Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 01.05.2016

Статья просмотрена: 2717 раз

Библиографическое описание:

Стороженко, С. Н. Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками / С. Н. Стороженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1043-1046. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29447/ (дата обращения: 19.11.2024).



Неуверенное поведение людей приводит к затруднению в межличностном общении.

Поведение подростков, считает А. В. Мудрик, по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:

Во — первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во — вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права.

В — третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности [1]. Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.

Среди множества терминов, которые обозначают трудности социального взаимодействия, можно выделить: психологические и коммуникативные барьеры, нарушения, помехи, расстройства и трудности. В результате деятельности многих ученых (философов, психологов, социологов, этнографов, культурологов) возникло направление в психологии, получившее название социальной психологии затрудненного общения. В широком контексте категория «затрудненное общение» включает в себя трудности, сбои, барьеры, конфликты, преграды и т. п., а в узком — незначительные трудности общения, которые постоянно преодолеваются субъектами в процессе межличностного взаимодействия.

В. Н. Куницына рассматривает трудности в общении в качестве субъективного феномена, представленного в сознании субъекта в виде эмоциональных переживаний дискомфорта, возникающих в ситуации взаимодействия как на межиндивидуальном уровне, а также и на межгрупповом. Она пишет: «Трудности общения — явление субъективной природы, острые эмоциональные переживания субъекта в ходе общения в определенных ситуациях, сопровождающихся внутриличностным и нервно-психическим напряжением» [2, с. 235].

Психологические барьеры социального взаимодействия по своей природе могут являться как продуктом безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния субъектов общения, так и влияния личностных особенностей партнеров. Примером безличных механизмов служат стереотипы. Примером вторых являются индивидуальные, характерологические особенности личности. На личностном уровне психологические барьеры выступают в роли преград, препятствующих удовлетворению потребностей человека и его устремлений. Барьеры фиксируются в психике человека в эмоционально-чувственной, а затем в когнитивной форме (знаний, образов, понятий).

Существует множество определений понятия психологического барьера в социальном взаимодействии. Мы возьмем за основу определение, данное в «Словаре практического психолога» под редакцией С. Ю. Головина: «Барьер психологический — психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, — внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, «страх сцены»)» [3, с. 38].

Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [4, с. 9].

Л. А. Петровская рассматривает социально — психологический тренинг (СПТ) как некоторую форму психологического воздействия в процессе интенсивного общения в групповом контексте. Воздействие направлено на повышение психологической компетентности участников в общении.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность способов по преодолению психологических барьеров у подростков при общении со сверстниками.

База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 5 города Ишима в 6 «А» классе. В исследовании участвовало 15 человек 11–12 лет, учащиеся в 6 классе: 6 юношей и 9 девушек.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

  1. Констатирующий этап;
  2. Формирующий этап;
  3. Контрольный этап.

Целью констатирующего этапа было выявление психологических барьеров в общении. До начала нашего тренинга, участникам было предложено ответить на вопросы трех методик:

  1. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского),
  2. Методика «Шкала субъективного благополучия» (адаптированная М. В. Соколовой),
  3. Шкала диалогичности межличностных отношений (С. В. Духновского).

Результаты методик на констатирующем этапе приведены в таблице 1.

Таблица 1

Методика

Шкала

Низкие значения(%)

Средние значения(%)

Высокие значения(%)

«СОМО»

Напряженности в отношениях

100

0

0

Отчуждения в отношениях

73,3

26,7

0

Конфликтности в отношениях

66,7

33,3

0

Агрессии в отношениях

40

60

0

Итоговый балл субъективной оценки межличностных отношений

100

0

0

«Шкала субъективного благополучия»

Стенов

1ст.

2–3 ст.

4–7ст.

8–9ст.

10 ст.

0

66,7

33,3

0

0

«Шкала диалогичности м. о».

Самоценности

0

93,3

6,7

Конструктивности

0

100

0

Диалогичность отношений

0

100

0

На формирующем этапе мы реализовали социально — психологический тренинг. Программа тренинга взята из книги В. Г. Ромека «Тренинг уверенности в межличностных отношениях» [5, с. 52].

На контрольном этапе были вновь проведены методики, с результатами которых, можно ознакомиться в таблице 2.

Таблица 2

Методика

Шкала

Низкие значения(%)

Средние значения(%)

Высокие значения(%)

«СОМО»

Напряженности в отношениях

20

80

0

Отчуждения в отношениях

33,3

66,7

0

Конфликтности в отношениях

53,3

46,7

0

Агрессии в отношениях

6,7

93,3

0

Итоговый балл субъективной оценки межличностных отношений

46,7

53,3

0

«Шкала субъективного благополучия»

Стенов

1ст.

2–3 ст.

4–7ст.

8–9ст.

10 ст.

6,7

66,7

26,3

0

0

«Шкала диалогичности м. о».

Самоценности

0

80

20

Конструктивности

0

100

0

Диалогичность отношений

0

93,3

6,7

Примечание: в методике «Шкала субъективного благополучия» улучшение происходит по направлению к 1 стене.

Как мы можем заметить, по итоговому баллу субъективной оценки межличностных отношений в таблице 2, респонденты распределили свои ответы между низкими и средними значениями. На констатирующем же этапе исследования, все ответы респондентов варьировались в пределах низких значений (таблица 1). Что говорит нам о том, что после СПТ у респондентов произошли изменения. Теперь, исходя из результатов методик можно сказать, что в группе респондентов (53,3 %) присутствует достаточная гармония в отношениях. Также отношения характеризуются стабильностью, эмоциональным комфортом. Большинство респондентов (80 %) удовлетворены тем, как складываются их взаимоотношения с другими участниками речевой коммуникации. Многие участники группы (66,7 %) стремятся установить близкие, доверительные отношения с другими. Они чувствуют, что их понимают, и стараются понять других. Произошли изменения и по шкале «конфликтность в отношениях». На констатирующем этапе, мы могли видеть результаты в пределах низких значений — 66,7 % (таблица 1), после реализации СПТ результаты стали 53,3 %, из — за чего повысились результаты в средних значениях — 46,7 % (таблица 2). Что говорит нам о том, что респонденты при возникших трудностях и противоречий ориентированы на конструктивное их решение. Уровень проявления неприязни, зависти, злости, негативной критики или раздражения к людям низок или отсутствует.

Общение для подростков имеет огромное значение, так как для них общение со сверстниками находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Для избегания барьеров в общении или преодолении уже существующих проводится социально — психологический тренинг.

Эмпирическим путем мы выяснили, что социально — психологический тренинг способствует преодолению психологических барьеров в межличностном общении.

Литература:

  1. Особенности общения подростков со сверстниками // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/636595/ (дата обращения: 09.04.2016).
  2. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — 380 с.
  3. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
  4. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — СПб.: Питер, 2008. — 380 с.
  5. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, констатирующий этап, психологический тренинг, социальное взаимодействие, субъективная оценка, субъективное благополучие, барьер, итоговый балл, общение, таблица.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики

Формирование ценностных представлений у младших школьников

Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Особенности формирования межличностных отношений у младших школьников

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие

Развитие коммуникативных навыков у подростков

Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников

Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики

Формирование ценностных представлений у младших школьников

Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Особенности формирования межличностных отношений у младших школьников

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие

Развитие коммуникативных навыков у подростков

Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников

Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде

Задать вопрос