Некоторые положения защиты прав потребителя в розничной торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 27.08.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Головко, Д. И. Некоторые положения защиты прав потребителя в розничной торговле / Д. И. Головко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105658/ (дата обращения: 21.11.2024).



В современной экономико-правовой действительности вопросы розничной торговли приобретают особую актуальность, часть общества настаивает на исключении «классического»» («привычного») варианта торговли и перехода на электронную торговлю, однако многие вопросы и положения юридического плана заставляют покупателей предпочитать «привычный» вариант розничной торговли. Современные реалии свидетельствуют о необходимости усиления административно-правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства, осуществляющих дистанционную торговлю, в том числе посредством использования сети «Интернет», а также осуществления контрольных и надзорных полномочий в данной сфере. Благодаря защите прав потребителей, государство помогает с экономической стороны восстановить свою правоту перед непорядочностью продавцов.

Ключевые слова: договор, право, товар, сделка, покупка, права потребителя, договор, закон о защите прав потребителя, цена, Российская Федерация, потребитель, нормативно правовые акты.

In the modern economic and legal reality, retail trade issues are of particular relevance, part of the society insists on the exclusion of the «classic» («habitual») variant of trade and the transition to electronic commerce, however, many issues and provisions of the legal plan force buyers to prefer the «habitual» retail option. Modern realities indicate the need to strengthen the administrative and legal regulation of the activities of business entities engaged in distance trading, including through the use of the Internet, as well as the exercise of control and supervisory powers in this area. Thanks to the protection of consumer rights, the state helps to restore its rightness in the face of dishonesty of sellers from the economic side.

Keywords: agreement, law, product, transaction, purchase, consumer rights, agreement, consumer rights protection law, price, Russian Federation, consumer, regulatory legal acts.

На сегодняшний день, потребительские право отношения занимают важное место. Существенным значением обладает защита прав потребителей в розничной торговле, в связи с широким распространением последнее на практике.

Возникающие правоотношения между продавцом и покупателем по поводу розничной купли продажи регулируются положениями Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Закона «О защите прав потребителей». Само понятие договора розничной купли-продажи следует из п. 1 ст. 492 ГК РФ.

Целесообразно рассмотреть те положения, которые установлены в ГК РФ и направлены на защиту прав потребителей. Сюда относятся нормы, изложенные в статьях 503–505 ГК РФ. При этом сформулирована позиция, что перечисленные правила применяются, если Закон РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает иное. Соответственно, можно говорить о совместном применении установленных норм, взаимосвязанных друг с другом. Во всяком случае, закон исходит из того, что потребитель в правоотношениях, возникающих по поводу розничной купли-продажи, является наименее защищенной стороной.

Следует выделить права, закрепленные в Законе РФ «О защите прав потребителей»

– на безопасность товара, работы или услуги (ст. 7);

– на информацию (ст. 8);

– права в связи с недостатками качества (ст. 18);

– на обмен товара надлежащего качества (ст. 25);

– на устранение последствии нарушения исполнителем сроков (ст. 28);

– права при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29);

– право на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) (ст. 32).

Из прав потребителей, закрепленных в Законе РФ «О защите прав потребителей», следуют и особенности защиты таких прав. Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает как судебные, так и внесудебные порядок защиты прав потребителей. Соответственно, о судебной защите прав потребителей следует говорить в случае имущественных споров.

Как правило, защита прав потребителей обладает и профилактической, предупредительной направленностью. Правовое регулирование отношении с участием потребителей имеет определенные особенности. Так, по мнению И. А. Щербович, А. А. Крикуновой, к их числу относятся:

– неразрывная связь публичных и частных начал в потребительских правоотношениях;

– обеспечение защиты прав потребителей в РФ напрямую зависит от норм федерального законодательства, основано на императивных нормах;

– законодательство о защите прав потребителей является самостоятельным блоком и в это же время является элементом, составной частью гражданского законодательства.

С указанной позицией следует в полной мере согласиться, указав, что действительно, законодательство о защите прав потребителей имеет особую структуру и характерные черты, что основано, прежде всего, на такой особенности, как более слабая позиция потребителя в возникающих правоотношениях.

Таким образом, права потребителей по поводу договора розничной купли-продажи вытекают из сущности Закон РФ «О защите прав потребителей». Исходя из которого, выделяются особенности правового регулирования отношений с участием потребителей. Прежде всего, потребитель выступает в качестве слабой стороны в возникающих правоотношениях. Законодательство о правах потребителей включает определенные особенности, тем не менее, оно основано на общих положениях ГК РФ и входит в состав гражданского законодательства.

В действующем законодательстве можно увидеть перечень допустимых способов защиты нарушенных прав потребителей. Данный перечень закреплен в ст. 12 ГК РФ. В структуре Закон РФ «О защите прав потребителей» необходимо отметить следующие статьи:

– ст. 15 — компенсация морального вреда;

– ст. 12–14 — раскрывается возмещение понесенного ущерба;

– ст. 29–31 — компенсация при обнаружении 
недостатков;

– ст. 28 — компенсация при нарушении сроков выполнения работ, предоставления услуг;

– ст. 16 — признание недействительными условий договора, которые ущемляют права потребителя.

Данные средства вполне применимы в случае нарушения прав потребителя в результате реализации договора розничной купли-продажи. Реализация защиты нарушенных прав может происходит в двух основных формах:

1) Не процессуальная форма (внесудебный порядок). Связана с деятельностью субъектов, наделенных соответствующей административной юрисдикцией (например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.). Реализуют полномочия в сфере установленных компетенций. Данные способ защиты прав потребителей во внесудебном порядке тесно связан с наделением уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей. Подразумевается применение соответствующих административно-юрисдикционных полномочий.

2) Процессуальная форма (судебный порядок). В ст. 17 Закон РФ «о защите прав потребителей» определяется, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца.

Поскольку наиболее часто покупателем является гражданин, вступающий в отношения для удовлетворения своих личных бытовых нужд, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным гл. 30 ГК РФ, применяются Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним. Исследовав более детально статистические данные за III квартал 2022 года обращений потребителей в отделы по защите прав потребителе по всей стране, необходимо отметить, что обратилось за данный период более 1,5 млн граждан с заявлениями о защите их прав как потребителей.

По сравнению с 2021 годом, количество обращений остается прежним по соотношению обращений с жалобами на категории данных товаров. Но само количество заявлений о некачественном предоставлении товаров выросло на 5 %. Данный показатель говорит, о том, что законодательством о защите прав потребителей активно прорабатывается доведение информации о качестве товара и требованиям к соблюдению условий договоров розничной купли продажи, а также особенностях договора розничной купли продажи.

Процессуальная деятельность субъектов гражданского и арбитражного процесса (исходя из субъекта, который обращается за судебной защитой) происходит в рамках гражданского или арбитражного процессуального отношения. На сегодняшний день, судебная защита нарушенных прав и интересов сторон, является весьма важным и действенным направлением. В юридической литературе неоднократно указывалось на необходимость и значимость эффективного функционирования судебной системы.

Таким образом, были обозначены отдельные положения правовой регламентации защиты прав потребителя в розничной торговле и перспективы совершенствования. В частности, следует с одной стороны, усилить такой аспект как разрешение возникающих споров (в том числе и посредством применения альтернативных процедур), с другой, большее внимание уделить вопросам правового регулирования деятельности предпринимателей, осуществляющих деятельность посредством применения дистанционных технологий.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета, 11.07.2012 г. N 156, N 9.
  4. Арзамасова К. В. Договор розничной купли продажи. — М.: Право. — 2018.- 361c.
  5. Барабачкова М. Н. Корнилова Н. В. Дистанци- онная купля — продажа товаров: актуальные проблемы практики // E-SCIO. 2019. No 10 (37). С. 368–374.
  6. Бекбулатов Д. Р., Лутовинова Н. В., Незнамо- ва А. А., Крюкова Е. М. Суверенитет России: угрозы и вызовы со стороны глобальных корпораций //Закон и власть. 2021. No 1. С. 26–31.
  7. Железняков А. М., Лащенкова Ю. А. К вопросу о внесудебном порядке урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей // Новый университет. 2016. No 0–1 (67). С. 17–19.
  8. Крюкова Е. М., Донскова Л. И., Солодуха П. В., Хетагурова В. Ш. Актуальные вопросы инноваций в сфере туризма: российский опыт // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. No 4 (137). С. 31–39.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, ГК РФ, защита, розничная купля-продажа, розничная торговля, розничная купля продажи, судебная защита, внесудебный порядок, гражданское законодательство, Процессуальная форма.


Ключевые слова

цена, договор, право, товар, потребитель, Российская Федерация, сделка, покупка, права потребителя, закон о защите прав потребителя, нормативно правовые акты

Похожие статьи

Некоторые проблемы применения статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием и цифровизацией экономики, появлением и распространением онлайн-посреднических платформ (владельцев агрегаторов информации товаров и услуг), так называемых «маркетплейсов», ...

Правовое обеспечение дистанционной торговли по действующему законодательству России

В статье представлен экскурс в действующее законодательство России на предмет обеспечения нормами права дистанционной формы торговли, которая становится все более востребованной и популярной в связи с экономическим положением в стране, а также на фон...

Некоторые проблемы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В статье рассматриваются проблемы защиты прав потребителей, участвующих в дистанционной торговле. На основе анализа законодательства как международного, так и российского, судебной практики сделаны выводы теоретического и практического характера, нап...

Общая характеристика договора дистанционной розничной купли-продажи

В свете развития информационных технологий дистанционная продажа товаров становится все более востребованной. Проблемы правового регулирования возникают при заключении договоров, также остается открытым вопрос идентификации участников сделки. В итоге...

Проблемы осуществления несовершеннолетними права на предпринимательскую деятельность

Право на занятие предпринимательской деятельностью вытекает из конституционной нормы (статья 34 Конституции Российской Федерации [1]), в силу которой за каждым признается право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическо...

Проблемы возврата товара надлежащего качества при дистанционной купле-продаже и пути их решения

В данной статье рассмотрены основные проблемные моменты возврата товара надлежащего качества, что со стороны интернет-магазина, что со стороны потребителя. Рассмотрена проблема применимости в рамках дистанционной торговли «Перечня непродовольственных...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере розничной торговли, особенности с проблематикой и регулирование дистанционной торговли

Статья посвящена рассмотрению особенностей и проблематики регулирования защиты прав потребителей в сфере розничной торговли и дистанционной торговли.

Особенности методологии правового регулирования общественных отношений розничной купли-продажи в сети Интернет

В ходе работы рассмотрены проблемы, возникающие при регулировании общественных отношений, возникающих в сети Интернет. Сделан вывод о юридической квалификации данных правоотношений, урегулирования данной деятельности нормами действующего законодатель...

Актуальные вопросы правового регулирования малоформатной торговли

Автором рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности участников рынка малоформатной (нестационарной) торговли, что является особенно актуальным в текущих условиях, так как малоформатная торговля зачастую представляет собой единственны...

Права потребителей при заключении договора купли-продажи в сфере дистанционной торговли

В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.

Похожие статьи

Некоторые проблемы применения статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием и цифровизацией экономики, появлением и распространением онлайн-посреднических платформ (владельцев агрегаторов информации товаров и услуг), так называемых «маркетплейсов», ...

Правовое обеспечение дистанционной торговли по действующему законодательству России

В статье представлен экскурс в действующее законодательство России на предмет обеспечения нормами права дистанционной формы торговли, которая становится все более востребованной и популярной в связи с экономическим положением в стране, а также на фон...

Некоторые проблемы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В статье рассматриваются проблемы защиты прав потребителей, участвующих в дистанционной торговле. На основе анализа законодательства как международного, так и российского, судебной практики сделаны выводы теоретического и практического характера, нап...

Общая характеристика договора дистанционной розничной купли-продажи

В свете развития информационных технологий дистанционная продажа товаров становится все более востребованной. Проблемы правового регулирования возникают при заключении договоров, также остается открытым вопрос идентификации участников сделки. В итоге...

Проблемы осуществления несовершеннолетними права на предпринимательскую деятельность

Право на занятие предпринимательской деятельностью вытекает из конституционной нормы (статья 34 Конституции Российской Федерации [1]), в силу которой за каждым признается право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическо...

Проблемы возврата товара надлежащего качества при дистанционной купле-продаже и пути их решения

В данной статье рассмотрены основные проблемные моменты возврата товара надлежащего качества, что со стороны интернет-магазина, что со стороны потребителя. Рассмотрена проблема применимости в рамках дистанционной торговли «Перечня непродовольственных...

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере розничной торговли, особенности с проблематикой и регулирование дистанционной торговли

Статья посвящена рассмотрению особенностей и проблематики регулирования защиты прав потребителей в сфере розничной торговли и дистанционной торговли.

Особенности методологии правового регулирования общественных отношений розничной купли-продажи в сети Интернет

В ходе работы рассмотрены проблемы, возникающие при регулировании общественных отношений, возникающих в сети Интернет. Сделан вывод о юридической квалификации данных правоотношений, урегулирования данной деятельности нормами действующего законодатель...

Актуальные вопросы правового регулирования малоформатной торговли

Автором рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности участников рынка малоформатной (нестационарной) торговли, что является особенно актуальным в текущих условиях, так как малоформатная торговля зачастую представляет собой единственны...

Права потребителей при заключении договора купли-продажи в сфере дистанционной торговли

В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.

Задать вопрос