Одаренный ребенок — какой он? Какую степень способностей и умений мы можем считать именно одаренностью? Мне хочется подойти к этому понятию очень осторожно. Работая с детьми, имеющими порой весьма средние способности, для меня одаренный ребенок тот, кто легко справляется с программой, чье исполнительское мастерство отличается яркостью, выразительностью, эмоциональностью. Наверное, для кого — то эти дети обычные ученики, для меня они именно одаренные.
В музыкально — педагогической практике развитием и воспитанием одаренных детей занимаются в первую очередь музыкальные школы и школы искусств. На сегодняшний день в системе дополнительного образования существуют множественные центры и дома творчества, где эти дети могут реализовать свои способности. Судьба дала мне возможность общения и работы с такими детьми. Некоторые из них уже окончили школу, оставив о себе самые теплые воспоминания. Есть и те, кто связал свою жизнь с музыкой. Двое моих выпускников стали преподавателями по классу фортепиано. К счастью, и на сегодняшний день в моем классе есть ученики, которыми можно гордиться.
В чем же заключаются особенности работы с такими детьми? За годы педагогической деятельности мне удалось сделать следующие наблюдения:
Одаренных, правильнее сказать способных детей можно условно разделить на 2 группы:
- Дети, желающие развить свои неординарные способности, стремящиеся к достижениям и результатам, как следствие, трудолюбивые и усердные.
- Дети, имеющие ярко выраженные музыкальные способности, но относящиеся к ним равнодушно, тем самым «зарывая свой талант в землю».
Несомненно, вторая категория детей не сможет добиться желаемых результатов в перспективе, успехи и достижения они смогут демонстрировать только на начальном этапе обучения. «Если не прикладывать никаких усилий, данные тебе от природы способности просто закончатся, как конфеты в коробке», — говорю я маленьким «ленивцам».
Особую «ценность» представляют дети из первой группы, о них и следует говорить отдельно. Дети, относящиеся к разряду одаренных, легко и необычайно быстро осваивают начальный период обучения, не вызывает трудности у них и освоение нотной грамоты. Непринужденно и естественно формируется их пианистический аппарат. Уже в первый год обучения на передний план выходит их исполнительское мастерство. Соответственно, перед таким ребенком ставятся более серьезные задачи, чем перед его сверстниками. О сложности музыкальных мыслей, особенностях изобразительного начала в музыке я должна говорить на их «детском» языке, объясняя порой ребенку значение тех или иных слов. Привычные и знакомые музыкантам термины появятся позже, пока достаточно, если ребенок просто понимает значение определенных символов.
Непременным условием учебного процесса, как в начале обучения, так и на всем его протяжении являются доверительные, искренне доброжелательные отношения между маленькими и большими музыкантами. Ребенок должен быть уверен: педагог рад видеть его всегда, и творческая работа приносит удовлетворение обоим. Ощущения после уроков с такими детьми носят удивительный характер, который сравним с удовлетворением и чувством радости. Порой это благодатная усталость, особенно после занятий с взрослыми учениками. Я никогда не скрываю от детей свои эмоции, они видят как мой откровенный восторг, так и разочарования. Мне кажется, что мои ученики на меня похожи, даже самые маленькие. Откровенно шумные, эмоционально искренние и активные, энергичные. Мы — друзья. Я не «учу», мы вместе творим, создаем, рождаем, в конце концов, нечто совместное, что роднит и объединяет нас. Даже сам урок я стараюсь строить не по стандартной схеме. Мы можем много говорить и совсем мало играть на инструменте (со старшими ученицами), можем весь урок сочинять экспромты (с первоклассниками), а маленькая Лиза постоянно просит, чтобы я ей поиграла «что-нибудь красивое». Любую серьезную просьбу моих учеников я стараюсь исполнять. Музыкально одаренных детей отличает эмоциональная отзывчивость на прослушанную и исполняемую музыку, интенсивное развитие музыкального мышления. Им не нужно объяснять, как должно звучать то, или иное произведение, достаточно позволить им выразить все то, что они хотят. В музыкальной изобразительности для них не должно быть запретов и ограничений — это залог их будущей индивидуальности. «Сыграй убедительно, и я тебе поверю», предлагаю я, и, действительно, порой меняю свою точку зрения.
