В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.
Ключевые слова : дистанционная торговля, заключение договора, права потребителя, покупатель, продавец.
Совместно с всемирным технологическим прогрессом развиваются и способы взаимодействия людей в юридическом пространстве. Теперь в нашем привычном мире существуют электронные подписи, электронный документооборот, дистанционные переговоры и заключение сделок. Одной из таких сделок, возможно одной из самых распространенных, является купля-продажа.
С каждым днем процент договоров розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли становится все больше, человек привыкает к удобству и быстроте такого формата сделок. Однако существует мнение, что население пока не полностью доверяет электронному способу покупок.
Например, М. В. Пальцева отмечает в России недостаточную психологическую адаптацию населения к новому формату совершения покупок, не выходя из дома [1]. С одной стороны, законодательная база в России не содержит такого количества источников, которые существуют в некоторых зарубежных странах, либо недостаточно полно отвечает всем быстроизменяющимся правилам дистанционной торговли. Недостаточность правовой защиты как продавца, так и покупателя, может являться первопричиной осторожного отношения обеих сторон к дистанционной купле-продаже. Полагаем, что развитие интернет-торговли на сегодняшний день носит достаточно неупорядоченный характер ввиду отсутствия четкого правового регулирования данных правоотношений. Также одним из факторов, тормозящих развитие данной сферы, является сложность в надежной идентификации контрагентов [2].
Хотя нельзя говорить о полном отсутствии законодательной базы. Нормы, регулирующие сферу дистанционной торговли, содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), а также в Законе РФ от 07 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей», Постановлении Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
Главным аргументом при отказе от покупки дистанционным способом является, на наш взгляд, отсутствие возможности у потребителя самостоятельно и непосредственно ознакомиться с выбранным товаром, лично осмотреть его на наличие возможных несоответствий товарному виду, габаритам и других параметров. В ином случае при наличии такой возможности договор купли-продажи не будет считаться дистанционным. Заключение сделки дистанционно предполагает, что будут использованы средства связи, такие как Интернет, телевидение, каталоги, рекламные объявления, телефон и др., а также отсутствие личного контакта продавца и покупателя.
В связи с этим необходимо заметить, что обеспечение прав покупателя служит гарантом к наиболее вероятному заключению договора купли-продажи дистанционным способом. К основополагающим правам можно отнести следующие: право на предоставление информации о товаре, право отказаться от товара надлежащего или ненадлежащего качества, право на своевременную доставку товара, на приобретение товара надлежащего качества.
Рассмотрим право на предоставление информации о товаре. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, его доставке, сроках службы и годности, гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора [3].
Данная обязанность возложена на продавца в целях наиболее полного представления покупателя о приобретаемом товаре в условиях невозможности видеть его непосредственно. Представляется, что данное право реализуется и при обыкновенной купле-продаже товаров в розницу в магазинах. Право на предоставление информации является одним из основополагающих, без которых была бы невозможна законная купля-продажа товаров, что повлекло бы за собой споры и жалобы покупателей. Кроме того, информация о способах и сроках предъявления претензий также входит в обязанность продавца, и является составляющей права потребителя на предоставление информации о товаре.
Покупатель также имеет право на приобретение качественного и безопасного товара. Передаваемый товар должен соответствовать по всем заявленным характеристикам, указным в договоре и сообщенным в ходе заключения данного договора.
Если же товар имеет недостаток и был приобретен дистанционным способом, то покупатель вправе потребовать замены товара той же либо другой марки, но с перерасчетом цены, потребовать устранения недостатков товара или возмещения понесенных расходов, отказаться от исполнения договора, при этом также потребовав возврата денежных средств, а также вправе потребовать снижения цены, соразмерно выявленному недостатку. Однако при заключении договора выбор способа защиты права может быть оговорено продавцом.
Право отказаться от товара надлежащего или ненадлежащего качества. Право на отказ от товара надлежащего качества реализуемо при наличии нескольких условий:
1) Товарный вид, потребительские свойства купленной вещи сохранен;
2) Покупатель сохранил подтверждающий покупку документ, в котором указаны условия покупки товара.
В случае если покупатель не имеет указанного документа, то он имеет возможность представить иные доказательства приобретения товара.
До момента передачи товара покупателю, он имеет право отказаться от покупки в любое время. Срок на отказ от товара после его получения составляет 7 дней по общему правилу, также он может быть указан продавцом в договоре, а также закон предусматривает трехмесячный срок отказа от покупки, если информация о возврате не была предоставлена покупателю в письменной форме в момент доставки товара.
В случае если потребителю был передан товар ненадлежащего качества, т. е. в нем имеются какие-либо недостатки, то необходимо пользоваться правилами, установленными ст.ст. 18–24 Закона.
Потребитель имеет право на предъявление следующих требований:
— безвозмездное устранение недостатков;
— соразмерное уменьшение покупной цены;
— замена на товар аналогичной марки либо на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— отказ от исполнения договора и возврат денежных средств, уплаченных за товар.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо предъявить требование о его замене в течение 15 дней со дня передачи ему такого товара (перечень технически сложных товаров установлен постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924).
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Иногда недобросовестные продавцы отказывают покупателям в возврате товара, указывая в качестве оснований причины, не подлежащие применению при заключении договора дистанционным способом.
Необходимо отметить, что стремительное появление в последнее время новых товаров и услуг (особенно цифровых или финансовых), обусловленных с большей степени пандемией коронавирусной инфекции породило рост различных спорных ситуаций, при этом нормы действующего закона «О защите прав потребителей» не адаптированы к новым формам торговли [4]. Именно в период пандемии продавцы были вынуждены настроить торговлю дистанционным способом, даже если до этого такая услуга не предоставлялась. Множество сделок перебралось в цифровую среду, что повлекло за собой вопросы относительно соотношения защиты прав потребителя и защиты прав интеллектуальной собственности.
Потребитель вправе обращаться в суд за защитой нарушенных прав, в особенности когда недобросовестные продавцы при продаже товаров через информационно-телекоммуникационные сети устанавливают различные условия совершения покупок, которые прямо нарушают положения закона. Такие нарушения обычно могут быть связаны с установлением минимальной суммы заказа при приобретении товара, условия отмены заказа товара, при которых с покупателя удерживается некоторая сумма, и др.
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что на данный момент качество правового регулирования заключения договора купли-продажи дистанционным способом находится не на достаточном уровне, который бы охватывал имеющиеся пробелы. Однако стоит упомянуть, что установленные законом права потребителей в большей степени соблюдаются и гарантируются нормативно-правовыми актами. Перечисленные права являются основными, предполагается их расширение и более подробное толкование в условиях быстроразвивающегося цифрового пространства, увеличения количества онлайн-сервисов и продавцов, заключающих договоры розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли.
Литература:
- Пальцева М. В. Оформление договоров в сфере электронной торговли // Правовые вопросы связи. 2011. № 2. С. 21–26.
- Манина А. И. Особенности заключения договора розничной купли-продажи в сети интернет // Вестник науки. 2021. № 1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zaklyucheniya-dogovora-roznichnoy-kupli-prodazhi-v-seti-internet.
- Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 140.
- Симонян, А. Л. Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров / А. Л. Симонян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 154–156. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48110/.