Социокультурная реабилитация молодых инвалидов по зрению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.11.2022

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Букалова, Е. В. Социокультурная реабилитация молодых инвалидов по зрению / Е. В. Букалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96335/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются проблемы социокультурной реабилитации молодых инвалидов по зрению. Раскрываются понятия «инвалид», «инвалид по зрению», современные понятия инвалидности, социокультурной реабилитации. Представлен опыт проведения реабилитационных мероприятий на примере Всероссийского общества слепых (ВОС) г. Омска.

Ключевые слова: инвалид, молодые инвалиды по зрению, социализация, реабилитация, социокультурная реабилитация.

Особенности реабилитации заключаются в том, что незрячие и слабовидящие долгое время находятся в ограниченном пространстве, не имея возможности выйти из дома, и поэтому лишены возможности самостоятельно включаться в общественную жизнь. Данная проблема с каждым годом приобретает все большую актуальность, так как количество молодых инвалидов по зрению увеличивается.

Тема инвалидизации молодежи на сегодняшний день является одной из важных и острых проблем в современном мире. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 1 млрд. человек во всем мире имеют инвалидность, из них 36 миллионов незрячих и 217 миллионов людей с ограничениями по зрению, примерно 22 % которых является молодежь.

В последние годы число молодых инвалидов по зрению сильно увеличилось. Связано это еще и с тем, что многие «возрастные» заболевания все чаще стали проявлять тенденцию к «омоложению». Наряду с такими причинами инвалидности по зрению у молодежи как: врожденные дефекты, аномалии и патологии глаз, наследственность, травмы, осложнения после общих заболеваний, все чаще стали появляться такие причины, как частичная или полная потеря зрения, проявившаяся на фоне сахарного диабета, катаракта и глаукома.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), молодые инвалиды по зрению считаются люди в возрасте 18–44 лет. И не смотря на причину и возраст потери зрения, этим людям необходима социализация и реабилитация. Наиболее значимыми проблемами молодых инвалидов по зрению являются многочисленные социальные барьеры, зачастую многие инфраструктуры: транспорт, образовательные и культурные учреждения не являются общедоступными, вследствие чего уже на этом этапе у инвалида могут возникнуть трудности, не позволяющие ему активно включаться в жизнь общества [3].

Прежде чем рассмотреть, что собой представляет социокультурная реабилитация молодых инвалидов по зрению, стоит разобраться, кто же такие инвалиды в целом.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [4].

Инвалид по зрению — человек, у которого полностью отсутствует зрение, или острота остаточного зрения не превышает 10 %, или поле зрения составляет не более 20 % [6].

На наш взгляд стоит обратиться к современному понятию инвалидности, которое прописано в Конвенции о правах инвалидов. Она «является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [7].

Эту проблему рассматривали такие учёные как: Г. И. Иванова, А. Г. Литвак, А. Я. Неумывакин, Н. П. Пятакова. Наиболее пристально эту тему изучали Г. И. Иванова и Н. П. Пятакова. В своих трудах они акцентировали внимание на процесс социальной адаптации инвалидов по зрению, на формирование доступной, безбарьерной среды для слепых и слабовидящих

людей. Учёный А. Г. Литвак исследовал психические состояния людей с нарушением зрения. Проблемой появления первых общественных организаций занимался А. Я. Неумывакин, президент Всероссийского общества слепых (ВОС). В своей статье «Исторические вехи» он также рассмотрел проблему первых нормативно-правовых документов, касающихся слепых людей [1].

Всероссийское общество слепых — организация, основанная в 1925 году на членстве незрячих граждан РФ — инвалидов по зрению и их законных представителей и созданная для защиты их прав и интересов, социальной поддержки, реабилитации, социальной интеграции и содействия обеспечению равных возможностей инвалидам по зрению [2].

Одно из направлений ВОС — это социокультурная реабилитация молодых инвалидов по зрению, которая направлена на равные возможности закрепленные конституцией РФ, и реализуется с помощью культуры и искусства, направлена на обеспечение равных возможностей участия молодых инвалидов по зрению в культурной жизни страны.

Социокультурная реабилитация — это целостный комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости [5].

Рассмотрим процесс социокультурной реабилитации на примере Всероссийского общества слепых (ВОС) г. Омска. На базе ВОС в рамках социокультурной реабилитации на постоянной основе работают: театральный коллектив «Мельпомена», в котором, инвалиды по зрению ставят спектакли и театрализованные представления. Ежегодно видеоматериалы представляются на всероссийском театральном фестивале «Пространство равных возможностей», где коллектив, успешно занимает призовые места. Так же в организации проводится реабилитационное мероприятие «Под зеленым абажуром», где члены организации читают стихи и произведения известных поэтов, а также стихи собственного сочинения.

