В статье рассматриваются наиболее частые проблемы, с которыми могут сталкиваться школьники, а также даны пути их решения с опорой на правовые акты.
Ключевые слова: защита прав потребителей, школьники, правовая культура, купля-продажа товаров.
В современных реалиях каждый человек является потребителем, т. е. исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителя, гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести товар. Школьники также являются наиболее активными субъектами договора купли-продажи товаров и услуг. Однако не все из них исчерпывающим образом осведомлены о правах потребителя, что в значительной степени ограничивает возможности школьника в принятии правильного решения в сложившихся обстоятельствах. Права потребителей — это то, с чем граждане сталкиваются в повседневной жизни, что имеет непосредственное влияние на жизнь общества. Все мы совершаем покупки, приобретаем товары и услуги. Зачастую граждане не задумываются о правовой природе данной сделки до тех пор, пока не столкнутся с проблемами или с приобретением некачественного товара. [1. с. 147] Необходимо подчеркнуть, что просвещение в области защиты прав потребителей является одной из наиболее острых проблем в данной сфере.
На бытовых примерах следует разобрать проблемы, которые повсеместно возникают у школьников, чтобы на их основании продемонстрировать решения, основываясь на законодательную базу. Наиболее распространенной и часто встречаемой является проблема о несоответствии цены товара. Например, ученик 7 класса Петров, приобретая товар в продуктовом магазине, столкнулся с ситуацией, что на кассе товар пробился гораздо дороже той суммы, которая указана на ценнике в зале магазина. Как правило, в силу незнания закона, ребенок либо купит товар по завышенной цене, либо просто откажется от покупки.
Зачастую в магазинах можно обнаружить товары, срок годности которых истек. По невнимательности даже взрослый покупатель может на это не обратить внимания, не говоря уже о школьнике. Вот как выглядит эта ситуация на бытовом примере: гражданка Орлова отправила в магазин свою 14-летнюю дочь за творогом, чтобы в последующем приготовить сырники. Однако дочь не обратила внимания на срок годности в магазине и приобрела просроченный товар, а чек из магазина не забрала. Разумеется, в большинстве своем, вряд ли семья отправится в магазин для возврата товара. По итогу мы получаем омраченное настроение от покупки товара ненадлежащего качества.
В последнее время дистанционные покупки посредством интернет-магазинов все больше набирают обороты. Приобретая товар, отсутствует возможность более детального и внимательного изучения его габаритов, формы, фасона. Более того, товар на фотографиях посредством применения ретуши будет выглядеть несколько лучше, чем в жизни — этим и пользуются недобросовестные продавцы. Так, например, ученик 8 класс, Семёнов, заказал чехол на телефон в интернет-магазине. Однако при получении товара в пункте выдачи он обнаружил, что чехол пришел на совершенно другую модель телефона. Из-за незнания аспекта по поводу возврата товара, ребенок может просто забрать вещь, несмотря на то, что она не соответствует той, которая заявлена на сайте магазина.
Следующий пример иллюстрирует наличие возможности производственного брака. Ученица 7 класса, Лебедева, отпраздновав день рождения, и получив в качестве подарка денежную сумму, решила на эти средства приобрести кроссовки. Спустя 2 месяца после покупки Лебедева обнаружила, что подошва кроссовок треснула. Разумеется, ребенок в последний момент подумает отнести обувь на экспертизу, а решит, что сам виноват в неаккуратной эксплуатации.
Школьники являются потребителями не только товаров, но и услуг. В качестве примера, иллюстрирующего предоставление услуги можно привести заказ торта. Ученица 8 класса, Калинина, в честь предстоящего дня рождения мамы решила в качестве подарка преподнести ей торт на заказ у частного кондитера. Она заранее заказала торт и оговорила срок, когда его заберет. Однако торт к установленному сроку сделан не был, а был готов на следующий день. Кондитер взяла полную стоимость торта, хотя имелось обстоятельство, которое давало бы право девочке требовать уменьшения стоимости торта.
Из вышеизложенных примеров вытекает общая проблема — недостаток правовых знаний у подростков. Именно поэтому немаловажным является развитие навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и применение своих знаний при решении практических задач, формирование умений защиты своих прав. [2. с. 272]
Фундаментальным нормативно-правовым актом, в котором продекларированы основные права потребителя, является Закон РФ «О Защите прав потребителей» от 7 апреля 1992 года
№ 2300–1. Нормы, защищающие потребителя, прошли длительный период становления и не раз претерпевали значительные изменения. Что говорит о динамичном развитии гражданских правоотношений.
