Результаты исследования: выявлены подходы зрелого пианиста и начинающего исполнителя к переосмыслению шедевров немецкой, австрийской и русской классической музыки. Результаты могут быть использованы при работе начинающих пианистов над трактовкой музыкального произведения.

Научная новизна: в статье рассматривается формирование эстетических взглядов и мироощущений мировой звезды и путь на музыкальный олимп начинающего исполнителя.

Практическое применение: материалы полезны для музыкантов, почитателей таланта Д. Мацуева и поклонников Л. Бакирова.

The purpose of the study: to reveal the pianistic talent of the future star L.Bakirov and the reference performer of Brahms, of Rachmanin, of Schumann music D. Matsuev in the framework of the author's project.

Research methods: a combination of musical, methodological approaches developed.

The results of the study: on the example of a performance with the Bashmetov orchestra, creative approaches of mature, as well as novice performers to rethinking musical sources based on the generalization of artistic impressions, the active inclusion of the creative ideas of the author of the article were revealed. This can be regarded as steps towards independent interpretations of Rachmanin, Brahms, Schumann feelings and experiences in musical texts by pianists.

Scientific novelty : in the article, on the example of performances at the festival, it is considered in the context of artistic impressions of the formation of aesthetic views and world perceptions from a world star with a performer starting the creative path to the Musical Olympus.

Practical application: the materials of the article can be useful for lovers and admirers of the talent of D. Matsuev and fans of the future star L. Bakirov.

Мартовский фестиваль Дениса Мацуева в Пермской краевой филармонии традиционно прошел в весенние дни. Два предыдущих фестиваля были перенесены на осень, что было связано с пандемией коронавируса. В этом году другая накладка — известный пианист не выступил в Нью-Йоркском концертном зале «Карнеги-Холл», как было запланировано ранее. «Выступление пианиста Дениса Мацуева не состоится», — говорится на сайте Карнеги-холла. Британская газета The Independent конкретизировала, что такое решение было принято «в связи с недавними событиями в мире». Музыкант отправился покорять российские просторы.

Главным партнером пианиста в его нынешний приезд стал государственный симфонический оркестр Ю. Башмета «Новая Россия» (за дирижерский пульт встал маэстро Ю. Ткаченко). На праздник музыки прибыли постоянные гости — Г. Казазян (скрипка), А. Рамм (виолончель), Е. Гончарова (сопрано).

Почетную миссию открывать фестиваль доверили 11-летнему пианисту из Пермского края Льву Бакирову. Это уже стало традицией — представлять на фестивале юную «звездочку». Ранее слух пермских меломанов услаждал их земляк Захар Внутских, а теперь настал черед еще одной будущей звезды музыкального небосклона. У начинающего карьеру пианиста Л. Бакирова насыщенная и яркая творческая деятельность — конкурсы, стипендии, фестивали, сотрудничество с выдающимися оркестрами[1]. Как любая харизматичная и целеустремленная личность, Лев стремится к совершенному исполнению, равняется на лучших пианистов — его кумиров, добивается побед на престижных конкурсах (в том числе на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского) и концертных ангажементов.

Из биографии Льва известно, что он постигал азы исполнительского искусства у концертирующего педагога, солистки Пермской краевой филармонии (ПКФ), лауреата международных конкурсов, пианистки Г. Гариповой, а затем продолжил обучение в классе солиста Московской государственной филармонии (МГФ), заслуженного артиста России, пианиста Б. Березовского, часто гастролирующего в Перми с разноплановыми программами. В качестве примера можно привести постоянную практику исполнять инструментальные концерты в двух ипостасях, без дирижера, стоящего на сцене, как он это делает с Государственным академическим симфоническим оркестром (ГАСО) имени Е. Ф. Светланова на филармонических концертах на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.

Еще пример — уже сформировавшийся на постоянной основе дуэт преподавателя Г. Гариповой и ее воспитанника Л. Бакирова.

Отступая от темы, скажем несколько слов о филармоническом концерте «Светлый праздник», посвященном С. В. Рахманинову, где прозвучали фортепианные дуэты — сюита № 1 и сюита № 2, посвященные П. И. Чайковскому и А. Гольденвейзеру. Глубокая художественная осмысленность и яркость музыкальных образов, красочность инструментовки и законченность формы придавали произведениям симфонический масштаб. Музыка одной сюиты дышит свежестью и почти безмятежным лиризмом. Вторая — это уже произведение зрелого мастера, нашедшего свой круг образов и собственный неповторимый почерк.

