На сегодняшний день для многих потребителей остается без ответа вопрос, куда нужно обращаться за помощью, и к какому способу защиты стоит прибегнуть, если предусмотренные законом права в данной сфере нарушаются? Приобретая каждый день товары для удовлетворения различного рода целей, потребитель часто становится жертвой обмана, мошенничества. Такие случаи не редкость при осуществлении покупок в стационарных местах торговли, а при дистанционном способе, как показывает судебная практика, это случается повсеместно.
Легального толкования понятия «защита прав потребителей» нет. Исходя из положений законодательства его можно понимать в разных смыслах. Однако среди ученых-правоведов существует множество точек зрения относительно толкования данного понятия. Так, А. М. Ширвиндт предлагает понимать в широком смысле защиту прав потребителя как «совокупность разнородных социальных механизмов, призванных помочь потребителю в ситуациях, когда контакт с профессиональном или предпринимателем чреват для него особыми опасностями». Другого мнения придерживается В. В. Богдан, который трактует это понятие как «значительный комплекс прав потребителей с целью уравновешивания баланса интересов последних как более экономически не защищенной категории участников рынка товаров и услуг».
Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гражданину РФ гарантируется право на защиту нарушенных прав и свобод любыми способами, не противоречащими закону РФ [1, ст. 4398], в том числе гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Понятие «защита гражданских прав» представляет собой одну из важнейших категорий науки гражданского права. В ст. 12 Гражданского кодекса РФ подробно изложены способы защиты гражданских прав. В контексте рассмотрения и изучения вопроса правовой защиты потребителей на современном этапе используются в основном пять гражданско-правовых способов защиты прав потребителей, предусмотренных ГК РФ, а именно: самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и возмещение морального вреда. Реализация предусмотренных способов защиты прав потребителя возможна в юрисдикционной форме и не юрисдикционной форме путем самозащиты нарушенных прав. Но, как показывает практика, среди потребителей более распространенной формой защиты выступает юрисдикционная форма, а именно судебный порядок защиты путем предъявления иска в защиту одного потребителя либо интересов неопределенного круга потребителей.
Даже с учетом того, что дистанционный способ продажи имеет весьма специфический характер, на потребителей так же распространяются общие положения ГК РФ, Закона о защите прав потребителей, то есть потребители при данном способе не лишены возможности на защиту своих прав и интересов посредством указанных в законе способов. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать форму и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора [4].
Таким образом, потребитель, как и каждый субъект гражданского права, обладает правом на защиту нарушенного права. Содержание права на защиту потребителя включает в себя:
— меры непосредственного воздействия на правонарушителя;
— меры, связанные с государственным принуждением, если действия потребителя оказались безрезультатными [7].
Потребитель в связи с нарушением своего права может применять меры оперативного воздействия на продавца, которые направлены на стимулирование и профилактику надлежащего исполнения обязанностей продавца, в частности, это возможность отказа потребителя от исполнения договора. Это не лишает возможности потребителя обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Механизм по защите прав потребителей при дистанционной продаже товаров осуществляется посредством использования гражданско-правовых способов и форм, которые потребитель выбирает самостоятельно исходя из выгодности и удобства, данный аспект носит исключительно волевой характер.
Так, некоторые потребители предпочитают урегулирование спора с продавцом «мирным» путем, не обращаясь с исковым заявлением в суд. Речь идет о предъявлении претензии продавцу. По этому вопросу Роспотребнадзор дает следующие разъяснения.
При покупке товаров на различных Интернет-сайтах, покупатель может направить претензию владельцу сайта — агрегатора (сайта, на котором не только размещена информация о товаре, но и происходит выбор и оформление заказа, а деньги за товар поступают на банковский счет такого посредника). Это можно сделать в случае предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, цене товара, о стране изготовления (для импортных товаров), о сроках и условиях возврата, то есть информации, на основании которой потребителем был заключен договор купли продажи с продавцом, либо если товар не передан в срок [11], а также при нарушении сроков доставки товара.
