Отечественный опыт реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью как инновационной технологии социальной работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 27.06.2020

Статья просмотрена: 917 раз

Библиографическое описание:

Саркисян, А. А. Отечественный опыт реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью как инновационной технологии социальной работы / А. А. Саркисян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72134/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье автор рассматривает отечественный опыт реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью.

Ключевые слова: сопровождаемое проживание, социальная работа, люди с инвалидностью.

Жизнеустройство людей с ментальными и физическими нарушениями функционирования организма и включение их в жизнь общества является одной из приоритетных социальных задач государства. Это наиболее уязвимая группа, которая нуждается в периодическом или постоянном социальном обслуживании. Как правило, при отсутствии альтернативной формы социального обслуживания, люди с инвалидностью переводятся в специализированные учреждения: детские дома-интернаты и взрослые психоневрологические интернаты.

Проживание человека в закрытых учреждениях, даже будучи недееспособным, нарушает его права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, лишает возможности организации собственного быта и полноценного участия в жизни общества [1]. Несоответствие отечественной практики международным принципам и тенденциям социального обслуживания инвалидов, сформировало естественный запрос как общества, так и представителей государственной власти на реформирование системы интернатных учреждений и поиск альтернативных инновационных стационарозамещающих технологий, одной из которых является сопровождаемое проживание, успешно реализуемое в большинстве развитых зарубежных стран [2].

В России сопровождаемое проживание развивается фрагментарно, в отдельных городах и субъектах РФ. В первую очередь, запускаются пилотные проекты и учебно-тренировочные площадки для оценки и подготовки людей с инвалидностью к сопровождаемому проживанию. Успешный опыт реализации данной технологии имеется уже более, чем в 20 регионах РФ [3].

Так, в Пензенской области сопровождаемое проживание от автономной НКО «Квартал Луи» организуется в полноценных жилых дома, оборудованных специально для людей с инвалидностью. Пилотный проект направлен на успешную адаптацию молодых людей с инвалидностью в социокультурную жизнь об9щества и развития у них навыков самостоятельного обслуживания для снижения уровня зависимости от специализированной помощи. В реализацию проекта включены два дома и коттеджный поселок, который постепенно отстраивается и принимает новых жильцов. Изначально проект был рассчитан на выпускников детских домов-интернатов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, однако сейчас он принимает людей с разными диагнозами и психофизическими нарушениями.

«Дом на березовском» — первый дом проекта сопровождаемого проживания от «Квартал Луи», который рассчитан на обслуживание 5 инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дом оборудован всем необходимым для инвалидов на колясках. Площадка постоянно совершенствуется и преображается в соответствии с потребностями и интересами, населяющих её людей. Участие специалистов в жизни молодых людей минимально. Жильцы живут практически без посторонней помощи, а все возникающие трудности или вопросы решают самостоятельно или общими усилиями.

«Дом Вероники» — следующий этап развития проекта, представляющий из себя пансион для молодых людей с инвалидностью, испытывающих затруднения в самообслуживании и требующих постоянного сопровождения. Численность проживающих людей с инвалидностью в пансионе составляет 13 человек. Дом оборудован регулирующимися раковинами, широкими дверными проемами, специальным подъемником, чтобы попасть на второй этаж и т. д. Молодые люди развивают навыки для самостоятельной жизни и открывают для себя новые возможности самореализации. Сопровождаемое проживание проходит под круглосуточной помощью и присмотром специалистов.

«Новые берега» — это инклюзивная площадка с площадью более 7 тыс. кв. м., инфраструктура которой проектировалась специально под потребности людей с инвалидностью. Проект включает: образовательный центр, магазин, оздоровительный комплекс, мастерские, производственные площадки, кафе, кинотеатр и многое другое. Пока в эксплуатацию введены 2 из 7 жилых дома, которые в 2019 году были заселены 30 людьми с ментальными и физическими нарушениями. Основная работа проекта направлена на решение социально значимых проблем и посвящена творчеству, образованию, просветительской деятельности, социальному предпринимательству и другим сферам [4].

В Ханты-Мансийском АО региональная общественная организация «Дети Дождя» успешно реализует сопровождаемое проживание для молодых и взрослых людей с расстройством аутистического спектра [5]. Акцент, в первую очередь, направлен на социализацию и реабилитацию людей с инвалидностью с целью компенсации утраченных способностей и навыков для успешной их социальной адаптации. В проекте помощь получили более 140 человек. Особенностью проекта является, в том числе, организация сопровождаемого проживания в летнем лагере.

Республика Бурятия успешный пример внедрения сопровождаемого проживания общинного типа. Деревня «Отрадный сад» была создана как альтернатива психоневрологическим интернатам. Проект направлен социальную адаптацию инвалидов и развитие навыков самостоятельной жизни, в том числе, через совместную работу в творческих мастерских. По мнению организаторов проекта, благоприятные условия проживания и окружающая среда, положительно сказываются на психоэмоциональном состоянии инвалидов, а совместная творческая работа развивает коммуникативные навыки и мотивирует к дальнейшему личностному развитию. В 2016 году «Отрадный сад» вошел в реестр поставщиков социальных услуг Министерства социальной защиты населения республики Бурятия [56.

В Ленинградской области сопровождаемое проживание организовано общественной организацией «Перспективы» в жилом доме при местном храме в деревне Раздолье [7]. Помимо обучения социально-бытовой деятельности и развитием навыков для самостоятельной жизни, люди с инвалидностью помогают в уборке храма, подготовке его к традиционным церковным праздникам, участвуют в организации огорода и посадке цветов. Молодые люди привыкают к трудовой и бытовой деятельности, развивают социально-коммуникативные навыки взаимодействиями с жителями деревни, учатся самостоятельно принимать решения. Организация сопровождаемого проживания проходит под постоянным вниманием социальных работников и волонтеров.

