Социальная реабилитация на примере отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 01.09.2022

Статья просмотрена: 2878 раз

Библиографическое описание:

Котикова, Г. С. Социальная реабилитация на примере отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов / Г. С. Котикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94672/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье изложен опыт работы отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Представлен материал о программах, реализованных в отделении дневного пребывания, обобщен опыт работы по организации социальной реабилитации граждан старшего поколения и сохранению их позитивного долголетия.

Ключевые слова: социальная реабилитация, индивидуальная программа предоставления социальных услуг, диагностика, анкетирование, индивидуальный план.

Одной из актуальных проблем при предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в настоящее время является социальная реабилитация. Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способностей человека жить в социальной среде [4].

В Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Калининского района Санкт-Петербурга» (далее — КЦСОН Калининского района) работает отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее — отделение). Отделение функционирует в полустационарной форме социального обслуживания с периодом пребывания свыше четырех часов. Отделение рассчитано на пребывание 25 человек в смену, в календарном году таких смен — 10. За период двух смен получателю предоставляются все услуги, предусмотренные Индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

Социальное обслуживание получателей социальных услуг (далее — получателей) в отделении «направлено на улучшение условий их жизнедеятельности и расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [2]. Целью социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов является сохранение и восстановление их функционирования, а также улучшение их качества жизни и эмоционального благополучия.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге» необходимо проведение диагностик и анкетирования получателей для предоставления им социально-педагогических услуг. В этой связи в отделении была составлена анкета «Социальная история получателя» (далее — история). Далее мы рассмотрим путь получателя социальных услуг, который обратился на отделение в КЦСОН Калининского района (схема № 1).

История состоит из нескольких блоков вопросов:

– Первый блок — это общие данные о человеке (фамилия, имя, отчество (ФИО); дата рождения; группа инвалидности; образование, наличие родственников; круг общения; условия проживания).

– Второй блок — это опросник, диагностирующий индекс жизненной удовлетворенности и отражающий общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта.

– Третий блок — это опросник, позволяющий определить интересы и умения человека, причины обращения в отделение. За основу при разработке социальной истории получателя был использован тест «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный группой американских ученых, которые занимались социально-психологическими проблемами геронтопсихологии, впервые опубликованный в 1961 году. В нашей стране эта методика была переведена и адаптирована в 1993 году Н. В Паниной [3].

Социальная история получателя социальных услуг на отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

Рис. 1. Социальная история получателя социальных услуг на отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

После анкетирования получателей социальных услуг (далее — получатели), сотрудники отделения проводят анализ анкет и составляют индивидуальные социально-педагогические планы (далее индивидуальные планы), с которыми знакомят получателей и далее оказывают социальные услуги согласно планам.

В индивидуальные планы входят такие мероприятия как: организация и проведение лекций по социальной адаптации, а также занятия на основе художественного творчества; организация и проведение занятий «Ходьба — шаг к здоровью»; проведение мастер-классов, конкурсов, викторин, настольных игр; организация и проведение литературно-музыкальных мероприятий; пешеходные экскурсии и др.

Сотрудниками отделения совместно с заведующим были разработаны:

– программа «Школа безопасности для пожилых людей», целью которой является повышение уровня безопасности повседневной жизни, формирования у граждан пожилого возраста ответственного отношения к личной безопасности в аспекте защиты себя и своего окружения, что ведет к повышению их качества жизни и социальной адаптации в современном мире. В программе рассматриваются следующие вопросы: противопожарная и антитеррористическая безопасность, безопасность в быту и в повседневной жизни;

– познавательная программа «Прогулки по Санкт-Петербургу», которая направлена на сохранение и поддержание памяти и мышления; развитие чувства гармонии окружающего мира, творческих способностей; расширение коммуникативных навыков, умение работать в группе; обогащение активного словаря. Направления программы: экскурсионное посещение музеев и памятников; интеллектуальные игры и тематические викторины; просмотр видеофильмов.

– программа по декоративно-прикладному творчеству «Волшебная шкатулка», направленная на вовлечение в различные виды художественного и прикладного творчества граждан старшего поколения, на их самореализацию и самоутверждение, развитие творческой инициативы, на развитие и поддержание мелкой моторики рук для сохранения и повышения когнитивных процессов;

– оздоровительная программа «В здоровом теле здоровый дух». Задачами программы являются: информирование получателей о необходимости в лечебно-оздоровительных занятиях, как части физической реабилитации, а также привлечение граждан старшего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями. Физическая реабилитация граждан пожилого возраста — одно из основных направлений социальной реабилитации.

Работа специалистов с получателями направлена на:

– реактивизацию — переориентация с пассивного жизненного уклада на активный образ жизни;

– ресоциализацию — возобновление или укрепление социальных связей;

– реинтеграцию — возвращение в общество;

– снятие остроты ощущения собственной социальной малозмачимости, осуществление возможной адаптации к новым условиям проживания [1].

Когда пребывания получателей в отделении подходит к завершению, сотрудниками отделения проводится анкетирование получателей, по оценке качества предоставленных услуг. Анкета представляет собой опросник, в котором выявляются изменения в самочувствии и настроении; насколько комфортные условия пребывания; смогли ли сотрудники найти контакт и оказать моральную поддержку; появились ли друзья; насколько интересно было пребывание; какие мероприятия понравились, а какие — нет; общее впечатление об отделении.

Все результаты анкетирования на каждого получателя заносятся в таблицу «Результаты индивидуального анкетирования», из которой можно проследить улучшилось (или нет) качество жизни получателя, его эмоциональное состояние. Сотрудники отделения анализируют данные этой таблицы и составляют сводную таблицу по каждой смене. В ней отражается обобщенный результат работы отделения, предложения получателей для улучшения качества предоставления социальных услуг, а также средний возраст обслуженных граждан пожилого возраста и наличие у них инвалидности.

Получатели, которые обслуживаются в отделении в течение двух смен, заполняют историю в первый день предоставления услуг и в последний день каждой смены анкету, по оценке качества предоставленных услуг. В 2022 году были проанализированы результаты анкетирования, занесенные в сводную таблицу по оценке качества, за четыре смены пребывания получателей (результаты 102 анкет). Было выявлено:

  1. Пребывание в отделении хорошо влияет на физическое состояние у 86 % получателей, частично — у 14 %; не влияет — у 2 %.
  2. Пребывание в отделении улучшает настроение у 89 % получателей, частично — у 10 %, не улучшает — у 1 %.
  3. Оценка условий для комфортного отдыха и проведения досуга:

– как хорошие условия оценили 74 % получателей;

– удовлетворительные — 26 %;

– как плохие — 0 %.

  1. Сотрудникам удалось оказать моральную поддержку, найти контакт с гражданами пожилого возраста, услышать и понять их проблемы — 85 % получателей; частично — 13 %; не оказали поддержку и не нашли контакт 1 %.
  2. Находясь в отделении:

– 85 % получателей нашли поддержку и понимание среди пенсионеров, получающие услуги в отделении;

– у 95 % получателей появились друзья.

  1. В отделении получатели:

– узнали много нового — 69 %;

– ничего не узнали — 4 %.

  1. Посещая отделение, досуг становится более разностороннее и интереснее у 80 % получателей; находят применение своим способностям — 59 %. Самое запоминающее мероприятие — это экскурсии.
  2. При посещении отделения настроение получателей улучшается, у них расширяется круг общения.
  3. Работу отделения оценивают, как отличную — 33 % получателей; как хорошую — 51 %; удовлетворительную — 17 %. Порекомендовали бы другим гражданам посетить наше отделение — 84 % получателей.
  4. Средний возраст получателей — 73 года, в основном это люди в возрасте 70–79 лет, больше половины имеют инвалидность (57 %).

Так как сотрудники проводят анализ анкет по оценке качества после каждой смены, то есть возможность при необходимости скорректировать работу с конкретным получателем для улучшения его эмоционального и физического состояний.

Таким образом, внедрение диагностик и анкетирования получателей в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов позволяет проанализировать социальную ситуацию каждого получателя, а также решить вопрос о характере и содержании социально-педагогической помощи. Анкетирование помогает увидеть, как граждане оценивают предоставления условий для их пребывания, работу сотрудников, изменения настроений граждан при посещении отделения, работу отделения в целом, предложения и замечания.

Литература:

  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53349–2020 Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды. Введен с 11 августа 2020 г. М., 2020. 9 с.
  2. Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге: постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1283 [принято 29 декабря 2014 года]: (с изменениями на 17 января 2020 года). — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека. // Психология счастливой жизни: сайт. URL: https://psycabi.net/testy/506-test-indeks-zhiznennoj-udovletvorennosti-izhu-adaptatsiya-n-v-paninoj-oprosnik-obshchego-psikhologicheskogo-sostoyaniya-cheloveka / (дата обращения: 19.07.2021).
  4. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 340 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой возраст, отделение, получатель, услуга, анкетирование получателей, дневное пребывание граждан, оценка качества, сотрудник отделения, социальная реабилитация, старшее поколение.


Ключевые слова

анкетирование, диагностика, социальная реабилитация, индивидуальная программа предоставления социальных услуг, индивидуальный план

Похожие статьи

Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Страна мастеров»

В статье автор раскрыты особенности профориентации детей старшего дошкольного возраста, обозначена актуальность темы исследования. В рамках реализации проекта приведены примеры занятий с целью ознакомления детей с разными профессиями.

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Социальный туризм как часть комплекса программ для пожилых в рамках Национального проекта «Демография» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга

В статье исследуется социальный туризм как форма поддержки активного и творческого долголетия и качества жизни пожилых граждан, а также рассматривается опыт успешной реализации программы по развитию социального туризма для граждан старшего возраста н...

Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования

В данной статье рассматривается нормативно-правовая база в области охраны здоровья педагогов дополнительного образования. Представлена анкета-опросник для педагогов дополнительного образования, на основе которой будет разработана программа мероприяти...

Особенности трудового процесса врачей общей практики семейных поликлиник г. Ташкента

Основными направлениями оздоровительных мероприятий по оптимизации условий труда врачей общей практики в семейных поликлиниках является комплекс профилактических мероприятий, внедрение которых позволит снизить нервно-эмоциональное напряжение и улучши...

Похожие статьи

Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Страна мастеров»

В статье автор раскрыты особенности профориентации детей старшего дошкольного возраста, обозначена актуальность темы исследования. В рамках реализации проекта приведены примеры занятий с целью ознакомления детей с разными профессиями.

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Социальный туризм как часть комплекса программ для пожилых в рамках Национального проекта «Демография» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга

В статье исследуется социальный туризм как форма поддержки активного и творческого долголетия и качества жизни пожилых граждан, а также рассматривается опыт успешной реализации программы по развитию социального туризма для граждан старшего возраста н...

Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования

В данной статье рассматривается нормативно-правовая база в области охраны здоровья педагогов дополнительного образования. Представлена анкета-опросник для педагогов дополнительного образования, на основе которой будет разработана программа мероприяти...

Особенности трудового процесса врачей общей практики семейных поликлиник г. Ташкента

Основными направлениями оздоровительных мероприятий по оптимизации условий труда врачей общей практики в семейных поликлиниках является комплекс профилактических мероприятий, внедрение которых позволит снизить нервно-эмоциональное напряжение и улучши...

Задать вопрос