Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 08.07.2018

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Сарсенова, Э. А. Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии / Э. А. Сарсенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51956/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в период подросткового возраста.

Ключевые слова: глобальная гражданственность, непрерывное образование, непрерывный поиск и развитие, цели устойчивого развития.

Что такое педагогика? Российская педагогическая энциклопедия определяет педагогику как науку о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека. Современная трактовка с учетом принципов непрерывного образования поясняет, что педагогика — это наука о развитии жизненного опыта человека. В связи с этим определением у современных педагогов возникает несколько вопросов: что такое человек? Что такое жизненный опыт? Как включить развитие жизненного опыта в образовательный процесс?

Для начала разберемся в понятиях. Философия подходит к определению человека и его сущности многогранна, различия же начинаются еще с эпохи возрождения. В целом, все определения объединяет единое понятие: «Человек представляет собой единство биологических, психологических, социальных и духовно-культурных характеристик. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает его качественную целостность и своеобразие». Данное описание определяет образовательный процесс, как обучение социальных, культурных ценностей, воспитание психологических и биологических норм. Биологические нормы включают соответствие условий среды жизненным потребностям вида. Потребности индивида различны, тем более, от потребностей, которые пропагандировались во времена становления традиционного подхода к образованию, а именно в 19–20 веках. Как определить жизненный опыт в современных реалиях?

История философии определяет опыт, как категорию, фокусирующую целостность и универсальность педагогической деятельности как единства знания, навыка, чувства и воли, это единство чувственно-эмпирической деятельности (наблюдение, описание, поиск), то есть самостоятельная поисковая деятельность. Следуя логике определений, мы можем заключить основные требования современной педагогики: процесс непрерывного развития социальных и культурных ценностей, воспитание потребностей индивида в форме самостоятельной деятельности. Современный педагог вводит учеников в такой вид деятельности, который требует непрерывного процесса мышления, анализа (расчленение), синтеза (соединения) и рефлексии (самопознания, самонаблюдения и размышления). Насколько школьные модели преподавания соответствуют современным требованиям к развитию человека, как личности и индивидуальности?

Сегодня мы хотим поговорить о модели обучения учеников в период подростковой деятельности. Почему именно подростки? С точки зрения социологии, подростковая деятельности считается одной из самых активных не только в психологии, но и в социальной сфере. Современные подростки активно участвуют в митингах, агрессивно выражают свою точку зрения в социальных сетях, распространяют кибербуллинг, участвуют в переворотах и военных действиях. Общеизвестно стремление подростков к социализации в обществе, стремлению установления «собственного Я», самореализации. Пути самореализации в школе бывают труднодоступны: сухие формы оценивания по 5ти бальной шкале, устойчивые представления «двоечников» и «отличников» у учителей, однообразие постижения материала через скучные учебники, контрольные работы, которые проверяют лишь низший, репродуктивный уровень усвоения. Естественно, что подростки будут реализовывать свою «Я концепцию» через быстрые формы самореализации — интимную жизнь, силу и агрессию.

Каким образом можно выстроить урок так, чтобы подросток был вовлечен в учебную деятельность, которая выходила бы за рамки школы? Каким образом можно выстроить непрерывное развитие и рефлексию?

Ниже мы представляем авторскую модель учебной деятельности подростков, основанную на личностно-ориентированном развитии и технологии ТОГИС. Данная модель включает основные требования к построению образовательной, воспитательной деятельности: мотивацию, поиск, проблемный подход, дифференциацию, творчество и рефлексию.

Рис. 1 Образовательная модель «Непрерывный поиск и развитие», как способ планирование учебной деятельности подростков на основе личностно-ориентированного образования, автор: Сарсенова Э. А.

Мотивационный этап авторской модели включает образовательные цели, формирует личностные мотивы подростков, которые ведут к высшему уровню усвоения учебной деятельности. Включение целей устойчивого развития, принципов и ценностей глобальной гражданственности и непрерывного образования ЮНЕСКО является частью изучения культурных ценностей, социальных проблем, демонстрируя применение академических навыков во внеурочной деятельности.

Два этапа поисковой деятельности (формулирование поиска различными методами и демонстрация первичных результатов) входит в технологию деятельностно-ценностных учебных задач модели ТОГИС. Навыки поисковой деятельности ведут развитию мыслительных и критических навыков, а также определяют индивидуальное развитие подростка.

Включение «ситуаций успеха» и возможности самостоятельного планирования проектной деятельности, в качестве оценивания, дает возможность к положительному самоопределению «Я концепции», самореализации, как части развития.

Рефлексия, как заключительная и одновременно продолжающаяся стадия индивидуального и академического развития. Возможность демонстрации междисциплинарной интеграции, создания социального проекта или вопросов по расширению поиску ведет к развитию мыслительной деятельности и развитию ученика, как личности в рамках непрерывного образования.

Самостоятельный поиск и рефлексия ведут к независимому, самостоятельному поиску материала в форме групповой, коллективной и индивидуальной деятельности. Проектно-ориентированная деятельность обеспечивает образования от академического к практическому применению, формируя комплекс знаний, умений, навыков, а также развитие жизненного опыта подростка.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова — М.: «Академия», 1999. — 350 с.
  2. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсомнтас — М.: «Владос», 2004. — 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жизненный опыт, учебная деятельность, непрерывное образование, образовательный процесс, учебная деятельность подростков, устойчивое развитие, современная педагогика, рефлексия, развитие, поисковая деятельность, подростковая деятельность, авторская модель, Непрерывный поиск, непрерывное развитие, навык, какой образ, глобальная гражданственность.


Ключевые слова

непрерывное образование, глобальная гражданственность, непрерывный поиск и развитие, цели устойчивого развития

Похожие статьи

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

В статье затрагивается проблема обучения одаренных детей в обычном детском коллективе. Выдвигается ряд положений о том, что эффективное обучение одаренных детей возможно посредством ускорения процесса обучения, разработок специализированных программ ...

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

Проблема исследования раннего развития детей

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны уси...

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Похожие статьи

К вопросу о создании модели выпускника начальной школы как субъекта возрождения духовности и национального самосознания

В статье анализируется проводимая в современной начальной школе работа по духовно-нравственному воспитанию, сопоставляется уровень ожиданий педагогов младших классов с результатами практической воспитательной деятельности. Также описываются предполаг...

Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе

Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что п...

Социально-педагогическая работа по формированию ценностных ориентаций у младших подростков

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций у младших подростков, дано определение ценностных ориентаций, описаны особенности младшего подросткового возраста. В работе рассматриваются основные факторы, влияющие на стано...

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

В статье затрагивается проблема обучения одаренных детей в обычном детском коллективе. Выдвигается ряд положений о том, что эффективное обучение одаренных детей возможно посредством ускорения процесса обучения, разработок специализированных программ ...

Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошко...

Проблема исследования раннего развития детей

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны уси...

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...

Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников

В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, из...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Задать вопрос