В статье изложен опыт работы отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Представлен материал о программах, реализованных в отделении дневного пребывания, обобщен опыт работы по организации социальной реабилитации граждан старшего поколения и сохранению их позитивного долголетия.
Ключевые слова: социальная реабилитация, индивидуальная программа предоставления социальных услуг, диагностика, анкетирование, индивидуальный план.
Одной из актуальных проблем при предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в настоящее время является социальная реабилитация. Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способностей человека жить в социальной среде [4].
В Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Калининского района Санкт-Петербурга» (далее — КЦСОН Калининского района) работает отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее — отделение). Отделение функционирует в полустационарной форме социального обслуживания с периодом пребывания свыше четырех часов. Отделение рассчитано на пребывание 25 человек в смену, в календарном году таких смен — 10. За период двух смен получателю предоставляются все услуги, предусмотренные Индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Социальное обслуживание получателей социальных услуг (далее — получателей) в отделении «направлено на улучшение условий их жизнедеятельности и расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [2]. Целью социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов является сохранение и восстановление их функционирования, а также улучшение их качества жизни и эмоционального благополучия.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге» необходимо проведение диагностик и анкетирования получателей для предоставления им социально-педагогических услуг. В этой связи в отделении была составлена анкета «Социальная история получателя» (далее — история). Далее мы рассмотрим путь получателя социальных услуг, который обратился на отделение в КЦСОН Калининского района (схема № 1).
История состоит из нескольких блоков вопросов:
– Первый блок — это общие данные о человеке (фамилия, имя, отчество (ФИО); дата рождения; группа инвалидности; образование, наличие родственников; круг общения; условия проживания).
– Второй блок — это опросник, диагностирующий индекс жизненной удовлетворенности и отражающий общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта.
– Третий блок — это опросник, позволяющий определить интересы и умения человека, причины обращения в отделение. За основу при разработке социальной истории получателя был использован тест «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный группой американских ученых, которые занимались социально-психологическими проблемами геронтопсихологии, впервые опубликованный в 1961 году. В нашей стране эта методика была переведена и адаптирована в 1993 году Н. В Паниной [3].
Рис. 1. Социальная история получателя социальных услуг на отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов
После анкетирования получателей социальных услуг (далее — получатели), сотрудники отделения проводят анализ анкет и составляют индивидуальные социально-педагогические планы (далее индивидуальные планы), с которыми знакомят получателей и далее оказывают социальные услуги согласно планам.
В индивидуальные планы входят такие мероприятия как: организация и проведение лекций по социальной адаптации, а также занятия на основе художественного творчества; организация и проведение занятий «Ходьба — шаг к здоровью»; проведение мастер-классов, конкурсов, викторин, настольных игр; организация и проведение литературно-музыкальных мероприятий; пешеходные экскурсии и др.
Сотрудниками отделения совместно с заведующим были разработаны:
– программа «Школа безопасности для пожилых людей», целью которой является повышение уровня безопасности повседневной жизни, формирования у граждан пожилого возраста ответственного отношения к личной безопасности в аспекте защиты себя и своего окружения, что ведет к повышению их качества жизни и социальной адаптации в современном мире. В программе рассматриваются следующие вопросы: противопожарная и антитеррористическая безопасность, безопасность в быту и в повседневной жизни;
– познавательная программа «Прогулки по Санкт-Петербургу», которая направлена на сохранение и поддержание памяти и мышления; развитие чувства гармонии окружающего мира, творческих способностей; расширение коммуникативных навыков, умение работать в группе; обогащение активного словаря. Направления программы: экскурсионное посещение музеев и памятников; интеллектуальные игры и тематические викторины; просмотр видеофильмов.
– программа по декоративно-прикладному творчеству «Волшебная шкатулка», направленная на вовлечение в различные виды художественного и прикладного творчества граждан старшего поколения, на их самореализацию и самоутверждение, развитие творческой инициативы, на развитие и поддержание мелкой моторики рук для сохранения и повышения когнитивных процессов;
– оздоровительная программа «В здоровом теле здоровый дух». Задачами программы являются: информирование получателей о необходимости в лечебно-оздоровительных занятиях, как части физической реабилитации, а также привлечение граждан старшего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями. Физическая реабилитация граждан пожилого возраста — одно из основных направлений социальной реабилитации.
Работа специалистов с получателями направлена на:
– реактивизацию — переориентация с пассивного жизненного уклада на активный образ жизни;
– ресоциализацию — возобновление или укрепление социальных связей;
– реинтеграцию — возвращение в общество;
– снятие остроты ощущения собственной социальной малозмачимости, осуществление возможной адаптации к новым условиям проживания [1].
Когда пребывания получателей в отделении подходит к завершению, сотрудниками отделения проводится анкетирование получателей, по оценке качества предоставленных услуг. Анкета представляет собой опросник, в котором выявляются изменения в самочувствии и настроении; насколько комфортные условия пребывания; смогли ли сотрудники найти контакт и оказать моральную поддержку; появились ли друзья; насколько интересно было пребывание; какие мероприятия понравились, а какие — нет; общее впечатление об отделении.
Все результаты анкетирования на каждого получателя заносятся в таблицу «Результаты индивидуального анкетирования», из которой можно проследить улучшилось (или нет) качество жизни получателя, его эмоциональное состояние. Сотрудники отделения анализируют данные этой таблицы и составляют сводную таблицу по каждой смене. В ней отражается обобщенный результат работы отделения, предложения получателей для улучшения качества предоставления социальных услуг, а также средний возраст обслуженных граждан пожилого возраста и наличие у них инвалидности.
Получатели, которые обслуживаются в отделении в течение двух смен, заполняют историю в первый день предоставления услуг и в последний день каждой смены анкету, по оценке качества предоставленных услуг. В 2022 году были проанализированы результаты анкетирования, занесенные в сводную таблицу по оценке качества, за четыре смены пребывания получателей (результаты 102 анкет). Было выявлено:
- Пребывание в отделении хорошо влияет на физическое состояние у 86 % получателей, частично — у 14 %; не влияет — у 2 %.
- Пребывание в отделении улучшает настроение у 89 % получателей, частично — у 10 %, не улучшает — у 1 %.
- Оценка условий для комфортного отдыха и проведения досуга:
– как хорошие условия оценили 74 % получателей;
– удовлетворительные — 26 %;
– как плохие — 0 %.
- Сотрудникам удалось оказать моральную поддержку, найти контакт с гражданами пожилого возраста, услышать и понять их проблемы — 85 % получателей; частично — 13 %; не оказали поддержку и не нашли контакт 1 %.
- Находясь в отделении:
– 85 % получателей нашли поддержку и понимание среди пенсионеров, получающие услуги в отделении;
– у 95 % получателей появились друзья.
- В отделении получатели:
– узнали много нового — 69 %;
– ничего не узнали — 4 %.
- Посещая отделение, досуг становится более разностороннее и интереснее у 80 % получателей; находят применение своим способностям — 59 %. Самое запоминающее мероприятие — это экскурсии.
- При посещении отделения настроение получателей улучшается, у них расширяется круг общения.
- Работу отделения оценивают, как отличную — 33 % получателей; как хорошую — 51 %; удовлетворительную — 17 %. Порекомендовали бы другим гражданам посетить наше отделение — 84 % получателей.
- Средний возраст получателей — 73 года, в основном это люди в возрасте 70–79 лет, больше половины имеют инвалидность (57 %).
Так как сотрудники проводят анализ анкет по оценке качества после каждой смены, то есть возможность при необходимости скорректировать работу с конкретным получателем для улучшения его эмоционального и физического состояний.
Таким образом, внедрение диагностик и анкетирования получателей в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов позволяет проанализировать социальную ситуацию каждого получателя, а также решить вопрос о характере и содержании социально-педагогической помощи. Анкетирование помогает увидеть, как граждане оценивают предоставления условий для их пребывания, работу сотрудников, изменения настроений граждан при посещении отделения, работу отделения в целом, предложения и замечания.
Литература:
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53349–2020 Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды. Введен с 11 августа 2020 г. М., 2020. 9 с.
- Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге: постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1283 [принято 29 декабря 2014 года]: (с изменениями на 17 января 2020 года). — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
- Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека. // Психология счастливой жизни: сайт. URL: https://psycabi.net/testy/506-test-indeks-zhiznennoj-udovletvorennosti-izhu-adaptatsiya-n-v-paninoj-oprosnik-obshchego-psikhologicheskogo-sostoyaniya-cheloveka / (дата обращения: 19.07.2021).
- Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 340 с.