Неуверенное поведение людей приводит к затруднению в межличностном общении.
Поведение подростков, считает А. В. Мудрик, по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:
Во — первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во — вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права.
В — третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности [1]. Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.
Среди множества терминов, которые обозначают трудности социального взаимодействия, можно выделить: психологические и коммуникативные барьеры, нарушения, помехи, расстройства и трудности. В результате деятельности многих ученых (философов, психологов, социологов, этнографов, культурологов) возникло направление в психологии, получившее название социальной психологии затрудненного общения. В широком контексте категория «затрудненное общение» включает в себя трудности, сбои, барьеры, конфликты, преграды и т. п., а в узком — незначительные трудности общения, которые постоянно преодолеваются субъектами в процессе межличностного взаимодействия.
В. Н. Куницына рассматривает трудности в общении в качестве субъективного феномена, представленного в сознании субъекта в виде эмоциональных переживаний дискомфорта, возникающих в ситуации взаимодействия как на межиндивидуальном уровне, а также и на межгрупповом. Она пишет: «Трудности общения — явление субъективной природы, острые эмоциональные переживания субъекта в ходе общения в определенных ситуациях, сопровождающихся внутриличностным и нервно-психическим напряжением» [2, с. 235].
Психологические барьеры социального взаимодействия по своей природе могут являться как продуктом безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния субъектов общения, так и влияния личностных особенностей партнеров. Примером безличных механизмов служат стереотипы. Примером вторых являются индивидуальные, характерологические особенности личности. На личностном уровне психологические барьеры выступают в роли преград, препятствующих удовлетворению потребностей человека и его устремлений. Барьеры фиксируются в психике человека в эмоционально-чувственной, а затем в когнитивной форме (знаний, образов, понятий).
Существует множество определений понятия психологического барьера в социальном взаимодействии. Мы возьмем за основу определение, данное в «Словаре практического психолога» под редакцией С. Ю. Головина: «Барьер психологический — психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, — внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, «страх сцены»)» [3, с. 38].
Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [4, с. 9].
Л. А. Петровская рассматривает социально — психологический тренинг (СПТ) как некоторую форму психологического воздействия в процессе интенсивного общения в групповом контексте. Воздействие направлено на повышение психологической компетентности участников в общении.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность способов по преодолению психологических барьеров у подростков при общении со сверстниками.
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 5 города Ишима в 6 «А» классе. В исследовании участвовало 15 человек 11–12 лет, учащиеся в 6 классе: 6 юношей и 9 девушек.
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
- Констатирующий этап;
- Формирующий этап;
- Контрольный этап.
Целью констатирующего этапа было выявление психологических барьеров в общении. До начала нашего тренинга, участникам было предложено ответить на вопросы трех методик:
- Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского),
- Методика «Шкала субъективного благополучия» (адаптированная М. В. Соколовой),
- Шкала диалогичности межличностных отношений (С. В. Духновского).
Результаты методик на констатирующем этапе приведены в таблице 1.
Таблица 1
Методика |
Шкала |
Низкие значения(%) |
Средние значения(%) |
Высокие значения(%) |
|||
«СОМО» |
Напряженности в отношениях |
100 |
0 |
0 |
|||
Отчуждения в отношениях |
73,3 |
26,7 |
0 |
||||
Конфликтности в отношениях |
66,7 |
33,3 |
0 |
||||
Агрессии в отношениях |
40 |
60 |
0 |
||||
Итоговый балл субъективной оценки межличностных отношений |
100 |
0 |
0 |
||||
«Шкала субъективного благополучия» |
Стенов |
1ст. |
2–3 ст. |
4–7ст. |
8–9ст. |
10 ст. |
|
0 |
66,7 |
33,3 |
0 |
0 |
|||
«Шкала диалогичности м. о». |
Самоценности |
0 |
93,3 |
6,7 |
|||
Конструктивности |
0 |
100 |
0 |
||||
Диалогичность отношений |
0 |
100 |
0 |
||||
На формирующем этапе мы реализовали социально — психологический тренинг. Программа тренинга взята из книги В. Г. Ромека «Тренинг уверенности в межличностных отношениях» [5, с. 52].
На контрольном этапе были вновь проведены методики, с результатами которых, можно ознакомиться в таблице 2.
Таблица 2
Методика |
Шкала |
Низкие значения(%) |
Средние значения(%) |
Высокие значения(%) |
||
«СОМО» |
Напряженности в отношениях |
20 |
80 |
0 |
||
Отчуждения в отношениях |
33,3 |
66,7 |
0 |
|||
Конфликтности в отношениях |
53,3 |
46,7 |
0 |
|||
Агрессии в отношениях |
6,7 |
93,3 |
0 |
|||
Итоговый балл субъективной оценки межличностных отношений |
46,7 |
53,3 |
0 |
|||
«Шкала субъективного благополучия» |
Стенов |
1ст. |
2–3 ст. |
4–7ст. |
8–9ст. |
10 ст. |
6,7 |
66,7 |
26,3 |
0 |
0 |
||
«Шкала диалогичности м. о». |
Самоценности |
0 |
80 |
20 |
||
Конструктивности |
0 |
100 |
0 |
|||
Диалогичность отношений |
0 |
93,3 |
6,7 |
|||
Примечание: в методике «Шкала субъективного благополучия» улучшение происходит по направлению к 1 стене.
Как мы можем заметить, по итоговому баллу субъективной оценки межличностных отношений в таблице 2, респонденты распределили свои ответы между низкими и средними значениями. На констатирующем же этапе исследования, все ответы респондентов варьировались в пределах низких значений (таблица 1). Что говорит нам о том, что после СПТ у респондентов произошли изменения. Теперь, исходя из результатов методик можно сказать, что в группе респондентов (53,3 %) присутствует достаточная гармония в отношениях. Также отношения характеризуются стабильностью, эмоциональным комфортом. Большинство респондентов (80 %) удовлетворены тем, как складываются их взаимоотношения с другими участниками речевой коммуникации. Многие участники группы (66,7 %) стремятся установить близкие, доверительные отношения с другими. Они чувствуют, что их понимают, и стараются понять других. Произошли изменения и по шкале «конфликтность в отношениях». На констатирующем этапе, мы могли видеть результаты в пределах низких значений — 66,7 % (таблица 1), после реализации СПТ результаты стали 53,3 %, из — за чего повысились результаты в средних значениях — 46,7 % (таблица 2). Что говорит нам о том, что респонденты при возникших трудностях и противоречий ориентированы на конструктивное их решение. Уровень проявления неприязни, зависти, злости, негативной критики или раздражения к людям низок или отсутствует.
Общение для подростков имеет огромное значение, так как для них общение со сверстниками находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Для избегания барьеров в общении или преодолении уже существующих проводится социально — психологический тренинг.
Эмпирическим путем мы выяснили, что социально — психологический тренинг способствует преодолению психологических барьеров в межличностном общении.
Литература:
- Особенности общения подростков со сверстниками // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/636595/ (дата обращения: 09.04.2016).
- Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — 380 с.
- Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
- Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — СПб.: Питер, 2008. — 380 с.
- Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003. — 175 с.