Основные права потребителей при продаже товаров дистанционным способом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 14.12.2022

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Патыкина, Е. С. Основные права потребителей при продаже товаров дистанционным способом / Е. С. Патыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 448-451. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97631/ (дата обращения: 21.11.2024).



Законодательство в сфере зашиты прав потребителей достаточно подробно регламентирует многообразие отношений, складывающихся в процессе реализации товаров между потребителем и продавцом, но в связи с тем, что эти отношения динамично развиваются, появляются новые способы реализации товаров, при которых не требуется личного присутствия потребителя в местах стационарной торговли, законодательство по данному вопросу нуждается в изменении, создании новых норм, для того, чтобы потребитель, как слабая сторона была уверена в том, что его права защищены.

Посещая места стационарной торговли, будь это ближайший магазин у дома с продовольственными товарами или запланированная поездка за определенным видом товара в торговый центр, потребитель, как правило, ознакомлен с основным перечнем прав, которыми он может руководствоваться для защиты своих интересов. Закон о защите прав потребителей четко фиксирует право потребителей на просвещение в сфере своих прав, которое обеспечивается через включение соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также путем предоставления информации потребителям об их правах и необходимых действиях по защите этих прав [9]. Однако, все равно бывает так, что права потребителя нарушаются. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права, их способы защиты, в чем заключается государственная поддержка в случае нарушения прав.

Основными правами, которыми обладает потребитель, являются:

1) право на безопасность товара (работы, услуги)

2) права при обнаружении в товаре недостатков (требовать замены на товар той же марки или другой марки, требовать соразмерного уменьшения покупной цены, потребовать незамедлительно устранения или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы);

3) право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах);

4) право на компенсацию морального вреда;

5) право на судебную защиту.

Это перечень лишь основных прав, которыми обладает потребитель, при осуществлении розничной купли-продажи.

В связи с тем, что на сегодняшний день в России получает развитие дистанционный способ продажи товара, который уже прочно вошел в повседневную жизнь многих потребителей, возникает вопрос: какими основными правами при заключении договора купли-продажи дистанционным способом, обладает потребитель?

Несмотря на то, что дистанционный способ продажи товаров имеет ряд правовых особенностей, правила купли-продажи товаров одинаковы, и права потребителей тоже защищены одинаково. Продавцы обязаны соблюдать все установленные законом требования: заключать с покупателями договоры, предоставлять необходимую и достоверную информацию об основных потребительских свойствах товара, отвечать за качество товара, а в случае необходимости — компенсировать понесенные покупателем убытки.

В сравнении с привычным способом приобретения товаров, которые предполагает возможность непосредственного ознакомления с товаром, общение с продавцом, получение кассового чека, в дистанционном способе данные возможности либо исключаются вовсе, либо доступны потребителю частично.

Поэтому предпринимателю, организующему продажу товаров дистанционным способом, а также потребителю, желающему приобрести товар дистанционным способом, в т. ч. через интернет-магазны, необходимо знать основные положения действующего законодательства в части обязательных требований, предъявляемых к организации деятельности по дистанционной продаже товаров.

Несмотря на то, что покупка товара потребителем осуществляется дистанционно, продавец до заключения договора купли-продажи, обязан предоставить всю информацию: об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) продавца, месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, цене, условиях приобретения товара, доставке, сроке службы и годности и иные подобные сведения. Данное положение содержится в п. 2 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» и является ключевой обязанностью продавца. Важно, чтобы данная информация содержала сведения о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Это, в первую очередь, объясняется тем, что в последнее время в сети Интернет появилось большое количество недобросовестных продавцов, которые не размещают информацию о товаре или же публикуют ложные сведения и данные об интернет-магазине или предоставляемом товаре. Все это имеет правовые последствия, которые выражены в затруднении защиты потребителями своих прав.

Покупая товары не в виртуальном магазине, потребитель точно знает все данные: наименование магазина, юридический адрес, и прочее, все это определяется зачастую в кассовых чеках. Таким образом, покупатель может идентифицировать продавца и в случае нарушения прав предъявить требования [10]. Но при совершении покупок дистанционным путем нередко мы можем увидеть только название сайта, контактный телефон и адрес. В данном случае вся информация о продавце находится на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Однако довольно часто продавцы не являются собственниками серверов сайта, и для размещения информации им приходится обращаться к организациям посредникам, которые владеют необходимым для этого оборудованием и оказывают услуги, связанные с информационным обеспечением. Как следствие, имеют место быть случаи мошенничества, что значительно «подрывает» доверие покупателей к данному способу продажи товаров. И здесь может возникнуть ситуация, когда содержащаяся на сайте информация о продавце и товаре недействительна, и к кому тогда обращаться, если потребителю потребуется вернуть товар и денежные средства? Соответственно, здесь возникает проблема допустимой меры ответственности продавца и посредника, который оказывает услуги по содержанию сайта и размещению информации о продавце и товаре. Более того, как уже отмечалось, правовой статус посредника законодательством не урегулирован и это порождает существенный ряд проблем.

Необходимо установление ответственности посредников за предоставление недостоверных или неполных сведений. Помимо этого, требуется установление обязательного перечня сведений о юридическом лице, которые размещаются на сайте, а также информации о посреднике, регулирующем работу самого сайта [11].