Наиболее распространенным нарушением прав потребителя являются:
- Неправильный ценник. При обнаружении данного правонарушения потребитель может поступить следующим образом: если еще оплаты не было, потребовать продать товар по указанной на ценнике стоимости, если разница в цене была обнаружена после оплаты, потребовать выплатить разницу. [3. с.393] Ведь в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения о цене и условия приобретения товара. Так, на основании ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации, выставление в месте продажи товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи. Таким образом, продавец обязан продать товар по цене, указанной на ценнике.
- Следующая проблема затрагивает сразу два аспекта — возврат товара без чека и покупка товара с истекшим сроком годности. Согласно п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей, отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Соответственно, если у потребителя-школьника есть намерение вернуть товар, но чек он забыл или потерял, то это не причина в отказе покупателю. Что касается покупки товара с истекшим сроком годности, то совершая покупки, гражданин рассчитывает в первую очередь приобрести товар надлежащего качества. Данное правило зафиксировано положениями ст. 7 Закона. [4. с. 118] А согласно ст. 18 некачественный товар можно вернуть в магазин для его замены или возврата денег. [3. с. 394]
- Если покупка совершена дистанционным образом, но товар пришел не тот, то основные особенности возврата товара закреплены в п. 4 ст. 26.1
«Дистанционный способ продажи товара» Так, на основании данной нормы, покупатель имеет право отказаться от товара в любое время до момента его передачи. Если товар уже был получен покупателем, то он имеет право отказаться от него в течение 7 дней. Если же покупателю не была предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в момент доставки товара, покупатель имеет право отказаться от него в течение трех месяцев с момента передачи товара. [5. с. 526]
- Следующая ситуация связана с обнаружение скрытого дефекта или производственного брака товара. В п.6 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатков товара, на который не установлена гарантия продавца или производителя, потребитель обязан представить доказательство, что этот недостаток возник до момента передачи товара, или по причинам, возникшим до этого момента, т. е. это был скрытый недостаток, или дефект, который носит производственный характер. В этом случае продавец будет отвечать за дефект товара. Бремя доказывания ложится на плечи потребителя. В противном случае продавец (изготовитель) освобождается от ответственности за недостаток товара. [6 с. 216] В данном случае, если дефекты обуви обнаружены после истечения срока гарантии, но не позднее 2-х лет с момента покупки, то потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования, если докажет, что данные недостатки возникли до передачи ему этой обуви, то есть имеет место фабричный брак товара.
- Проблема, связанная с ненадлежащим сроком оказания услуг. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Данное право регламентируется положениями ст.23.1 Закона. [4. с. 118]
- Повреждение товара. Иногда случается так, что покупатель своими неловкими движениями разбивает или портит товар в магазине. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред собственнику имущества, обязано его возместить. Исключения составляют случаи, когда порча товара покупателем произошла не по его вине, например, покупатель разбит или испортил товар из-за узких проходов в магазине или если пространство между прилавками было заставлено коробками/тележками. Примеры такого имеются в практике. В случае подобного конфликта с магазином покупателю необходимо обратить внимание администрации на стандарты розничной торговли ГОСТ Р 51773–2001 (утв. Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. № 259-ст). За свои действия покупатель платит только в одном случае, если магазин смог доказать в суде умышленную порчу товара. В противном случае покупатель может платить, может нет, дело добровольное. [3. с. 393]
Подводя итог, необходимо отметить, что информация о правах потребителей является наиболее первостепенной и актуальной для школьников. Ведь прививание знание о защите прав потребителей в последующем будут способствовать увеличению числа грамотного поколения. Гарантия защиты прав потребителя снижается при незнании их потребителями. Покупая товар, каждый гражданин становится потребителем предмета договора купли-продажи. Исходя из этого, потребителю важно знать свои права для реализации своих потребностей. В экономических отношениях защита прав потребителей является важной правовой гарантией охраны их интересов со стороны государства и общества.
Литература:
- Бутенко М. И. Проблема реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А. А. Горохов. 2018. С. 146–148.
- Шепталина А. В. Модель урока по финансово-экономическому просвещению школьников на тему: «Защита прав потребителей в экономике». Вопросы экономики и экономического образования. Сборник научных трудов. под ред. С. Е. Урванцевой. Москва, 2018. С. 271–278.
- Сарсатская А. Н. Нарушение прав потребителей в сфере оказания услуг. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 2 (42). С. 391–395
- Антонова Т. А. Место Закона РФ «О защите прав потребителей» в системе законодательства, регулирующих предпринимательскую деятельность. Концепция развития частного права: Сратегия будущего. Всероссийская национальная научная конференция с международным участием студентов, магистрантов и аспирантов. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2021. С. 115–119.
- Галлиев И. И. Права потребителя при покупке товаров в интернет магазине. Аллея науки. 2020. Т. 1. № 10 (49). С. 524–527.
- Каламбет Д. А. Актуальная проблема потребителя при покупке товара ненадлежащего качества. Наука. Исследования. Практика. сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 214–217.