Понятие и виды информационных прав гражданина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 22.06.2023

Статья просмотрена: 519 раз

Библиографическое описание:

Матвеев, В. А. Понятие и виды информационных прав гражданина / В. А. Матвеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 208-213. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104291/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье автор исследует проблематику классификации законодательно закреплённых информационных прав граждан, а также предлагает собственное определение таких прав.

Ключевые слова: информация, права граждан, информационные права, понятие информационных прав.

Рассматривая правовую сущность и пытаясь сформировать обобщающий перечень информационных прав граждан, необходимо в первую очередь обратиться к содержанию действующей редакции Конституции Российской Федерации [1]. В качестве первого положения, затрагивающего вопросы информационного правового статуса граждан, выступает статья 24 Конституции РФ, часть 1 которой устанавливает принцип, в соответствии с которым информация, содержащая любую информацию о личной жизни определённого лица, запрещается к обороту без согласия лица, частная сторона жизнедеятельности которого содержится в данной информации. Таким образом, данной статьёй за каждым гражданином РФ закрепляется:

— Обязанность на получение согласия лица, информацию о частной жизни которого другое лицо намеревалось распространять, собирать или хранить;

— Право каждого гражданина на защиту информации о своей частной жизни, в том числе путём отзыва согласия на её распространение, хранение и сбор;

Далее, статья 29 Конституции РФ в содержании части 4 закрепляет Право каждого на свободный поиск информации, её передачу, производство, распространение и получение в рамках установленных законодательством. Исключение из данного права составляют сведения, относящиеся к сведениям, составляющим государственную тайну, перечень которых закрепляется соответствующим федеральным законом. Также в рамках данной статьи, часть 5 устанавливает гарантию свободы массовой информации, закрепляя запрет цензуры информации и тем самым, закрепляя за каждым лицом право на свободу массовой информации. Данное право следует характеризовать, как возможность каждого лица получать информацию в её первозданном виде, не искаженном средствами цензурного воздействия. Однако данное право нельзя трактовать буквально, поскольку любая размещаемая информация так или иначе подвергается цензуре, поскольку законодательство так или иначе содержит определённые требования к размещаемой информации.

Далее, Конституция РФ в содержании статьи 42 закрепляет право каждого на информацию об окружающей его среде, а именно на достоверную информацию о её состоянии, а так на возмещение вреда, причинённого здоровью гражданина, либо его имуществу экологическими правонарушениями.

Развивая право граждан поиск, передачу, производство и распространение информации, оборот которой не запрещён действующим законодательством, отдельные основные информационные права граждан закрепляются Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2], в частности, статья 8 данного закона закрепляет право граждан на доступ к информации, а именно право граждан, как физических лиц и организаций, как юридических лиц на осуществление деятельности по поиску, получению информации, независимо от формы поиска и получения, а также независимо от источника такой информации при условии соблюдения требований законодательства, установленных для такой информации.

Здесь же следует отметить, что часть 4 упомянутой статьи прямо указывает на степень ответственности государства за информационное обеспечение населения, а именно закрепляется принцип, при котором ограничению не может подлежать информация, связанная со следующим:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления. На практике функционирование механизма предоставления такой информации реализуется посредством функционирования системы государственного правового портала http://pravo.gov.ru [3], который располагает всех необходимой информацией о действующих правовых актах и их содержании, однако в данном случае возникает вопрос удобства;

2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств, однако, как и в случае упоминания законодателем любой информации, так или иначе связанной с деятельностью государственных органов, министерств и ведомств, в данную группу не входят сведения, составляющие государственную или служебную тайну;

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);

6) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Не менее важным является момент упоминания такого официального источника правовой информации. Статья 65 Конституции в действующей редакции прямо в своём содержании содержит упоминание официального интернет-портала правовой информации, следовательно, обеспечение доступа к такому ресурсу является одной из составляющий обязанности государства по обеспечению информацией населения.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Неким логическим продолжением упомянутого права является упоминаемое в некоторых законодательных актах «право на получение информации», которое упоминается прямо в содержании статьи 38 ФЗ «О средствах массовой информации» [4], в соответствии с которой «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц». В данном случае, подтверждается закономерное право граждан на получение каких-либо сведений посредством обращения в предназначенные для этого службы. Следует заметить, что достоверность представляемой информации подразумевается, однако прямо не упоминается в содержании указанной статьи.

Интересен также правовой статус информации, запрашиваемый так называемой категорией «пользователи информации» о деятельности публичных субъектов в лице государственных органов и органов местного самоуправления. Так, содержание статьи 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указывает, что упомянутые пользователи информации управомочены на совершение следующих действий:

1) «получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций, должностных лиц указанных органов и организаций, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Описанный перечень прав не просто закрепляется за гражданином в соответствии с содержанием действующего законодательства, а обеспечивается дополнительной правовой защитой на основании статьи 23 упомянутого ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов» [5], в частности, государством гарантируется право каждого на возможность обжалования в соответствующий орган решений и деяний государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, включая возможность возмещения убытков, понесенных пользователем в результате нарушения такой категории информационных прав.