Говоря о развитии и обучении одаренных маленьких музыкантов, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Так называемый «академический комплекс» должен занимать в нем большую часть, т. к. в основе обучения лежит задача профессионального становления личности, что немыслимо без знания классического репертуара. Современные дети, в независимости от своих способностей, сегодня отдают предпочтение современной эстрадной и джазовой музыке. Я разделяю их пристрастия и с удовольствием включаю в репертуар современную музыку. Чем разнообразней исполняемые ребенком произведения, тем многогранней его внутренний изобразительный мир, тем ярче оттенки его переживаний, тем больше у него возможностей познать секреты совершенства музыкального искусства. Существует мнение, что все исполняемые даже одаренным ребенком произведения должны быть ему посильны в изучении. Позволю себе с этим не согласиться. Предлагая юному таланту произведения гораздо сложнее его уровня исполнительства, я даю ему возможность добиться результативности очень усердным трудом. Чувство победы над, казалось бы, недостижимым позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности. Конечно, такими педагогическими приемами нельзя злоупотреблять и это скорее исключение, чем правило. Усложнять программу позволительно лишь при подготовке к конкурсным выступлениям. Не раз на конкурсах пианистов мои первоклассники исполняли произведения уровня 3–4 классов. И справлялись! Уверенно педализировали, демонстрировали навыки, присущие старшим ученикам. Сколько труда предшествовало их успеху! Тем дороже стали победы!
Одаренные дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах. Порой стремление к победе оказывается настолько сильным, что ребенок вдруг демонстрирует небывалое вдохновение в работе. «Хочешь быть первой? Можешь! Если будешь как следует работать!», именно эти слова я постоянно повторяла юной амбициозной ученице, которая в итоге стала первой в своей подгруппе. Система фестивалей и конкурсов необычайно мотивирует и стимулирует одаренных детей к развитию их творческого потенциала.
Хочется сказать немного о детях, не обладающих ярко выраженными музыкальными способностями, но поражающих своим усердием, трудолюбием и терпением. Может это тоже вид одаренности? Разве не заслуживает восхищения и, главное, уважения, семилетний ребенок, готовый заниматься и ходить на занятия каждый день, чтобы достичь желаемого результата? Порой дети, умеющие трудиться, достигают куда больших успехов, чем их одаренные, но ленивые сверстники.
Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки и нотного текста. Следует как можно больше выучивать с ними произведений наизусть. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху. Любая работа, проведенная ребенком самостоятельно, обязательно оценивается мною положительно. Я часто хвалю детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия, принимаю всерьез.
Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Не секрет, что музыкально одаренные дети чаще всего рождаются в семьях, где родители имеют отношение к музыке, где с первых дней еще внутриутробной жизни ребенок слышал пение или инструментальное музицирование.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов»- именно так выразился известный пианист и педагог Генрих Нейгауз. Именно он назвал идеальными родителями тех, кто относится к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования, при этом реально оценивая способности своего ребенка. Установление прочных связей и контактов с родителями является для меня одним из важных моментов воспитания всех обучающихся, но общению с родителями одаренных детей я уделяю гораздо больше времени. О наличии у ребенка неординарных способностей сообщаю сразу, рассказываю, при каких условиях можно добиться успехов в исполнительском мастерстве. Родители моих «дарований» — мои союзники и единомышленники. Порой обращаюсь к ним за советом и за помощью. Признаюсь, порой жалуюсь, но чаще хвалю их детей.
Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Объективная требовательность, помощь в решении организационных вопросов, готовность в любой момент поддержать начинания ребенка и разделить с ним неудачу и успех — эти качества родителей в совокупности с профессионализмом и творческим энтузиазмом педагога служат залогом развития и становления музыкальности наших общих детей. Их достижения разве не есть педагогическое счастье?
И, пожалуй, самое главное, без чего не воспитать маленького человечка и не привести его к успеху. Это Любовь. Искренняя, бескорыстная, наполненная уважением и доверием. Любите своих учеников, верьте в них, и ваша любовь сделает то, что не сможет сделать ни одна методика, какой бы совершенной она ни была.