Реализация прав потребителя в случае предоставления продавцом (исполнителем) недостоверной и (или) неполной информации о товаре (работе, услуге)
Авторы: Симаков Алексей Александрович, Лихачев Алексей Владимирович
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Санкт-Петербург, июль 2018)
Дата публикации: 22.06.2018
Статья просмотрена: 469 раз
Библиографическое описание:
Симаков, А. А. Реализация прав потребителя в случае предоставления продавцом (исполнителем) недостоверной и (или) неполной информации о товаре (работе, услуге) / А. А. Симаков, А. В. Лихачев. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/299/14383/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье проведен анализ права потребителя на информацию, рассмотрено сферы возможного применения.
Ключевые слова: информация, права потребителя, продавец, исполнитель.
The article shows the analysis of the consumer's right to information, the remote areas for possible handling.
Keywords: information, consumer rights, the seller, the contractor.
В настоящее время со стороны государственной власти, а также и со стороны общественных объединений (союзов) активно проводится работа по просвещению населения о правах на качественный товар, качественно оказанную услугу или качественно выполненную работу. Однако далеко не каждому известно, что потребитель имеет право на достоверную и полную информацию о товаре. Хотя именно право на информацию имеет далекие исторические корни.
Защита прав потребителей — это современное понятие, но впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил президент США — Джон Кеннеди, который в 1962 году в своем послании к парламенту и общественным организациям обратился с требованием признать четыре права потребителя:
‒ право на безопасность товар и услуг;
‒ право на информацию;
‒ право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе;
‒ право быть выслушанным [1, 4].
В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее — Закон) право потребителя на информацию о товаре (работе, услуге) закреплено в статье 8, а в статье 12 настоящего Закона закреплено право требовать возврата уплаченных денежных средств, а также возмещения убытков, в случае если при заключении договора потребителю не предоставлена возможность получить информацию [2].
Таким образом, если после приобретения товара или оказания услуги, стало очевидным, что образование убытков либо появление недостатков вызвано отсутствием информации, то потребитель вправе заявить требование о расторжении договора. Рассмотрим несколько случаев, когда требование потребителя является законным и обоснованным.
В отношении товара. Потребитель приобрел зимние замшевые сапоги. Информация, прилагаемая к товару, не содержала сведений о правилах эффективного использования. Потребитель, не обработав предварительно сапоги специальным средством, промочил их. Подлежит ли в данном случае возврату товар? Да, требование потребителя в данном случае законно, поскольку при реализации товара до сведения потребителя в письменной форме не доведена информация о правилах ухода за обувью.
В отношении услуг. Потребитель заключил договор с турфирмой, по условиям которого туристы размещались в трехзвездочном отеле, расстояние до моря составляет 200 метров. Фактически было установлено, что расстояние до моря составило более двух километров. Поскольку один из туристов имел болезнь ног, то передвигаться пешком не представлялось возможным — пользовались услугами такси. Обоснованно ли требование потребителя о возмещении убытков? Да, требование является законным и обоснованным, так как информация о программе туристического путешествия была не достоверная.
В отношении работ. Потребитель заказал диван по индивидуальным размерам. Исполнитель не предоставил информацию о том, что такое габариты сидения и как производить замер. В результате готовое изделие не соответствовало потребностям заказчика, так как размер дивана был меньше желаемого. Законно ли требование потребителя о расторжении договора, когда изделие готово? Требование законно, поскольку исполнитель обязан предоставить информацию не только о предстоящих работах, но и о нормативно-правовых актах, содержащих требование к качеству для данного вида работ, где определен порядок и правила производства замеров.
Действия потребителя при нарушении его прав. Для начала потребитель обязан письменно заявить свое требование в форме претензии. Претензия направляется заказным письмом с обратным уведомлением любо вручается лично продавцу (исполнителю). В случае, если в досудебном порядке удовлетворить продавец (исполнитель) не удовлетворил, потребитель имеет право обратиться с исковым заявлением суд. По данной категории дел потребитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
По общему правилу, по потребительским спорам действует принцип «презумпция виновности», то есть вина продавца (исполнителя) установлена до тех пор, пока не доказано обратное. Но в спорах о нарушении права на информацию, бремя доказывания возложено на потребителя [3].