С учетом этого, в действующем законодательстве в сфере защиты прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом, по мнению Роспотребнадзора, необходимо внести ряд изменений, касающихся предоставления достоверной информации о товаре и продавце. По преставлению Роспотребнадзора, необходимо создать обязательный реестр интернет-магазинов, в котором будут содержаться актуальные сведения о продавце. Сайты будут осуществлять привязку в реестре к определенному юридическому лицу и жалобы покупателей будут направляться непосредственно ему [12].

Еще одним фундаментальным правом потребителя при продаже товаров дистанционным способом, является право на качество товара. С учетом того, что потребитель, делая заказ в интернет-магазине, не может потрогать, ощутить, приобретаемую вещь, ему лишь остается доверять предложенному продавцом описанию и изображению. Но даже с учетом этого восприятия товара на фотоснимке с восприятием товара в объективной реальности могут разниться. То есть здесь потребитель идет на риск, полагаясь исключительно на добросовестность продавца [3, с.14], который информирует потребителя о том, что товар предоставлен надлежащего качества.

Понятие категории «качество товара» не раскрывается ни ГК РФ, ни Законом «О защите прав потребителей». Но среди некоторых ученых сложилось понятие качества товаров как совокупности закрепленных в законодательстве и принятых в соответствии с ним документа, сформировавшихся обычных требований к товару (работе, услуге).

Праву потребителя на товар надлежащего качества корреспондирует обязанность продавца осуществить обмен на аналогичный товар, если указанный товар не подошел по форме, габаритам и т. д., а при получении товара ненадлежащего качества — произвести устранение недостатков, соразмерно уменьшить покупную цену или заменить на товар аналогичной марки. Права покупателя на обмен, замену и пр. сохраняются, как и в классическом договоре розничной купли-продажи, где покупатель может проверить товар и оценить его свойства. Таким образом, товары, реализуемые продавцами дистанционным способом, так или иначе должны соответствовать требованиям, предъявляемым качеству товара.

Потребитель всегда может отстоять и защитить принадлежащие ему права при совершении покупок, как в местах непосредственного нахождения товара, так и при дистанционном способе продажи товаров. То есть потребитель имеет право на досудебный порядок рассмотрения спора, а именно, направить претензию продавцу, и также на судебную защиту, в ходе которой покупателю может быть компенсирован моральный вред, возмещены убытки.

Подводя итог анализа прав потребителей при розничной купли-продажи в местах стационарной торговли и при осуществлении продаж дистанционным способом, можно сделать вывод, что потребителю не стоит опасаться приобретать товары данным способом. Закон «О защите прав потребителей» и Правила продажи товаров дистанционным способом достаточно полно определяют права потребителя, однако необходимость в создании единого нормативно-правового акта по вопросам дистанционной торговли возрастает с каждым днем.

Литература:

  1. «Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.08.2022);
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  3. Аблятипова Н. А., Кравцова А. А. Проблемы дистанционного способа розничной купли-продажи в контексте права потребителя на отказ от товара надлежащего качества // Журнал «Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ». 2019. С.101–107.
  4. Барабачкова М. Н., Корнилова Н. В. Дистанционная купля-продажа товаров: актуальные проблемы практики // E-Scio. 2019. № 10 (37). С. 210–217.
  5. Богданова Е. И., Варенцова Е. В. Проблема возврата товара, купленного дистанционным способом // Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности. 2020. С. 101–104.
  6. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) федер. Закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ редакция от 26.10.2021
  7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3.
  8. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
  9. Монахов А. Б. Право потребителей как социально-экономическая и юридическая категория// Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 158
  10. Лисина Е. О. Проблемы защиты прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2018. № 9. С. 68
  11. Саинская Л. А. Проблемы защиты прав потребителей при дистанционной торговле через сеть «Интернет»// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — Т. 20. С. 129
  12. Ванин Д. Н. Проблемы защиты прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров// Тенденции развития науки и образования. 2018. № 4–1. С. 14.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, дистанционный способ, продавец, товар, качество товара, продажа товаров, розничная купля-продажа, стационарная торговля, достоверная информация, моральный вред.


Похожие статьи

Правовой режим приобретения и использования прав на товарные знаки

Правовое регулирование оказания услуг в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом

Правовой статус индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом

Способы защиты права на товарный знак и знак обслуживания по российскому законодательству

Права потребителя, гарантированные законодательством

Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита

Ограничение ответственности провайдера за нарушение в сети Интернет авторских и смежных прав

Административная и уголовная ответственность за нарушение прав потребителей

Похожие статьи

Правовой режим приобретения и использования прав на товарные знаки

Правовое регулирование оказания услуг в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом

Правовой статус индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой сети Интернет, по законодательству Российской Федерации

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом

Способы защиты права на товарный знак и знак обслуживания по российскому законодательству

Права потребителя, гарантированные законодательством

Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита

Ограничение ответственности провайдера за нарушение в сети Интернет авторских и смежных прав

Административная и уголовная ответственность за нарушение прав потребителей

Задать вопрос