Каждая из четырех частей имеет стихотворный эпиграф, поясняющий авторский замысел. Первые три части — светлые, лирические: нежная, задумчивая «Баркарола», романтическая «И ночь, и любовь», чарующие «Слезы», навеянные воспоминаниями о печальном звоне монастырского колокола. Первая сюита завершается впечатляющим монументальным финалом — торжественной картиной «Светлый праздник» с потрясающей имитацией перезвона больших и малых колоколов. Вторая сюита задумывалась Рахманиновым как блестящая, эффектная концертная пьеса. Она состоит из 4 разножанровых частей, расположенных в стройной последовательности: эпическая «Интродукция», изящный полетный «Вальс», мелодичный «Романс» и неудержимо стремительная «Тарантелла».

Фортепианный ансамбль. ОЗПФ

Рис. 1. Фортепианный ансамбль. ОЗПФ

Еще одним примером может послужить дуэт Л. Бакирова и Б. Березовского. Возможностей для совместного музицирования в тематических филармонических концертах много.

Проверенная истина: заниматься с одаренными детьми непросто, не каждый педагог за это возьмется. Вот лишь некоторые имена — Н. Луганский, Г. Казазян, И. Куксова, Е. Мечетина, А. Князев, П. Милюков. Список можно продолжить. Это, безусловно, стимулирует быстрейшее развитие творческих способностей учеников, а также дает профессионализм, на основе которого воспитываются в будущем зрелые практикующие музыканты со своей харизмой, развитым видением фортепианных произведений в трактовке цельности музыкальных форм, интересных для слушателей.

Вернемся к фестивальному концерту. На открытии в интерпретированном подходе прозвучал знаменитый по красочности, яркости, оркестровой насыщенности фортепианный концерт ля минор, соч. 54 Р. Шумана (I часть. Allegro affettuoso). Хотелось услышать и вторую и третью контрастирующие части, что придало бы цельности трактовке, но, видимо, ограниченные по времени рамки мероприятия продиктовали необходимость создания художественного образа только в одной части. Но какой насыщенной по выразительности исполнения оркестрово-фортепианной музыки! Пианисту пришлось сконцентрировать себя, чтобы ярко проявить все свое мастерство не только как солиста, но и ансамблиста во взаимодействии с первоклассным оркестром. Не потеряться, а быть полноправным партнером в океане шумановской стихии чувств. Это приходит в концертной практике, когда исполнитель владеет слушательской аудиторией, умеет в кульминации перекрыть оркестр, показать свою харизму. Вспомним, что хобби Льва — шахматы. Способность к логическому «шахматному» мышлению во многом помогает постигать музыкальные чувства и переживания. На будущее хотелось бы пожелать Льву, чтобы он внутренне дирижировал — это поможет еще больше прочувствовать бурление океана волшебной, гипнотически действующей на публику музыки.

Юный, подающий надежды пианист. БЗПФ

Рис. 2. Юный, подающий надежды пианист. БЗПФ

Выдающийся пианист современности Денис Мацуев исполнил Второй фортепианный концерт B dur, соч. 83 И. Брамса. Здесь прозвучали все части инструментального произведения. Сложнейшую сольную партию этого концерта нередко называют «Симфонией с солирующим фортепиано». Она еще не звучала с пермской сцены в исполнении Мацуева.

Уникальность произведения в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Сочинение отличается глубиной и серьезностью замысла, монументальностью формы, значительностью оркестровой партии. Брамсу удалось создать замечательную музыку — торжественную и светлую, мужественную и нежную, величавую и страстную. Это гениальная музыка, которая никого не оставит равнодушным! В ней содержится целая палитра чувств и красок. Создавая это сочинение, композитор задавался вопросами о сущности бытия, о смысле жизни. Инструментальный концерт был исполнен на одном дыхании, на одном порыве, не чувствовалось что заканчивается одна часть, а затем начинается другая, не было перерыва между частями, ощущалась цельность произведения. Благодаря магнетизму исполнения Д. Мацуева, слушатели находились под гипнотическим влиянием музыки композитора, харизмы самого исполнителя. Просто хотелось слушать и смотреть на прочтение музыкантами этого грандиозного творения, и им удалось в полной мере выложиться и донести до слушателя философию брамсовой музыки.

«Музыка Рахманинова — это океан. Его музыкальные волны начинаются далеко-далеко за горизонтом, и они возносят вас так высоко, и так медленно вас опускают, что вы чувствуете эту мощь и это дыхание…» . (А. Кончаловский)[2] .

