В статье рассмотрены общие вопросы защиты прав потребителей и отмечены основные способы защиты их прав.
Ключевые слова: потребитель, потребительское право, закон, защита, продавец, покупатель.
Защита прав потребителя — это официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли [3].
Понятие потребителя закреплено в законодательстве Российской Федерации. В законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» приводится следующее определение: «Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [3].
В России основные права и интересы потребителей закреплены законами и соответствуют всем положениям законодательства.
Согласно В. А. Гуревичу, потребительское право — это «отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи, аренды, найма жилых помещений, в частности, выполнение работ, оказание услуг по обеспечению надлежащего функционирования дома, в котором находится жилое помещение, поставка или доставка коммунальных услуг нанимателю» и т. д., т. е. все договорные отношения.
Законодатель обеспечивает защиту прав потребителей следующими способами защиты права, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, так и устанавливает специальные нормы, распространяющиеся только на потребителей [2]. При применении способов защиты прав потребителей учитывается объект посягательства (здоровье, имущественные интересы, жизнь) и последствия нарушения прав потребителей [3].
Одним из способов восстановления нарушенного права является [4, с. 108]:
— устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером);
— замена товара ненадлежащего качества;
— запросы на пропорциональное снижение покупной цены;
— требования о немедленном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении затрат на их устранение потребителем или третьим лицом;
— — отказ от исполнения договора купли-продажи.
Потребитель может требовать уплаты штрафа за нарушение сроков, а также за неисполнение (просрочку исполнения) требования потребителя о доставке аналогичного товара на период ремонта (замены) как в судебном, так и в досудебном порядке. При этом размер штрафа определяется Законом РФ «О защите прав потребителей».
Также Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за нарушение договора о передаче предоплаченного товара. При этом потребитель вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, взыскать сумму неустойки (пени) за каждый день просрочки до передачи товара, либо право требовать возврата предоплаты за товар, который продавец не реализовал [3].
Закон о защите прав потребителей предусматривает защиту прав потребителей как в суде, так и во внесудебном порядке. Суть внесудебной процедуры заключается в том, что потребитель имеет право, а иногда и обязанность, предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), прежде чем обращаться в суд с иском. Данная процедура призвана стимулировать стороны к самостоятельному разрешению споров, а продавца (изготовителя, исполнителя) — к добровольному удовлетворению требований потребителя, обеспечивая тем самым возможность восстановления нарушенного права.
По многим гражданско-правовым спорам для их разрешения необходимо досудебное производство, но, как правило, исходя из практики, большинство споров все же решается в судебном порядке. Право на судебную защиту обеспечивается, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, а также нормами гражданского законодательства и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» [3].
Существуют некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел о правах потребителей, по которым Верховный Суд Российской Федерации высказал свое мнение в Постановлении Пленума от 28 июня 2012 г. № 17.
Закон не устанавливает специальных сроков исковой давности по делам о защите прав потребителей. По подведомственности дела о защите прав потребителей разрешаются судами общей юрисдикции, несмотря на то, что одной из сторон является юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.
Таким образом, законодатель предлагает различные способы защиты прав потребителей, в зависимости от объекта посягательства и степени причиненного вреда, оставляя за потребителем выбор способа возмещения причиненного вреда или устранения недостатка.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) (с поправками, внесенными Законом о поправках к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // Гражданский кодекс Российской Федерации, 5 декабря 1994 г., N 32, т. 3301.;
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 01.05.2022) «О защите прав потребителей»
- Величко А. С., Шамаров В. М. Защита прав потребителей: некоторые проблемы теории и практики // Вестник Екатерининского института. 2019. № 1 (37). С. 108–112.