Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге
Авторы: Жданова Марина Алексеевна, Филатова Мария Владимировна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 28.02.2017
Статья просмотрена: 875 раз
Библиографическое описание:
Жданова, М. А. Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге / М. А. Жданова, М. В. Филатова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11965/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.
Ключевые слова: инвалиды, ограниченные возможности здоровья, социальная реабилитация, социальная интеграция, социально-трудовая реабилитация
Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, поэтому на современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции лиц с ограничениями возможностями является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Актуальность проблемы комплексной реабилитации и интеграции инвалидов в общество обусловлена острой потребностью в развитии реабилитационного потенциала и улучшении качества жизни индивида и недостаточной разработанностью научно-обоснованных рекомендаций по работе с людьми с ограниченными возможностями и повышению их роли в жизни общества. Инвалиды — это люди с особенными потребностями, прежде всего, это потребности в восстановлении или компенсации нарушенной или утраченной способности к осуществлению разных видов профессиональной, бытовой и общественной деятельности, к максимально возможному самостоятельному проживанию, передвижению, беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуры, в возможности овладения знаниями и профессиональными навыками, в рациональном трудовом и бытовом устройстве, в самореализации и финансовой независимости.
Основная проблема социальной интеграции людей с ограниченными возможностями заключается в том, что общество дезинтегрировало человека с инвалидностью, разрушило его стремление к независимой жизни, навязало ярлык «инвалида» — человека, имеющего ограниченные возможности, нуждающегося в особой помощи и поддержке. Между тем, чаще всего это ограничение в возможностях возникает не из-за болезни человека, а из-за того, что общество исключает людей с физическими и психическими нарушениями из участия в полноценной жизнедеятельности общества. Большинство людей с инвалидностью принимают навязанный им обществом образ и сами начинают воспринимать себя с позиции человека слабого, нуждающегося в особой поддержке. Необходимость изменения социального статуса людей с ограниченными возможностями здоровья, привлечение дополнительных ресурсов для повышения качества их жизни и толерантного отношения приводит к актуализации разработок и внедрения в практику эффективных проектов, направленных на создание благоприятных условий для их успешной социальной адаптации, интеграции и востребованности. [1, с. 117]
В данном исследовании особое внимание уделено инвалидам с ограниченными умственными возможностями, поскольку социализация лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием навыков межличностного общения, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. [3, с. 5–7] В настоящее время эта категория граждан наиболее нуждается в социальной поддержке и интеграции в общество, особенно в виду исключения из наиболее значимых сфер общественной жизнедеятельности, в том числе трудовой деятельности. Трудовая деятельность обеспечивает социализацию и социальные потребности человека с инвалидность. Если рассматривать данное утверждение с точки зрения пирамиды потребностей А. Маслоу — это биологические потребности через заработную плату, потребность в в самоутверждении через участие в производстве, потребность в творчестве через креативную составляющую труда, потребность в безопасности через вхождение в трудовой коллектив. Таким образом, работающий человек с ограниченными возможностями здоровья становится полноценным участником социальных отношений.
Социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями «Мини-прачечная» (далее — СТРО «Мини-прачечная») было организованно в 2006 году в рамках реализации российско-шведского проекта, направленного на повышение качества жизни лиц с ограниченными умственными возможностями, проживающими на территории Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Уникальный российско-шведский проект был реализован специалистами СПбГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» и специалистами Отдела социальной защиты населения, при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и Администрации Адмиралтейского района, под руководством Стокгольмской Высшей социальной школы. В результате реализации проекта сформировался уникальный комплекс из четырех отделений (СТРО «Мини-прачечная» и «Карлсон», Отделение временного проживания «Островок», Отделение домашнего сопровождения и социального патронажа инвалидов с ограниченными умственными возможностями) для лиц с ограниченными умственными возможностями, которые предоставляют различные виды социального обслуживания и поддержки на основе шведской метода средовой терапии SIVUS. Метод SIVUS дословно переводится как «Социальный индивид путем развития во взаимодействии» и представляет собой метод коллективной работы, направленный на абилитацию инвалида и дальнейшее развитие его индивидуального потенциала, способностей и навыков, что позволяет сформировать человека самостоятельного как в индивидуальном, так и в социальном плане. С 2008 года все отделения вошли в состав СПБ ГБУ СОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга».