Один из фестивальных вечеров завершился концертом № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова. Инструментальной концерт стал одним из самых известных и исполняемых произведений во всей мировой классике. Удивительная красота этого музыкального шедевра неизменно пленяет исполнителей и слушателей. «На концерт надо приходить с открытым сердцем и надеждой, что произойдет чудо. И тогда оно может произойти. Особенно, если в такой вечер звучит Рахманинов», — говорит Денис Мацуев. На бис были исполнены, можно сказать, фирменные мацуевские номера — экспромты, соч. 90: № 2 Es-dur, № 3 Ges-dur Ф. Шуберта.

Экстаз, экзальтированность, целостность исполнения Денисом Мацуевым музыки И. Брамса и С. Рахманинова. БЗПФ

Рис. 3. Экстаз, экзальтированность, целостность исполнения Денисом Мацуевым музыки И. Брамса и С. Рахманинова. БЗПФ

«Мацуев — артист, обладающий невероятной музыкальностью, самобытным мышлением и феноменально совершенной техникой, — пишут о нем критики. — Русский пианист Денис Мацуев, бесспорно, один из немногих, кто достиг высочайшего признания и принадлежит к числу выдающихся классических музыкантов нашего времени». На фестивале он представил сольную программу, составленную из фортепианных произведений композиторов-романтиков: Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта и С. В. Рахманинова[3].

Мацуева называют самым романтическим героем современной фортепианной игры, именно произведения композиторов-романтиков он исполняет, как никто другой.

Произведения для фортепиано — значительная часть творческого наследия С. В. Рахманинова. Именно здесь раньше всего раскрылся гениальный дар композитора, что обусловлено в первую очередь тем, что сам Рахманинов был величайшим пианистом.

Д. Мацуев является одним из лучших интерпретаторов фортепианных произведений Рахманинова. Он записал все концерты великого композитора. Произведения С. В. Рахманинова звучат у Мацуева необычайно убедительно и всегда совершенно по-новому, каждый раз удивляя неожиданными сочетаниями, красками и гармониями. Даже самые известные прелюдии в исполнении Д. Мацуева как будто становятся открытием и для него самого, и для публики.

Сегодня пианист находится на вершине признания, демонстрируя абсолютное владение своим инструментом на самых известных сценах мира.

«На концерт надо приходить с открытым сердцем и надеждой, что произойдет чудо. И тогда оно может произойти. Особенно, если в такой вечер звучит Рахманинов», — считает Денис Мацуев.

Концерт завершился вдохновенными произведениями С. В. Рахманинова. При всех различиях настроений, образной тематики и форм они воплощают мощь и энергию композитора, находящегося в расцвете жизненных и творческих сил!

Прозвучал Этюд-картина композитора — он сродни фортепианной поэме, которой свойственен виртуозный размах, богатство изложения, драматизм и программность музыки.

«Каждый сольный концерт для меня — это чувство полета! Я испытываю даже не волнение, а «кипение» в хорошем смысле слова. В день концерта у меня всегда радостное и праздничное настроение. Я как можно скорее хочу выбежать на сцену», — делится эмоциями Д. Мацуев.

«Многие говорят о невероятной виртуозности, энергии и фантазии Дениса Мацуева, но далеко не все отмечают, что почти в каждой фразе, в каждом голосоведении у Дениса есть открытие, есть то, чего не было ни в одной записи. И публика обожает этого пианиста, потому что каждый раз становится участником рождения этой ноты, этой интонации», — говорит Ю. Башмет.

Традиционная черта фестиваля — пристальное внимание к юным «искоркам», как называет их сам Мацуев, — молодым дарованиям[4]. На следующем фестивале в 2023 году такой «искоркой» может по праву стать победительница регионального этапа «Новые имена» (2022) флейтистка Олеся Яманаева[5] (МАУ ДО г. Пермь, «Детская школа искусств № 9).

Новое имя на музыкальном небосклоне. Олеся Яманаева. БЗПФ

Рис. 4. Новое имя на музыкальном небосклоне. Олеся Яманаева. БЗПФ

Литература:

  1. Вечер фортепианной музыки XII фестиваля Дениса Мацуева. Сайт Пермской краевой филармонии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/afisha/vecherkamernojmuzykiXIIfestivaljadenisamacueva.html (дата обращения: 09.12.2022).
  2. Премьера! «Светлый праздник. К 150-летию С. В. Рахманинова. Сайт Пермской краевой филармонии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/afisha/svetlyjprazdnikk150-letijusvrahmaninova.html (дата обращения: 09.12.2022).