Если сайт, где был приобретен товар, является официально действующим интернет-магазином, тогда вероятность разрешить спорный вопрос в досудебном порядке, направив претензию, достаточно высокая. Если же на сайте интернет-магазина не представлена вся необходимая информация, то лучше воздержаться от совершения покупок.
Претензия в обязательном порядке должна содержать конкретные сведения о наименовании продавца, о названии товара, цену и то, как был оплачен товар (наличными денежными средствами, безналичным расчетом или курьеру), дату, когда товар был доставлен, а также подробное описание товара с сайта продавца.
Игнорирование продавцом претензии, а также отказ в удовлетворении требований покупателя становится поводом к обращению в Роспотребнадзор или суд.
К иной возможности защитить свои права в рамках самозащиты можно выделить способ, при котором потребитель может оставлять отзывы о товарах ненадлежащего качества на сайтах интернет-магазинов.
Так или иначе, юрисдикционная форма защиты, которая предполагает обращение потребителя за защитой нарушенных прав к компетентным государственным органам, остается приоритетной в кругу потребителей.
По мнению В. В. Богдана «возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсация морального вреда реализуются в судебном порядке и являются в данном случае дополнительными способами защиты нарушенного права» [12].
В силу п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора, выбор между несколькими судами, которым подсудно дел, принадлежит истцу.
Также в силу прямого указания ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» возможно применение компенсации морального вреда в качестве способа защиты прав потребителей. Для того, чтобы требования о компенсации были удовлетворены, судом должен быть установлен факт нарушения продавцом прав потребителя.
Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости. Сю 1101 ГК РФ гласит, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Кроме того, при расторжении договора купли-продажи, заключенным дистанционным способом в судебном порядке, потребитель в исковом заявлении может потребовать не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки. Потребителям обязательно должны быть возмещены убытки, причиненные некачественными товарами, а также выплата неустойки (пени) в случае, если производитель, продавец добровольно не возмещает убытки потребителю. Уведомление продавца о том, что в случае отказа в удовлетворении его требований в досудебном порядке, потребитель будет взыскивать неустойку, значительно увеличивает шансы досудебного урегулирования спора.
Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрены следующие размеры неустойки:
— 0,5 % (за просрочку передачи предварительно оплаченного товара),
— 1 % (за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара),
— 3 % (за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ).
Договором может быть предусмотрен иной размер неустойки, однако он не может быть меньше предусмотренного законом.
Также законом предусмотрено освобождение потребителей от уплаты госпошлины при обращении в суд, а при размере иска, превышающего сумму 1000000 рублей, применяется льготный порядок расчета госпошлины [6].
Указанное положение значительно облегчает возможность защиты прав рядовых потребителей при подаче исковых заявлений в суд.
Итак, анализируя основные способы, а также формы защиты прав потребителей при дистанционной продаже товаров, можно сделать вывод о том, что потребитель неограничен в осуществлении права на защиту своих прав, он может сделать это любыми предусмотренными законом средствами.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Барабачкова М. Н., Корнилова Н. В. Дистанционная купля-продажа товаров: актуальные проблемы практики // E-Scio. 2019. № 10 (37). С. 210–217.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) федер. Закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ редакция от 26.10.2021
- Димитриев М. А. К вопросу о способах защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи// Юрист. 2018. № 9. с. 19.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3.
- Мохоров Д. А., Демидов В. П., Мохоров А. Ю. Активные проблемы защиты прав потребителей.//Информационный бюллетень. Санкт-петербург. 2017. С. 34.
- Носкова Ю. Б. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей// Актуальные права и государства в XXI веке. 2018. Т.10. № 2. С. 88–91
- Письмо Роспотребнадзора от 07.10.2016 № 01/13541–16–29 «О правовых основах регулирования дистанционной торговли» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
- Салтыкова И. В. Актуальные проблемы правового регулирования дистанционной торговли // Молодой учёный. 2021. № 3 (345). С. 215–218.
- Информационное сообщение Роспотребнадзора от 08.11.2019 [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://garant.ru
- Богдан В. В. Изменение и прекращение гражданского правоотношения как способ защиты прав потребителей: баланс интересов [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс.