В современной экономико-правовой действительности вопросы розничной торговли приобретают особую актуальность, часть общества настаивает на исключении «классического»» («привычного») варианта торговли и перехода на электронную торговлю, однако многие вопросы и положения юридического плана заставляют покупателей предпочитать «привычный» вариант розничной торговли. Современные реалии свидетельствуют о необходимости усиления административно-правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства, осуществляющих дистанционную торговлю, в том числе посредством использования сети «Интернет», а также осуществления контрольных и надзорных полномочий в данной сфере. Благодаря защите прав потребителей, государство помогает с экономической стороны восстановить свою правоту перед непорядочностью продавцов.
Ключевые слова: договор, право, товар, сделка, покупка, права потребителя, договор, закон о защите прав потребителя, цена, Российская Федерация, потребитель, нормативно правовые акты.
In the modern economic and legal reality, retail trade issues are of particular relevance, part of the society insists on the exclusion of the «classic» («habitual») variant of trade and the transition to electronic commerce, however, many issues and provisions of the legal plan force buyers to prefer the «habitual» retail option. Modern realities indicate the need to strengthen the administrative and legal regulation of the activities of business entities engaged in distance trading, including through the use of the Internet, as well as the exercise of control and supervisory powers in this area. Thanks to the protection of consumer rights, the state helps to restore its rightness in the face of dishonesty of sellers from the economic side.
Keywords: agreement, law, product, transaction, purchase, consumer rights, agreement, consumer rights protection law, price, Russian Federation, consumer, regulatory legal acts.
На сегодняшний день, потребительские право отношения занимают важное место. Существенным значением обладает защита прав потребителей в розничной торговле, в связи с широким распространением последнее на практике.
Возникающие правоотношения между продавцом и покупателем по поводу розничной купли продажи регулируются положениями Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Закона «О защите прав потребителей». Само понятие договора розничной купли-продажи следует из п. 1 ст. 492 ГК РФ.
Целесообразно рассмотреть те положения, которые установлены в ГК РФ и направлены на защиту прав потребителей. Сюда относятся нормы, изложенные в статьях 503–505 ГК РФ. При этом сформулирована позиция, что перечисленные правила применяются, если Закон РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает иное. Соответственно, можно говорить о совместном применении установленных норм, взаимосвязанных друг с другом. Во всяком случае, закон исходит из того, что потребитель в правоотношениях, возникающих по поводу розничной купли-продажи, является наименее защищенной стороной.
Следует выделить права, закрепленные в Законе РФ «О защите прав потребителей»
– на безопасность товара, работы или услуги (ст. 7);
– на информацию (ст. 8);
– права в связи с недостатками качества (ст. 18);
– на обмен товара надлежащего качества (ст. 25);
– на устранение последствии нарушения исполнителем сроков (ст. 28);
– права при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29);
– право на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) (ст. 32).
Из прав потребителей, закрепленных в Законе РФ «О защите прав потребителей», следуют и особенности защиты таких прав. Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает как судебные, так и внесудебные порядок защиты прав потребителей. Соответственно, о судебной защите прав потребителей следует говорить в случае имущественных споров.
Как правило, защита прав потребителей обладает и профилактической, предупредительной направленностью. Правовое регулирование отношении с участием потребителей имеет определенные особенности. Так, по мнению И. А. Щербович, А. А. Крикуновой, к их числу относятся:
– неразрывная связь публичных и частных начал в потребительских правоотношениях;
– обеспечение защиты прав потребителей в РФ напрямую зависит от норм федерального законодательства, основано на императивных нормах;
– законодательство о защите прав потребителей является самостоятельным блоком и в это же время является элементом, составной частью гражданского законодательства.
С указанной позицией следует в полной мере согласиться, указав, что действительно, законодательство о защите прав потребителей имеет особую структуру и характерные черты, что основано, прежде всего, на такой особенности, как более слабая позиция потребителя в возникающих правоотношениях.
Таким образом, права потребителей по поводу договора розничной купли-продажи вытекают из сущности Закон РФ «О защите прав потребителей». Исходя из которого, выделяются особенности правового регулирования отношений с участием потребителей. Прежде всего, потребитель выступает в качестве слабой стороны в возникающих правоотношениях. Законодательство о правах потребителей включает определенные особенности, тем не менее, оно основано на общих положениях ГК РФ и входит в состав гражданского законодательства.
