В статье представлены экспериментальные данные по формированию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии. Статья предназначена для специалистов в области психологии, педагогики, теологии, учителей, студентов.
Нами был проведен эксперимент по формированию смысложизненных ориентаций у учащихся православной гимназии, в который было включено 20 учащихся, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах (5 девочек и 5 мальчиков). Возраст испытуемых составил 16–17 лет.
После проведения методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), полученные результаты показывают, что в экспериментальной группе 90 % учащихся ориентируются на инструментальные ценности (100 %: 10 чел. х 9 чел.= 90 %) и только 10 % (100 %: 10 чел. х 1 чел. = 10 %) учащихся ориентируются на терминальные ценности.
В контрольной группе полученные результаты показывают, что 70 % учащихся ориентируются на инструментальные ценности (100 %: 10 чел. х 7 чел. = 70 %) и только 30 % (100 %: 10 чел. х 3 чел. = 30 %) учащихся ориентируются на терминальные ценности. Данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования ценностных ориентаций учащихся с использованием методики М. Рокича в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе экспериментальной работы
Таким образом, как в контрольной, так и в экспериментальной группах большинство учащихся ориентированы на инструментальные ценности, т. е. на ценности — средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально–этической сферы учащихся.
После проведения методики «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева в экспериментальной и контрольной группах мы получили следующие результаты, которые представлены на рис. 2, 3. [4, с.16]
Рис. 2. Уровни сформированности СЖО у учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
Рис. 3. Уровни сформированности СЖО у учащихся контрольной группы на констатирующем этапе исследования
Диагностика подтвердила предположение о том, что работа по формированию СЖО в православной гимназии организована недостаточно эффективно и, как следствие, нами был разработан и апробирован авторский комплекс занятий, направленных на развитие СЖО.
После проведения экспериментальной работы мы получили следующие результаты: увеличилось количество учащихся (50 %), ориентированных на терминальные ценности, что свидетельствует о повышении уровня развития морально–этической сферы учащихся.
Рис. 4. Результаты исследования ценностных ориентаций учащихся с использованием методики М. Рокича в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе экспериментальной работы
За положительное направление измерения в начале и в конце эксперимента был взят уровень учащихся, ориентированных на терминальные и инструментальные ценности. Преобладающее направление изменения — положительное. С помощью G-критерий знаков определим направления сдвига в значениях исследуемого признака в двух выборках. Критерий позволяет определить изменяются ли значения переменной при переходе от одного измерения к другому в сторону улучшения или сторону ухудшения. Он не предназначен для определения интенсивности сдвигов.
Таблица 1
Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (терминальные ценности)
Количество сдвигов в группах |
Экспериментальная группа |
Положительных |
3 |
Отрицательных |
7 |
Равных |
0 |
Сумма (n) |
5 |
Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп |
0 |
Критические значения критерия знаков Gкр при |
3 (p>0,05) |
Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей |
Неслучаен, достоверен |
Таблица 2
Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (инструментальные ценности)
Количество сдвигов в группах |
Экспериментальная группа |
Положительных |
7 |
Отрицательных |
3 |
Равных |
0 |
Сумма (n) |
5 |
Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп |
0 |
Критические значения критерия знаков Gкр при |
3 (p>0,05) |
Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей |
Неслучаен, достоверен |
Таким образом, проверив результаты исследования с помощью G-критерия знаков, мы можем сделать вывод, что количество учащихся, ориентированных на терминальные ценности, повысился, т. е. увеличилось количество учащихся, убежденных в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
То есть, мы можем наблюдать смену ценностных ориентиров, господствующих в процессе обучения и основанных на прагматизме и приоритете материальных ценностей в ходе получения образования на те, которые основаны на непреходящих человеческих ценностях и направлены на благо общества. [5, с.29]
Рис. 5. Уровни сформированности СЖО у учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе исследования (по Д. А. Леонтьеву)
За положительное направление измерения в начале и в конце эксперимента был взят уровень СЖО учащихся. Преобладающее направление изменения — положительное.
Таблица 3
Расчёт G- критерия знаков для экспериментальной группы (по Д. А. Леонтьеву)
Количество сдвигов в группах |
Экспериментальная группа |
Положительных |
6 |
Отрицательных |
0 |
Равных |
0 |
Сумма (n) |
3 |
Эмпирическое значение критерия знаков Gэмп |
0 |
Критические значения критерия знаков Gкр при |
0 (p<0,05) |
Вывод: сдвиг в сторону более высоких оценочных показателей |
Неслучаен, достоверен |
Проверив результаты исследования с помощью G-критерия знаков, мы можем наблюдать положительную динамику в уровне сформированности смысложизненных ориентаций учащихся-старшеклассников православной гимназии.
Таким образом, нами отмечен положительный сдвиг применения в образовательном процессе предложенных мероприятий. [7, с.44]
Литература:
- Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. Конспектив.рассмотрение / Б. С. Братусь. — М.: Флинта, 2000.
- Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия. — 2005.
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. СЖО. — М.: МГУ, 1992.
- Ульянова И. В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе / И. В. Ульянова // Научно-методический журнал МАНПО «Педагогическое образование и наука». — 2008. — № 10.
- Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс] / Д. И. Фельдштейн // Проблемы современного образования / www.pmedu. 2010.– № 2.(дата обращения 07.11.2015)
- Шмерлина И. А. Учить или воспитывать? // журнал социологических наблюдений и сообщений «Социальная реальность». — 2008. — № 6.