В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в период подросткового возраста.
Ключевые слова: глобальная гражданственность, непрерывное образование, непрерывный поиск и развитие, цели устойчивого развития.
Что такое педагогика? Российская педагогическая энциклопедия определяет педагогику как науку о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека. Современная трактовка с учетом принципов непрерывного образования поясняет, что педагогика — это наука о развитии жизненного опыта человека. В связи с этим определением у современных педагогов возникает несколько вопросов: что такое человек? Что такое жизненный опыт? Как включить развитие жизненного опыта в образовательный процесс?
Для начала разберемся в понятиях. Философия подходит к определению человека и его сущности многогранна, различия же начинаются еще с эпохи возрождения. В целом, все определения объединяет единое понятие: «Человек представляет собой единство биологических, психологических, социальных и духовно-культурных характеристик. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает его качественную целостность и своеобразие». Данное описание определяет образовательный процесс, как обучение социальных, культурных ценностей, воспитание психологических и биологических норм. Биологические нормы включают соответствие условий среды жизненным потребностям вида. Потребности индивида различны, тем более, от потребностей, которые пропагандировались во времена становления традиционного подхода к образованию, а именно в 19–20 веках. Как определить жизненный опыт в современных реалиях?
История философии определяет опыт, как категорию, фокусирующую целостность и универсальность педагогической деятельности как единства знания, навыка, чувства и воли, это единство чувственно-эмпирической деятельности (наблюдение, описание, поиск), то есть самостоятельная поисковая деятельность. Следуя логике определений, мы можем заключить основные требования современной педагогики: процесс непрерывного развития социальных и культурных ценностей, воспитание потребностей индивида в форме самостоятельной деятельности. Современный педагог вводит учеников в такой вид деятельности, который требует непрерывного процесса мышления, анализа (расчленение), синтеза (соединения) и рефлексии (самопознания, самонаблюдения и размышления). Насколько школьные модели преподавания соответствуют современным требованиям к развитию человека, как личности и индивидуальности?
Сегодня мы хотим поговорить о модели обучения учеников в период подростковой деятельности. Почему именно подростки? С точки зрения социологии, подростковая деятельности считается одной из самых активных не только в психологии, но и в социальной сфере. Современные подростки активно участвуют в митингах, агрессивно выражают свою точку зрения в социальных сетях, распространяют кибербуллинг, участвуют в переворотах и военных действиях. Общеизвестно стремление подростков к социализации в обществе, стремлению установления «собственного Я», самореализации. Пути самореализации в школе бывают труднодоступны: сухие формы оценивания по 5ти бальной шкале, устойчивые представления «двоечников» и «отличников» у учителей, однообразие постижения материала через скучные учебники, контрольные работы, которые проверяют лишь низший, репродуктивный уровень усвоения. Естественно, что подростки будут реализовывать свою «Я концепцию» через быстрые формы самореализации — интимную жизнь, силу и агрессию.
Каким образом можно выстроить урок так, чтобы подросток был вовлечен в учебную деятельность, которая выходила бы за рамки школы? Каким образом можно выстроить непрерывное развитие и рефлексию?
Ниже мы представляем авторскую модель учебной деятельности подростков, основанную на личностно-ориентированном развитии и технологии ТОГИС. Данная модель включает основные требования к построению образовательной, воспитательной деятельности: мотивацию, поиск, проблемный подход, дифференциацию, творчество и рефлексию.
Рис. 1 Образовательная модель «Непрерывный поиск и развитие», как способ планирование учебной деятельности подростков на основе личностно-ориентированного образования, автор: Сарсенова Э. А.
Мотивационный этап авторской модели включает образовательные цели, формирует личностные мотивы подростков, которые ведут к высшему уровню усвоения учебной деятельности. Включение целей устойчивого развития, принципов и ценностей глобальной гражданственности и непрерывного образования ЮНЕСКО является частью изучения культурных ценностей, социальных проблем, демонстрируя применение академических навыков во внеурочной деятельности.
Два этапа поисковой деятельности (формулирование поиска различными методами и демонстрация первичных результатов) входит в технологию деятельностно-ценностных учебных задач модели ТОГИС. Навыки поисковой деятельности ведут развитию мыслительных и критических навыков, а также определяют индивидуальное развитие подростка.
Включение «ситуаций успеха» и возможности самостоятельного планирования проектной деятельности, в качестве оценивания, дает возможность к положительному самоопределению «Я концепции», самореализации, как части развития.
Рефлексия, как заключительная и одновременно продолжающаяся стадия индивидуального и академического развития. Возможность демонстрации междисциплинарной интеграции, создания социального проекта или вопросов по расширению поиску ведет к развитию мыслительной деятельности и развитию ученика, как личности в рамках непрерывного образования.
Самостоятельный поиск и рефлексия ведут к независимому, самостоятельному поиску материала в форме групповой, коллективной и индивидуальной деятельности. Проектно-ориентированная деятельность обеспечивает образования от академического к практическому применению, формируя комплекс знаний, умений, навыков, а также развитие жизненного опыта подростка.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова — М.: «Академия», 1999. — 350 с.
- Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсомнтас — М.: «Владос», 2004. — 56 с.