В действующем законодательстве можно увидеть перечень допустимых способов защиты нарушенных прав потребителей. Данный перечень закреплен в ст. 12 ГК РФ. В структуре Закон РФ «О защите прав потребителей» необходимо отметить следующие статьи:
– ст. 15 — компенсация морального вреда;
– ст. 12–14 — раскрывается возмещение понесенного ущерба;
– ст. 29–31 — компенсация при обнаружении недостатков;
– ст. 28 — компенсация при нарушении сроков выполнения работ, предоставления услуг;
– ст. 16 — признание недействительными условий договора, которые ущемляют права потребителя.
Данные средства вполне применимы в случае нарушения прав потребителя в результате реализации договора розничной купли-продажи. Реализация защиты нарушенных прав может происходит в двух основных формах:
1) Не процессуальная форма (внесудебный порядок). Связана с деятельностью субъектов, наделенных соответствующей административной юрисдикцией (например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.). Реализуют полномочия в сфере установленных компетенций. Данные способ защиты прав потребителей во внесудебном порядке тесно связан с наделением уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей. Подразумевается применение соответствующих административно-юрисдикционных полномочий.
2) Процессуальная форма (судебный порядок). В ст. 17 Закон РФ «о защите прав потребителей» определяется, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца.
Поскольку наиболее часто покупателем является гражданин, вступающий в отношения для удовлетворения своих личных бытовых нужд, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным гл. 30 ГК РФ, применяются Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним. Исследовав более детально статистические данные за III квартал 2022 года обращений потребителей в отделы по защите прав потребителе по всей стране, необходимо отметить, что обратилось за данный период более 1,5 млн граждан с заявлениями о защите их прав как потребителей.
По сравнению с 2021 годом, количество обращений остается прежним по соотношению обращений с жалобами на категории данных товаров. Но само количество заявлений о некачественном предоставлении товаров выросло на 5 %. Данный показатель говорит, о том, что законодательством о защите прав потребителей активно прорабатывается доведение информации о качестве товара и требованиям к соблюдению условий договоров розничной купли продажи, а также особенностях договора розничной купли продажи.
Процессуальная деятельность субъектов гражданского и арбитражного процесса (исходя из субъекта, который обращается за судебной защитой) происходит в рамках гражданского или арбитражного процессуального отношения. На сегодняшний день, судебная защита нарушенных прав и интересов сторон, является весьма важным и действенным направлением. В юридической литературе неоднократно указывалось на необходимость и значимость эффективного функционирования судебной системы.
Таким образом, были обозначены отдельные положения правовой регламентации защиты прав потребителя в розничной торговле и перспективы совершенствования. В частности, следует с одной стороны, усилить такой аспект как разрешение возникающих споров (в том числе и посредством применения альтернативных процедур), с другой, большее внимание уделить вопросам правового регулирования деятельности предпринимателей, осуществляющих деятельность посредством применения дистанционных технологий.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 1996. № 5. Ст. 410.
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»// Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета, 11.07.2012 г. N 156, N 9.
- Арзамасова К. В. Договор розничной купли продажи. — М.: Право. — 2018.- 361c.
- Барабачкова М. Н. Корнилова Н. В. Дистанци- онная купля — продажа товаров: актуальные проблемы практики // E-SCIO. 2019. No 10 (37). С. 368–374.
- Бекбулатов Д. Р., Лутовинова Н. В., Незнамо- ва А. А., Крюкова Е. М. Суверенитет России: угрозы и вызовы со стороны глобальных корпораций //Закон и власть. 2021. No 1. С. 26–31.
- Железняков А. М., Лащенкова Ю. А. К вопросу о внесудебном порядке урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей // Новый университет. 2016. No 0–1 (67). С. 17–19.
- Крюкова Е. М., Донскова Л. И., Солодуха П. В., Хетагурова В. Ш. Актуальные вопросы инноваций в сфере туризма: российский опыт // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. No 4 (137). С. 31–39.