Вместе с тем, право пользователей на информацию о деятельности государственных органов в рамках действующего законодательства имеет самостоятельное ответвление в форме ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [6], поскольку суды в целом являются специфическим государственных органом, а потому информация, касающаяся их деятельности обоснованно регулируется отдельным нормативно-правовым актом, не смотря на схожесть её правового статуса со статусом информации о деятельности других государственных органов. Так, статья 8 упомянутого ФЗ закрепляет примерно схожий объём прав пользователей в отношении регулируемой информации, в частности, пользователи управомочены:

1) «получать достоверную информацию о деятельности судов;

2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов».

Следует заметить, что в случае рассматриваемого ФЗ, требования к предоставляемой информации выражены более явно и имеют большую структуризацию. Так, статья 11 закрепляет следующие основные критерии для обеспечения доступа к информации о деятельности судов:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности судов;

3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен;

4) создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, а также создание государственных информационных систем;

5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, при планировании бюджетного финансирования судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

Помимо также предусмотренной защиты права на доступ к информации о деятельности судов, обеспечивается также и право на контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов, контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов осуществляют в пределах своих полномочий председатели судов, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководители органов Судебного департамента, уполномоченные на осуществление указанного контроля члены органов судейского сообщества.

Отдельного внимания также заслуживают права, которыми наделены обладатели информации, составляющей коммерческую тайну. ФЗ «О коммерческой тайне» [7] устанавливает, что такие «специальные» в некотором роде права возникают у пользователя с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Содержание последнего упомянутого ФЗ также обращает внимание на отдельный статус информации, составляющей коммерческую тайну, в некотором роде, такая информация также наделяется правом на охрану её конфиденциальности. Так, в соответствии с содержанием статьи 13 данного ФЗ, «органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями»., то есть в данном случае устанавливаются условия, при которых защищаются не права пользователей на получение информации, а права информации на защиту от случайного пользователя. Особенный интерес это положение вызывает при условии функционирования статьи 4, в соответствии с которой конфиденциальный статус присваивается информации её владельцем, то есть сам непосредственный владелец решает, какая информация составляет коммерческую тайну, а следовательно, наделяется правом на сокрытие информации от случайного пользователя.

Информация предоставляется в том числе и Государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, их должностными лицами, однако с учётом особенностей функционирования таких лиц, законом устанавливается, что такое информационное общение осуществляется посредством сотрудничества со средствами массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения соответствующих отраслевых пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, конечно, информационное взаимодействие возможно и в иных формах, например посредством размещения самими ведомствами, либо их пресс службами на официальных сайтах информации о работе ведомств, однако ранее перечисленные способы являются преимущественными в настоящее время, что следует из прямого указания на них в федеральном законе.

Также в содержании действующего законодательства прямо прослеживается право граждан на открытые сведения о государственной регистрации подлежащих регистрации сведений. Содержание такого права следует из содержания, например, статьи 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» [8], в соответствии с которой «Сведения о государственной регистрации прав на воздушные суда являются открытыми. Орган государственной регистрации прав на воздушные суда обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на воздушные суда, любому лицу, предъявившему документ, удостоверяющий личность (юридическому лицу, предъявившему документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя), и заявление на бумажном носителе или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью заявителя в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных или муниципальных услуг с использованием электронных документов, при условии установления личности заявителя посредством применения единой системы идентификации и аутентификации».

Таким образом, невозможно готовить о точной детализации информационных прав граждан, в настоящее время категория прав, которую можно описать как информационные имеет довольно нестабильную правовую регламентацию, которая применяет расплывчатые (особенно учитывая специфику регулируемого объекта) формулировки, а также не закрепляет какого-либо стандартизированного формата информационно-правового статуса, среди наиболее общих и распространённых информационных прав можно назвать:

1) Право каждого о сохранении тайны информации о его частной жизни (выраженное в обязанности на получение согласия лица, информацию о частной жизни которого другое лицо намеревалось распространять, собирать или хранить);

2) Право каждого гражданина на защиту информации о своей частной жизни, в том числе путём отзыва согласия на её распространение, хранение и сбор;

3) Право каждого на свободный поиск информации, её передачу, производство, распространение и получение в рамках установленных законодательством, право на свободу массовой информации, право каждого на информацию об окружающей его среде, а именно на достоверную информацию о её состоянии, а также на возмещение вреда, причинённого здоровью гражданина, либо его имуществу экологическими правонарушениями. обеспечение доступа к такому ресурсу является одной из составляющий обязанности государства по обеспечению информацией населения;

4) Обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации;

5) Право каждого не обосновывать необходимость получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в той мере, в какой это дозволено действующим законодательством;

6) Право каждого на бесплатное получение информации:

6.1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

6.2) затрагивающей права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;право на получение информации) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) Право каждого пользователя информации:

7.1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

7.2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7.3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

7.4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций, должностных лиц указанных органов и организаций, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