Осуществляет свою деятельность вокально-инструментальный ансамбль «Альянс», в котором, инвалиды по зрению играют на музыкальных инструментах и поют под их аккомпанемент, на базе ВОС на постоянной основе работает вокальная студия, где любой желающий может научиться петь и принимать участие в концертах организованного силами членов ВОС. Некоторые солисты так же принимают участие во всероссийских конкурсах, таких как: «Гармония звука» и «Абилимпикс», где так же становятся победителями и лауреатами. Так же на базе ВОС существует «Клуб интеллектуального современного искусства» (КИСИ), в содействии с филиалом «Специализированная библиотека для незрячих и слепых» проводятся первенство за кубок КИСИ, команды победители принимают участие во всероссийских состязаниях.

Всероссийское общество слепых г. Омска проводит тематические и танцевальные вечера, посвящённые государственным праздникам, творческие ярмарки, в которых, представлены изделия, сделанные собственными руками (бисероплетение, вязание на спицах и крючком, макраме, оригами, и др.).

Вся проводимая работа благотворно влияет на уровень жизни молодых инвалидов по зрению. С помощью искусства и культуры молодые инвалиды по зрению развивают навыки общения; заводят новые знакомства; учатся ориентироваться не только в новом для себя пространстве, но и в социуме; творческому самовыражению; поднимают свою самооценку; учатся получать информацию из новых источников; формируют активную жизненную позицию.

Специалисты по социокультурной реабилитации, привлекают молодых инвалидов по зрению к проведению и участию в реабилитационных мероприятиях, таких как: фестивали, концерты, конкурсы, театрализованные представления, вечера отдыха и другие. Тем самым наполняют содержательную часть процесса реабилитации, что делает жизнь молодых инвалидов по зрению богаче, интереснее и более значимой в их же глазах.

Из этого следует, что при формировании благоприятных условий социализации и реабилитации, социокультурной реабилитации молодых инвалидов по зрению необходимо уделять больше внимания обеспечению доступности к учреждениям культуры, местам проведения культурно-массовых мероприятий, занятий коллективным и индивидуальным творчеством; вовлечению молодых инвалидов по зрению в активные и пассивные формы творческой деятельности.

Литература:

  1. Алтаев А. А., Гришакова А. В. Социальные проблемы инвалидов по зрению в россии // Организация работы с молодежью. — 2015. — № 5; [Электронный ресурс]: URL: оvv.еsrае.ru/248–1086 (дата обращения: 22.10.2022).
  2. Всероссийское общество слепых: официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL: httрs://www.vоs.оrg.ru/indех.рhр? орtiоn=соm_соntеnt&viеw=аrtiсlе&id=617&Itеmid=101 (дата обращения: 30.10.2022).
  3. Исмаилова Х. А. Проблема социализации молодых инвалидов в образовательных учреждениях // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]: URL: httрs://рsусhоlоgу.snаukа.ru/2016/11/7265 (дата обращения: 30.10.2022).
  4. Минтруд России: официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL: httрs://mintrud.gоv.ru/dосs/lаws/75 (дата обращения 25.10.2022).
  5. Павлова А. И. Методы социокультурной реабилитации инвалидов // Материалы ХI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: httрs://sсiеnсеfоrum.ru/2019/аrtiсlе/2018014375">httрs://sсiеnсеfоrum.ru/2019/аrtiсlе/2018014375 (дата обращения: 30.10.2022).
  6. Тифлоцентр Вертикаль: Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Базовая элементарная адаптация. [Электронный ресурс]: URL:httрs://tiflосеntrе.ru/dосumеnts/gоst-r-59883–2021.рhр (дата обращения 25.10.2022).
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ// «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Основные термины (генерируются автоматически): зрение, инвалид, социокультурная реабилитация, всероссийское общество слепых, социокультурная реабилитация молодых инвалидов, омск, возможность, Всемирная организация здравоохранения, жизнь общества, Иваново.


Ключевые слова

социализация, реабилитация, инвалид, социокультурная реабилитация, молодые инвалиды по зрению

Похожие статьи

Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

В статье рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация», специфика социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, главные проблемы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и основные формы и методы социокультурной реабили...

Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге

В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию пси...

Социальная работа с инвалидами

В данной статье автор раскрывает сущность определения терминов «инвалид» и «инвалидность», приводит факторы социальной работы с инвалидами и их социального развития и социальной реабилитации.

Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...

Психолого-педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения

В статье исследуется проблема социальной адаптации подростков группы риска, экспериментальным путем доказывается, что подростки «группы риска» испытывают дезадаптацию, рассмотрены основные положения развивающей и коррекционной работы с подростками «г...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии

В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Похожие статьи

Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

В статье рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация», специфика социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, главные проблемы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и основные формы и методы социокультурной реабили...

Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге

В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию пси...

Социальная работа с инвалидами

В данной статье автор раскрывает сущность определения терминов «инвалид» и «инвалидность», приводит факторы социальной работы с инвалидами и их социального развития и социальной реабилитации.

Обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

В статье раскрыта актуальность проблемы целостной социализации-индивидуализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Дано научное обоснование модели процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников. Автор раскрывает ...

Психолого-педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения

В статье исследуется проблема социальной адаптации подростков группы риска, экспериментальным путем доказывается, что подростки «группы риска» испытывают дезадаптацию, рассмотрены основные положения развивающей и коррекционной работы с подростками «г...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии

В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Задать вопрос