К основным целям деятельности отделения «Мини-прачечная» относится обучение инвалидов навыкам самостоятельного проживания и обеспечение занятости инвалидов. Отделение предназначено для инвалидов с ограниченными умственными возможностями, способных принимать участие в производственном процессе, обладающих необходимыми возможностями для активного участия в работе. Социально-трудовое реабилитационное отделение реализует следующие задачи в своей деятельности:
– Задействовать ресурсы каждого инвалида с ограниченными умственными возможностями, обеспечить максимальное его развитие путём специального тренинга с сохранением тех способностей и навыков, которые уже имеются.
– Содействие интеграции инвалидов с ограниченными умственными возможностями в общество, предоставляя им возможность трудоустройства.
– Развитие взаимодействия и координация деятельности с учреждениями и общественными организациями, осуществляющими работу с данной категорией инвалидов.
– Предоставление возможности трудоустройства, отдыха и улучшение уровня жизни семьи инвалида в целом.
– Проведение оценки результатов деятельности отделения с учётом мнения инвалидов, посещающих отделение. Осуществление деятельности по обмену опытом и распространению информации.
Содержание основной деятельности отделения состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе получения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключающихся в стирке, глажке, сушке, ремонту (штопка, подрубка ткани и т. д.), приёмке и доставке белья. Для лиц, посещающих отделение, проводится социальная реабилитация и абилитация, оказывается социально-психологическая и социально-педагогическая поддержка, мероприятия по обеспечению работой и занятостью, оказание социальной помощи семьям, имеющим в своем составе инвалидов с ограниченными умственными возможностями. В реабилитационном отделении «Мини-прачечная» специалистами регулярно проводятся тренинги для клиентов, посещающих отделение, которые направлены на развитие социально-бытовых навыков и умений, развитие коммуникативного потенциала, навыков пространственной ориентации:
1) тренинг рабочих навыков (умение исполнять производственные обязанности);
2) тренинг навыков самостоятельного проживания (временной тренинг, денежный тренинг, обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности; умение поддерживать в порядке одежду; умение произвести элементарную уборку помещения, постирать и т. д.);
3) транспортный тренинг (умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем умение пользоваться транспортом для поездок в различные места).
Соответственно, можно заключить, что в СТРО «Мини-прачечная» социально-трудовая реабилитация выступает комплексом реабилитационных мероприятий, направленных на поддержание и улучшение различных составляющих жизнедеятельности лица с инвалидностью, что в свою очередь приводит к социальной интеграции и повышению качества жизни данной категории
Коллектив отделения состоит из заведующей, психолога и 4-х специалистов по социальной работе. Состав рабочих групп инвалидов, которыми руководит специалист, может варьироваться от трех до шести человек в зависимости от интенсивности трудового процесса и степени инвалидности работников. Отделение создано для постоянного социального обслуживания 12 инвалидов с ограниченными умственными возможностями, задействованных в производственном процессе (далее — работники отделения). Прием на работу в отделение и зачисление в бригаду производится на основании личного заявления работника. Отделение работает ежедневно с 9.00 до 18.00 часов (кроме выходных и праздничных дней). Из числа работников отделения создается бригада по стирке, глажке, сушке, ремонту (штопка, подрубка ткани и т. д.), приёмке и доставке белья, с фондом заработной платы по ставкам, предусмотренным в пилотном проекте. Выплата заработной платы происходит с учётом фактически отработанного времени с учётом того, что в соответствии с установленной организацией труда, нагрузка на каждого работника является равной. Бригады работников осуществляют деятельность в две смены: 1 смена — 9.00–15.00 часов; 2 смена — 12.00–18.00 часов. Данное время является рабочим и обязательно для всех работников и специалистов отделения. Для работников отделения организуются абилитационные мероприятия профильными специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК и т. д.): 1-я смена — 15.00–18.00 часов; 2-я смена — 09.00–12.00 часов. Для клиентов, посещающих отделение, предусмотрено двухразовое питание в социальной столовой: 1-я смена — завтрак, обед; 2-я смена — обед, полдник. Специалист по социальной работе в ходе своей служебной деятельности участвует в составлении индивидуальных планов развития совместно с психологом и заведующей отделением, проводит динамический контроль, оценку и анализ эффективности реализации индивидуальных планов развития 2 раза в год.
В течение десяти лет отделение «Мини-прачечная» сотрудничает с МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, регулярно посещает библиотеки «Семёновскую» и «Измайловскую». В библиотеке клиенты СТРО практикуются в искусстве выразительного чтения, повышают культурный уровень, расширяют познавательную сферу. Такие занятия прививают любовь к самостоятельному чтению и изучению литературы, развивают стремление изучить новое, неизведанное. Специалисты и клиенты социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов с ограниченными умственными возможностями «Мини-прачечная» участвуют в различных спортивных соревнованиях, творческих выставках, фестивалях и конкурсах, городских и районных праздниках (художественное творчество, танцевальное творчество, музыкальное творчество). С 2009–2011гг. СТРО «Мини-прачечная» были полуфиналистами фестивалей творчества «Корабль мечты», «Открытое сердце», «Адмиралтейские звезды». В 2013.г отделение участвовало в фестивале-конкурсе национальных культур «Творчество без границ» для людей с ограниченными возможностями и в номинации «Презентация национальных костюмов» стали победителями фестиваля и получили диплом. В 2015г. участвовали в творческом конкурсе «Меня коснулся луч незримый» (номинация «Прикладное творчество»), стали победителями и получили диплом. В 2015г. получили благодарственное письмо за активное участие в подготовке творческой выставке «Чудеса своими руками», в рамках благотворительного проекта «Большой фестиваль маленьких добрых дел». Для участия во всех мероприятиях и фестивалях специалисты совместно с клиентами реабилитационного отделения изучают культуру страны и национального танца, изготавливают танцевальные костюмы и подбирают музыкальное сопровождение. Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, доступных видах творчества и спорта, даже если они не приносят материального вознаграждения. Использование средств культуры и искусства способствует не только реабилитации инвалидов, но ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. [2]
Таким образом, можно заключить, что весь комплекс мероприятий социальной реабилитации, который реализуется на базе СТРО «Мини-прачечная», направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Общество же, в свою очередь, должно предпринимать необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к особенностям конкретного индивида с ограниченными возможностями здоровья на основе принципов толерантности, объективности, социальной справедливости.
Литература:
- Дементьева Н. Ф., Старовойтова Л. И. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профилю и медико-социальной экспертизы: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
- Колесник Ю. А. Социальная реабилитация инвалидов.// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2008. — № 11. [Электронный ресурс]. // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-reabilitatsiya-invalidov (дата обращения: 20.02.2017)
- Опыт организации работы отделения временного проживания для инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными умственными возможностями: методические рекомендации для специалистов системы реабилитации инвалидов / под ред. И. А. Абрамовой. — СПб, 2011. — 46 с.
Ключевые слова
инвалиды, ограниченные возможности здоровья, социальная реабилитация, социальная интеграция, социально-трудовая реабилитацияПохожие статьи
Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра
В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...
Социальная работа с инвалидами
В данной статье автор раскрывает сущность определения терминов «инвалид» и «инвалидность», приводит факторы социальной работы с инвалидами и их социального развития и социальной реабилитации.
Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью
В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.
Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...
Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения
В статье рассматривается определение реабилитации детей-инвалидов, даны направления реабилитации, подчеркивается необходимость прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)...
Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации
В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.
Социокультурная реабилитация молодых инвалидов по зрению
В статье рассматриваются проблемы социокультурной реабилитации молодых инвалидов по зрению. Раскрываются понятия «инвалид», «инвалид по зрению», современные понятия инвалидности, социокультурной реабилитации. Представлен опыт проведения реабилитацион...
Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии
В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...
Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория
В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...
Похожие статьи
Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра
В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...
Социальная работа с инвалидами
В данной статье автор раскрывает сущность определения терминов «инвалид» и «инвалидность», приводит факторы социальной работы с инвалидами и их социального развития и социальной реабилитации.
Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью
В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.
Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...
Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения
В статье рассматривается определение реабилитации детей-инвалидов, даны направления реабилитации, подчеркивается необходимость прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)...
Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации
В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.
Социокультурная реабилитация молодых инвалидов по зрению
В статье рассматриваются проблемы социокультурной реабилитации молодых инвалидов по зрению. Раскрываются понятия «инвалид», «инвалид по зрению», современные понятия инвалидности, социокультурной реабилитации. Представлен опыт проведения реабилитацион...
Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии
В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...
Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория
В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)
Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...