В Московской области фондом поддержки слепоглухих «Соединение» в 2018 году были запущены две тренировочные квартиры сопровождаемого проживания, оборудованные с учетом потребностей людей с инвалидностью с одновременным нарушением слуха и зрения [8]. Квартиры рассчитаны на проживание 5–6 человек. Проект направлен на подготовку людей с инвалидностью к самостоятельной жизни и снижения уровня зависимости от помощи социальных работников. В тренировочных квартирах подопечные учатся основам приготовления пищи, уборке помещения, стирки белья и другим бытовым навыкам. Реализация проекта проходит при круглосуточном контроле квалифицированных специалистов.

Таким образом, сопровождаемое проживание — это инновационная технология социальной работы, которая позволяет людям с инвалидностью не только получать социальное обслуживание в благоприятных условиях, но и развивать навыки бытового обслуживания и социального-коммуникативного взаимодействия, необходимые для самостоятельного проживания. Отечественный опыт реализации данной технологии показал, что ограничений по виду и степени психических и физических нарушений у нее нет. Каждому можно найти подход и создать условия проживания, которые благоприятно будут способствовать эффективной реабилитации и абилитации людей с инвалидностью.

Литература:

  1. Альдашева, А. Б. Сопровождаемое проживание лиц с инвалидностью в российской федерации: возможности социальной интеграции / А. Б. Альдашева, Т. В. Сиротина. — Текст: непосредственный // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. — 2017. — № 5–2. — С. 14–18.
  2. Общественный совет при Минтруде России обсудил вопросы сопровождаемого проживания и реформирования системы психоневрологических интернатов. — Текст: электронный // Минтруд России: [сайт]. — URL: https://mintrud.gov.ru/social/social/1205 (дата обращения: 15.06.2020).
  3. Кожушко, Л. А. Сопровождаемое проживание: опыт, проблемы, перспективы развития / Л. А. Кожушко, О. Н. Владимирова. — Текст: непосредственный // Сборник статей II Международной научной конференции. — Санкт-Петербург: OOO «ЦИАЦАН», 2019. — С. 49–54.
  4. Площадки для проживания. — Текст: электронный // Квартал Луи: [сайт]. — URL: https://kvartal-lui.ru/ (дата обращения: 15.06.2020).
  5. В Сургуте открылся центр сопровождаемого проживания для «детей дождя». — Текст: электронный // Югра: [сайт]. — URL: https://ugra-news.ru/article/v_surgute_otkrylsya_tsentr_soprovozhdaemogo_prozhivaniya_dlya_detey_dozhdya/ (дата обращения: 10.06.2020).
  6. Отрадный сад: «Мы просто живем». — Текст: электронный // АСИ: [сайт]. — URL: https://www.asi.org.ru/article/2019/08/30/otradnyj-sad-my-prosto-zhivem-i-hotim-zhit-kak-vse/ (дата обращения: 10.06.2020).
  7. Проект «Сопровождаемое проживание». — Текст: электронный // Перспективы: [сайт]. — URL: https://perspektivy.ru/projects/razdol/dom/ (дата обращения: 12.06.2020).
  8. Сопровождаемое проживание. — Текст: электронный // Соединение: [сайт]. — URL: https://so-edinenie.org/slepogluhimpredstavitelyam/socialnaya-podderzhka/soprovozhdaemoe-prozhivanie (дата обращения: 12.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): сопровождаемое проживание, инвалидность, самостоятельная жизнь, социальное обслуживание, Бурятия, жизнь общества, опорно-двигательный аппарат, отечественный опыт реализации, подготовка людей, социальная работа.


Ключевые слова

социальная работа, сопровождаемое проживание, люди с инвалидностью

Похожие статьи

Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью

В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.

Реализация системы долговременного ухода как инновационной технологии социального обслуживания пожилых людей в Курской области

В данной статье рассматривается система долговременного ухода как альтернатива традиционным формам стационарного социального обслуживания, определены подходы к определению системы долговременного ухода, представлены зарубежные модели данной системы, ...

Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге

В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду

В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Роль благотворительности в создании условий для обучения слепых детей на примере Симбирской губернии XIX века

В работе рассмотрены отдельные вопросы формирования системы коррекционного образования в России, в частности, Симбирской губернии. Приведены примеры, определяющие ключевую роль в данном направлении, частных благотворителей, раскрыты некоторые вопросы...

Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория

В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность

Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи в России

В статье рассмотрена сущность и особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи, специфика работы с данной категорией населения, а также социально-педагогические компоненты сопровождения.

Похожие статьи

Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью

В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.

Реализация системы долговременного ухода как инновационной технологии социального обслуживания пожилых людей в Курской области

В данной статье рассматривается система долговременного ухода как альтернатива традиционным формам стационарного социального обслуживания, определены подходы к определению системы долговременного ухода, представлены зарубежные модели данной системы, ...

Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге

В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду

В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».

Роль благотворительности в создании условий для обучения слепых детей на примере Симбирской губернии XIX века

В работе рассмотрены отдельные вопросы формирования системы коррекционного образования в России, в частности, Симбирской губернии. Приведены примеры, определяющие ключевую роль в данном направлении, частных благотворителей, раскрыты некоторые вопросы...

Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория

В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность

Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи в России

В статье рассмотрена сущность и особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи, специфика работы с данной категорией населения, а также социально-педагогические компоненты сопровождения.

Задать вопрос