Проведенное исследование посвящено изучению особенностям развития образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга. Показано, что при реализации социально-психологического тренинга, формирование и развитие образа взрослости подростков проходит более успешно.
Образ взрослости является особым новообразованием самосознания подростка, целостным аффективно-когнитивный комплексом, который включает в себя представления подростка о собственной взрослости и динамическую составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в действиях [2, 3].
Образ взрослости оказывает серьёзное влияние на психологическое состояние подростков. Сформированный образ «идеального взрослого», как отмечает В. И. Зорина, служит ориентиром направления развития подростка, которое можно обозначить как движение к большим волевым проявлениям, открытости, уверенности и доброжелательности» [1, с. 91]. В то время как неправильно сформированный образ взрослости может служить источником определённых переживаний подростков, которые могут служить катализатором возникновения у них различных психологических проблем и, как следствие, различных проявлений социально неодобряемого и девиантного поведения. Именно поэтому необходимо своевременно развивать образ взрослости в подростковом возрасте.
Изучение образа взрослости подростков проводилось на базе МОУ «Северная СОШ № 1» Белгородского района Белгородской области. В исследовании принимали участие 84 подростка в возрасте от12 до 15 лет.
Образ взрослости подростков мы изучали по следующим показателям: типы образа взрослости и типы ситуаций проявления взрослости. В качестве диагностического инструментария были использованы сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О. В. Курышева) и опросник «Мой образ взрослости» (О. В. Курышева).
Проведенное исследование дало возможность определить, какие типы ситуаций проявления взрослости наиболее характерны подросткам: соблюдение общепринятых норм, общение со взрослыми, самостоятельное действие, школьная жизнь, оценивание взрослости, общение с младшими детьми, подражание, общение со сверстниками, домашние ситуации, другое, а также установить доминирующие типы образа взрослости: «виртуальный план действий — формальная взрослость», «реальный план действий — формальная взрослость», «реальный план действий — содержательная взрослость», «виртуальный план действий — содержательная взрослость».
На основе полученных данных нами была разработана тренинговая программа, направленная на формирование содержательного комплекса представлений о взрослости, а также спектра конструктивных и эффективных способов для реализации взрослости. В качестве основных методов работы были выбраны групповая дискуссия, мозговой штурм, мини-лекции, различные упражнения, элементы арт-терапии и психодрамы. Для участия в тренинговой программе были отобраны подростки в количестве 84 человек.
Для оценки эффективности разработанной программы использовались данные повторной диагностики подростков, участвовавших в данной программе. В целом у 20,3 % подростков произошли изменения по типу образа взрослости.
На рисунке 1 представлено сравнение результатов распределения типов образа взрослости подростков «до» и «после» проведения тренинговой программы.
Рис. 1. Распределение подростков по типам образа взрослости до и после участия в тренинговой программе (%)
На рисунке 1 мы можем отследить, что после проведения тренинговой программы, на 10,5 % уменьшилось количество подростков с типом образа взрослости «Виртуальный план действий — формальная взрослость». Количество подростков с другими типами образа взрослости, наоборот, увеличилось: с типом образа взрослости «Реальный план действий — формальная взрослость» — на 1,2 %, с типом «Реальный план действий — содержательная взрослость» — на 7,2 %, с типом «Виртуальный план действий — содержательная взрослость» — на 2,4 % подростков.
Далее мы сравнили показатели образа взрослости в группе подростков до и после участия в тренинговой программе, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Значение Т-критерия Вилкоксона при сравнении показателей образа взрослости в группе подростков до и после участия в тренинговой программе
Показатели образа взрослости |
До |
После |
Т эмп |
Соблюдение общепринятых норм |
10,4 |
12,3 |
-5,379** |
Общение со взрослыми |
10,8 |
12,5 |
-5,389** |
Самостоятельное действие |
12,4 |
16,1 |
-6,169** |
Школьная жизнь |
7,2 |
8,6 |
-4,854** |
Оценивание взрослости |
9,9 |
11,5 |
-4,591** |
Общение с младшими детьми |
10,3 |
11,4 |
-4,792** |
Подражание |
9,1 |
8,1 |
-2,601** |
Общение со сверстниками |
10,1 |
12,9 |
-5,613** |
Домашние ситуации |
9,3 |
9,9 |
-1,765 |
Другое |
8,6 |
8,5 |
-0,688 |
Примечание: * — p ≤ 0,05; ** — p ≤ 0,01.
Были обнаружены статистически значимые различия (при p≤0,01) между такими показателями образа взрослости подростков, как: «Соблюдение общепринятых норм» (Т эмп =-5,379, Мх до =10,4, Мх после =12,3), «Общение со взрослыми» (Т эмп =-5,389, Мх до =10,8, Мх после =12,5), «Самостоятельное действие» (Т эмп =-6,169, Мх до =12,4, Мх после =16,1), «Школьная жизнь» (Т эмп =-4,854, Мх до =7,2, Мх после =8,6), «Оценивание взрослости» (Т эмп =-4,591, Мх до =9,9, Мх после =11,5), «Общение с младшими детьми» (Т эмп =-4,792, Мх до =10,3, Мх после =11,4), «Общение со сверстниками» (Т эмп =-5,613, Мх до =10,2, Мх после =12,9). Также выявлена отрицательная динамика по показателю «Подражание» (Т эмп =-2,601, Мх до =9,1, Мх после =8,1). Данные изменения могут проявляться у подростков в виде большей осознанности, понимании, где и в какой ситуации они могут проявить свой образ взрослости, в уменьшении склонности подражать и проявлять взрослость через социально неодобряемые действия. Снижение результатов по показателю «Подражание» может быть объяснено тем, что подростки после экспериментального воздействия в следствии расширения знаний о способах и ситуациях, где они могут проявить свой образ взрослости, склонны придавать меньшее значение обычному подражанию.
В результате проведённой тренинговой программы удалось расширить и углубить представления подростков о взрослости. Подростки стали более осознанно относиться к своему образу взрослости и использовать более конструктивные и эффективные способы его реализации.
Литература:
- Зорина, В. И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств [Текст] / В. И. Зорина // Вестник Пермского университета. — 2014. — № 1 (17). — С. 83–91.
- Курышева, О. В. Возрастные схемы самости подростков [Текст] / О. В. Курышева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2013. — № 3. — С. 37–43.
- Курышева, О. В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях [Текст]: дис. … канд. псх. наук: 19.00.13 / О. В. Курышева. — Москва, 2000. — 139 с.