[1]В свои одиннадцать лет Лев Бакиров — обладатель Гран-при международных конкурсов, победитель Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица», стипендиат Международного благотворительного фонда В. Спивакова, фонда С. Рахманинова в Швейцарии (Serge Rachmaninoff Foundation Switzerland), благотворительного фонда «Новые имена» имени И. Вороновой; благотворительного фонда Ю. Розума. Лев становился участником Международного фестиваля «Москва встречает друзей» международного благотворительного фонда В. Спивакова. По приглашению Д. Лайвли (профессора, главы экзаменационной комиссии Высшей школы музыки в Париже) Лев принимал участие в Международной музыкальной академии в рамках Зимних международных фестивалей искусств Ю. Башмета, а также в Международном фестивале Б. Березовского «Летние вечера в Елабуге», Международном фестивале имени А. Н. Скрябина.

[2]В 2023 году исполнится 150 лет со дня рождения С. В. Рахманинова — великого русского композитора, пианиста и дирижера, чье творческое наследие вошло в сокровищницу музыкального искусства.

[3]Р. Шуман. Фортепианный цикл «Детские сцены» (Kindersсenen), соч. 15; Ф. Лист. Соната для фортепиано h-moll, S. 178, посвящена Р. Шуману; Ф. Шуберт. Экспромты, соч. 90: № 2 Es-dur; № 3 Ges-dur; С. Рахманинов. Этюд-картина a moll («Море и чайки»), соч. 39, № 2; Соната № 2 b-moll, соч. 36.

[4]Волгарева Д. ИЗО, г. Пермь; Букур Л, фортепиано, г. Пермь; Тюленёва С, скрипка, г. Пермь; Якубовский В, баян, г. Пермь; Кобелев Р, баян, г. Оса; Макарова В, флейта, г. Пермь.

[5]Яманаева О. — обладатель стипендии межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» (2016, 2019), лауреат Международного фестиваля-конкурса «Творческие открытия» (Санкт-Петербург 2019).

Основные термины (генерируются автоматически): концерт, произведение, Чайковский, часть, музыка, музыкальный небосклон, начинающий исполнитель, открытое сердце, Пермская краевая филармония, пермь.


Похожие статьи

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства

Методическая разработка для магистрантов очной и заочной формы обучения по дисциплине «Ансамблевое исполнительство», направление 050600 «Художественное образование» магистерская программа «Музыкальное образование». Одним из важных разделов исполнител...

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением

В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...

Формирование эстетических взглядов, мироощущения начинающих исполнителей посредством музыки Сергея Рахманинова

Цель исследования: раскрыть талант А.Ключко (фортепиано), Д.Юровского (дирижера), К.Нестеренко (сопрано), И.Бессонова (фортепиано). Методы исследования: соединение музыкального, методологического подходов. Результаты исследования: выявлены подходы ...

Проблемы сохранения традиций русской оперы

Статья посвящена исследованию проблем сохранения традиций русской оперы. Проанализированы два противоречивых оперных спектакля («Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане» в постановке Д. Чернякова) с целью выявления актуальных проблем сохранения ру...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Особенности культурного взаимодействия как часть социально-психологической характеристики учебного коллектива

Статья раскрывает общие характеристики социальной культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных ус...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло

В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, а...

Похожие статьи

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства

Методическая разработка для магистрантов очной и заочной формы обучения по дисциплине «Ансамблевое исполнительство», направление 050600 «Художественное образование» магистерская программа «Музыкальное образование». Одним из важных разделов исполнител...

Основные подходы Я. В. Флиера-педагога к работе над музыкальным произведением

В статье анализируется педагогическое наследие Я. В. Флиера, обосновывается актуальность многоуровневой системы педагогических принципов, разработанной выдающимся музыкантом. В ходе рассмотрения основных подходов Флиера-педагога к работе над музыкаль...

Формирование эстетических взглядов, мироощущения начинающих исполнителей посредством музыки Сергея Рахманинова

Цель исследования: раскрыть талант А.Ключко (фортепиано), Д.Юровского (дирижера), К.Нестеренко (сопрано), И.Бессонова (фортепиано). Методы исследования: соединение музыкального, методологического подходов. Результаты исследования: выявлены подходы ...

Проблемы сохранения традиций русской оперы

Статья посвящена исследованию проблем сохранения традиций русской оперы. Проанализированы два противоречивых оперных спектакля («Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане» в постановке Д. Чернякова) с целью выявления актуальных проблем сохранения ру...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Особенности культурного взаимодействия как часть социально-психологической характеристики учебного коллектива

Статья раскрывает общие характеристики социальной культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В современных ус...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло

В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, а...

Задать вопрос