Подводя итоги, следует отметить, что право на информацию — неотъемлемое право, принадлежащее каждому потребителю. Для того, чтобы избежать процессуальных действий, следует знакомиться с информацией еще до заключения договора, но также следует помнить, что в случае не предоставления продавцом (исполнителем) достоверной и полной информации, Потребитель имеет право на судебную защиту.
Литература:
- Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах-участниках СНГ (информационно-аналитический обзор). — Москва: консультативный совет по защите прав потребителей государств участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ, 2012–43с.
- Болдуинг К. Общая теория систем скелет науки // Исследования по общей теории систем /. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1968. — 540 с.
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // [сайт КонсультантПлюс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 14.06.2018).
- Маркова E. B. Основы информационного бизнеса. — Пенза, 2000. — 279с.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // [сайт КонсультантПлюс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5032/ (дата обращения 14.06.2018).
Похожие статьи
Гражданская ответственность за нарушение права потребителя на информацию
В статье рассматриваются аспекты привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах.
Права потребителей при заключении договора купли-продажи в сфере дистанционной торговли
В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.
Особенности гражданско-правового статуса физического лица, представляющего услуги в сфере оценочной деятельности (оценщика)
В статье рассматриваются особенности гражданско-правового статуса физического лица, которое предоставляет услуги в сфере оценочной деятельности (оценщика), осуществляется анализ действующего законодательства.
Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи
В данной статье рассматриваются суждения, отражающие особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи, рассматривается практика применения и статистические данные судебной практики.
Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора в связи с ненадлежащим качеством товара
Статья посвящена проблеме практического применения нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей право покупателя на отказ от исполнения договора в связи с существенным нарушением продавцом требований к качеству товара. Автор ра...
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере медицины
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34). Право на осуществление предпринимательск...
Некоторые проблемы применения статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»
В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием и цифровизацией экономики, появлением и распространением онлайн-посреднических платформ (владельцев агрегаторов информации товаров и услуг), так называемых «маркетплейсов», ...
О роли наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана
В статье описана роль наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана. Описана процедура государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на наименование мест...
Особенности контроля за субъектами рекламной деятельности при распространении рекламы в сети Интернет
В статье рассматриваются особенности контроля за субъектами рекламной деятельности с учетом введенного законодателем положения о рекламе в сети Интернет, а также вопрос преимущества ужесточения контроля за распространением интернет-рекламы.
Правомерность истребования документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок
В статье предпринята попытка раскрыть определение обоснованной необходимости при истребовании документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок.
Похожие статьи
Гражданская ответственность за нарушение права потребителя на информацию
В статье рассматриваются аспекты привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах.
Права потребителей при заключении договора купли-продажи в сфере дистанционной торговли
В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.
Особенности гражданско-правового статуса физического лица, представляющего услуги в сфере оценочной деятельности (оценщика)
В статье рассматриваются особенности гражданско-правового статуса физического лица, которое предоставляет услуги в сфере оценочной деятельности (оценщика), осуществляется анализ действующего законодательства.
Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи
В данной статье рассматриваются суждения, отражающие особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи, рассматривается практика применения и статистические данные судебной практики.
Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора в связи с ненадлежащим качеством товара
Статья посвящена проблеме практического применения нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей право покупателя на отказ от исполнения договора в связи с существенным нарушением продавцом требований к качеству товара. Автор ра...
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере медицины
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34). Право на осуществление предпринимательск...
Некоторые проблемы применения статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»
В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием и цифровизацией экономики, появлением и распространением онлайн-посреднических платформ (владельцев агрегаторов информации товаров и услуг), так называемых «маркетплейсов», ...
О роли наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана
В статье описана роль наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана. Описана процедура государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на наименование мест...
Особенности контроля за субъектами рекламной деятельности при распространении рекламы в сети Интернет
В статье рассматриваются особенности контроля за субъектами рекламной деятельности с учетом введенного законодателем положения о рекламе в сети Интернет, а также вопрос преимущества ужесточения контроля за распространением интернет-рекламы.
Правомерность истребования документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок
В статье предпринята попытка раскрыть определение обоснованной необходимости при истребовании документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок.