Творчество социального работника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Липина, А. А. Творчество социального работника / А. А. Липина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83579/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается один из способов успешной социализации и адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества на занятиях в творческой мастерской «Солнце вокруг» на базе КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческий потенциал, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из главных задач Хабаровского технологического колледжа является социальная адаптация и интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в учебный коллектив колледжа. Если для обычного студента социальная адаптация в новом учебном коллективе представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» студенту погружение в общество — это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создает для этого педагогический коллектив.

Перед педагогическим коллективом стоят очень ответственные задачи: с одной стороны — создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в новый учебный коллектив; а с другой — стимулировать желание «особых» детей находится в этом коллективе и сформировать доверие к нему.

Всем студентам с ОВЗ необходимы такие вещи, как: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через творческие занятия, так как это замечательная возможность для развития их творческого потенциала и социального общения. Занятия творчеством дают таким студентам возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Полученные знания и умения на занятиях творчеством могут в дальнейшей жизни таких студентов быть не только досугом, но и помочь в усвоении профессиональных знаний по специальности.

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью [1].

Что мы понимаем под словом, «социализация», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. А адаптация — это ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям, именно через развитие творческих, способностей. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Студенты с особенностями развития, особенно те ребята, которые обучались в интернатах, имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении преподавателя или мастера производственного обучения. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного студента. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения профессиональных навыков сильно ограничены. Трудности в интеграции к новому учебному коллективу, в усвоении новых знаний и навыков по получаемой профессии приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто «новая» жизнь в профессиональном учебном заведении для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием для интеграции в учебный коллектив.

Социальная адаптация и интеграция в новый учебный коллектив студентов с ОВЗ с помощью технологий развития творческого потенциала понимается как процесс вовлечения и приобщения обучающегося к сфере образного восприятия и понимания окружающих его людей.

В КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж» данное направление — адаптация студентов с ОВЗ — реализует творческая мастерская «Солнце вокруг». В мастерской проводятся творческие занятия как руководителем, так и студентами, обучающимися по профессии «Социальная работа». При проведении творческих занятий студентами адаптация и интеграция студентов с ОВЗ проходит наиболее успешно. Так как при проведении таких занятий студент с ОВЗ чувствует себя таким же как и все, что подтверждает одно из правил: «студент с ОВЗ ничем не отличается от здорового студента» Для студента с ограниченными возможностями очень важно его принятие обществом: сверстниками, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем.

При проведении творческих занятий в мастерской со студентами с ОВЗ было проведено исследование, как развитие творческих способностей влияют на уровень успешности «особенных» студентов и их интеграция в новый учебный коллектив.

На начальном этапе исследования (диагностический) с помощью разработанной анкетой творческой группой студентов и методики Г. Дэвиса определили уровень творческих способностей студентов с ОВЗ и их предпочтения в творчестве. Далее на основании полученных результатов совместно с преподавателем разработали программу творческой мастерской. В программе присутствуют такие направления как, декоративно-прикладное искусство, рисование, лепка, коллажирование. Также было уделено внимание и формированию коммуникативных навыков через проведение тренингов. Так как большинство ответов (58 % и 32 %) отдали предпочтение декоративно-прикладному искусству и рисованию, в программе упор сделан именно на данные направления.

После первичной диагностики была разработана и апробирована программа творческой мастерской. Программа направлена на повышение творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, эффекта социальной адаптации и интеграции в учебный коллектив студентов с инвалидностью и ОВЗ через занятия в творческой мастерской, созданной в КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж».

К основным мероприятиям программы творческой мастерской «Солнце вокруг» относятся: проведение творческих занятий по развитию когнитивных способностей студентов с ОВЗ и инвалидностью; проведение мастер-классов участниками мастерской для детей-инвалидов и с ОВЗ; творческие фестивали, конкурсы и выставки; уроки добра и творчества; викторины; настольные игры; проведение творческих, профилактических занятий по улучшению социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, проживающих в общежитии.

После проведенных занятий в мастерской для развития творческого потенциала у обучающихся с ОВЗ было проведено повторное диагностическое исследование с целью определения эффективности данных занятий. Результаты первичной диагностики мы сравнили с результатами, полученными при вторичной диагностики. Результаты показали, что участники мастерской получили высокие результаты на 13 % больше чем при первичной диагностики. Также хочется отметить, что низкий уровень развития творческих способностей снизился на 4 %.

При оценке эффективности программы, направленной на развитие творческого потенциала обучающихся, а также проведенного интервьюирования среди участников с ОВЗ, преподавателей, воспитателей общежития, мы получили следующие результаты:

 обучающиеся — участники мастерской стали более любознательны. Как отметили ребята «мы теперь стали интереснее»;

 воображение студентов с ОВЗ улучшилось, то есть, если раньше им было трудно придумать какую-либо композицию, украсить ее (у данной категории обучающихся была проблема с украшением объекта творчества), то после занятий студенты могли предложить несколько вариантов украшения объекта, решения задачи;

 ребята перестали боятся высказывать свою точку зрения, снизилась тревожность;

 повысился интерес к обучению.

Таким образом, мы, будущие социальные работники, педагоги не имеем возможность помочь студентам с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему — расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе.

Занимаясь творчеством, студенты с ОВЗ знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в выбранной профессии и в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Кононова Л. И. Творческий потенциал человека как объект социальной работы. — М.: Союз, 2002. — 260 с.
  2. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. — Казань, Центр инновационных технологий: 2015. — 180 с.
  3. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / под редакцией Е.И Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: «Дашков и КО», 2018. — 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный коллектив, социальная адаптация, студент, творческий потенциал, занятие, мастерская, ограниченная возможность здоровья, первичная диагностика, творчество, Хабаровский технологический колледж.


Похожие статьи

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

О качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: проблемы, трудности, практический опыт (на примере отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга

Развитие творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра

Сегодня обществу нужны инициативные, творческие люди, способные оригинально мыслить и находить выходы из нестандартных ситуаций. Актуализация творческих способностей младших школьников может повысить качество любых общественных реформ, выступая при э...

Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе

В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств (патриотизма и гордости) будущих специалистов в сфере связи

В статье авторы рассматривают кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств будущих специалистов в сфере связи. Приводятся результаты деятельности киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК.

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Похожие статьи

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

О качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: проблемы, трудности, практический опыт (на примере отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга

Развитие творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра

Сегодня обществу нужны инициативные, творческие люди, способные оригинально мыслить и находить выходы из нестандартных ситуаций. Актуализация творческих способностей младших школьников может повысить качество любых общественных реформ, выступая при э...

Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе

В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через те...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств (патриотизма и гордости) будущих специалистов в сфере связи

В статье авторы рассматривают кинематограф как средство воспитания профессиональных качеств будущих специалистов в сфере связи. Приводятся результаты деятельности киноклуба «Студенческий экран» ФГБОУ ВО ХИИК.

Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах

В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Задать вопрос