7.5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.право каждого на возможность обжалования в соответствующий орган решений и деяний государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, включая возможность возмещения убытков, понесенных пользователем в результате нарушения такой категории информационных прав;

8) Право каждого на контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов;

9) Право обладателя информации, составляющей коммерческую тайну:

9.1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

9.2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

9.3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

9.4) требовать от юридических лиц и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

9.5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

9.6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав;

10) право каждого коммерческого субъекта на сокрытие информации от случайного пользователя;

11) право граждан на открытые сведения о государственной регистрации подлежащих регистрации сведений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2022,
  3. Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru
  4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 29.12.2022) «О средствах массовой информации» // Российская газета. — N 32. — 1992, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2022,
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.2009, N 7, ст. 776.
  6. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6217, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 14.07.2022,
  7. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О коммерческой тайне» // «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, N 32, ст. 3283. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 14.07.2022,
  8. Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» // «Собрание законодательства РФ. — 2009/ — N 11/ — ст. 1260, Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 14.03.2022,
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган, информация, коммерческая тайна, деятельность судов, Российская Федерация, деятельность, лицо, достоверная информация, массовая информация.


Ключевые слова

информация, права граждан, информационные права, понятие информационных прав

Похожие статьи

Соотношение категорий «охрана» и «защита» информационных прав

В данной статье раскрывается понятия охрана и защита информационных прав. На сегодняшний день невозможно представить деятельность человека без информационных технологий, что в свою очередь, свидетельствует о необходимости регламентации информационных...

Проблемы нормативно неурегулированных сфер информационных прав граждан

В статье автор исследует новейшие сферы реализации информационных прав граждан и описывает проблемы правового регулирования этих сфер.

Понятие авторских и смежных прав

В статье автором рассматриваются основные подходы к определению понятий авторских и смежных прав, определяются особенности, формирующие данные понятия.

Гражданско-правовые аспекты регулирования оборота персональных данных

В статье автор исследует гражданско-правовые аспекты регулирования оборота персональных данных, в том числе рассматриваются вопросы о соотношении законодательства о персональных данных и договорно-правового регулирования,

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Информация как объект интеллектуальных прав

Авторами рассматриваются вопросы, касающиеся информационных прав человека, в частности вопросы интеллектуальной собственности человека, защиты интеллектуальной собственности. Анализируются объекты интеллектуальной собственности и функции Роспатента в...

Объект правоотношений в сфере информационной безопасности

В статье рассматриваются проблемы определения объекта правовых отношений в области информационной безопасности как основы для построения модели правового регулирования в названной сфере. Приведены существующие в литературе аргументы по данному вопрос...

Понятие и признаки потребителя

В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Проблемы правового регулирования цифровых объектов гражданских прав

Статья посвящена переосмыслению объектов гражданских прав в условиях цифровизации. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие эффективному правовому регулированию новых цифровых объектов гражданских прав. Особое внимание уделено освещению проб...

Ценные бумаги как объекты гражданских прав

В статье автором приводится рассмотрение дуалистической природы института ценных бумаг и его регулирование с точки зрения гражданского права и позиций исследователей.

Похожие статьи

Соотношение категорий «охрана» и «защита» информационных прав

В данной статье раскрывается понятия охрана и защита информационных прав. На сегодняшний день невозможно представить деятельность человека без информационных технологий, что в свою очередь, свидетельствует о необходимости регламентации информационных...

Проблемы нормативно неурегулированных сфер информационных прав граждан

В статье автор исследует новейшие сферы реализации информационных прав граждан и описывает проблемы правового регулирования этих сфер.

Понятие авторских и смежных прав

В статье автором рассматриваются основные подходы к определению понятий авторских и смежных прав, определяются особенности, формирующие данные понятия.

Гражданско-правовые аспекты регулирования оборота персональных данных

В статье автор исследует гражданско-правовые аспекты регулирования оборота персональных данных, в том числе рассматриваются вопросы о соотношении законодательства о персональных данных и договорно-правового регулирования,

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Информация как объект интеллектуальных прав

Авторами рассматриваются вопросы, касающиеся информационных прав человека, в частности вопросы интеллектуальной собственности человека, защиты интеллектуальной собственности. Анализируются объекты интеллектуальной собственности и функции Роспатента в...

Объект правоотношений в сфере информационной безопасности

В статье рассматриваются проблемы определения объекта правовых отношений в области информационной безопасности как основы для построения модели правового регулирования в названной сфере. Приведены существующие в литературе аргументы по данному вопрос...

Понятие и признаки потребителя

В статье автор анализирует понятие и признаки потребителя, а также рассматривает их влияние на законодательство о защите прав потребителей и судебную практику.

Проблемы правового регулирования цифровых объектов гражданских прав

Статья посвящена переосмыслению объектов гражданских прав в условиях цифровизации. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие эффективному правовому регулированию новых цифровых объектов гражданских прав. Особое внимание уделено освещению проб...

Ценные бумаги как объекты гражданских прав

В статье автором приводится рассмотрение дуалистической природы института ценных бумаг и его регулирование с точки зрения гражданского права и позиций исследователей.

Задать вопрос