Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 28.04.2023

Статья просмотрена: 491 раз

Библиографическое описание:

Мубинова, В. Р. Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях / В. Р. Мубинова, М. М. Шубович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102039/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация», специфика социокультурной реабилитации детей с ОВЗ, главные проблемы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и основные формы и методы социокультурной реабилитации детей с ОВЗ в современных условиях.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, ребенок с ОВЗ, принципы социокультурной реабилитации, интеграция детей в общество.

The article examines the essential characteristics of the concept of «socio-cultural rehabilitation», the specifics of socio-cultural rehabilitation of children with disabilities, the main problems of socio-cultural rehabilitation of children with disabilities and the main forms and methods of socio-cultural rehabilitation of children with disabilities in modern conditions.

Keywords: socio-cultural rehabilitation, a child with disabilities, principles of socio-cultural rehabilitation, integration of children into society.

В современном обществе исследованиями социокультурной реабилитации занимаются специалисты разных областей науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Исследователи изучают этапы, факторы, стадии, аспекты социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Теоретические проблемы социокультурной реабилитации исследуются многими учеными. Так, Л. В. Мерцалова считает, что индивид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества; Ю. С. Моздокова и А. В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс и, во-вторых, комплекс мероприятий. Социокультурная реабилитация освещена так же в работах Е. И. Холостовой, Л. И. Дементьевой, Л. Н. Петуховой, М. А. Беляевой, С. М. Микрюковой. А. Д. Жарков. Т. Г. Киселева рассматривали взаимодействие ребенка с ОВЗ и культурной средой, окружающей его, выработку навыков его общения в ходе интеграции и адаптации. В свою очередь, проблемами развития творческих способностей у детей с ОВЗ социокультурной сфере занимались российские ученые, психологи, педагоги: Ю. Д. Красильников, Е. О. Самохина, Г. Г. Силласте, Н. Ф. Спинжар, Л. А. Акимова, М. Н. Гуслова, О. Ю. Мацукевич, Ю. С. Моздокова, Т. Г. Киселева, М. П. Коновалова и др.

Многие авторы отмечают, что защитой прав и интересов детей с ОВЗ, кроме государства, занимаются и региональные общественные организации. Однако, опыт специалистов социокультурной реабилитации с такими детьми, в региональных общественных организациях носит, к сожалению, несогласованный характер и требует обобщения и анализа.

Социокультурная реабилитация людей с ОВЗ в общем виде рассматривается как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. По мнению Л. В. Мерцаловой, инвалид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества. [6, с. 63].

Наиболее полно определен процесс социокультурной реабилитации в исследовании О. А. Шабановой: «Социокультурная реабилитация — это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Автор также рассматривает социокультурную реабилитацию как «комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.… Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга».

Социокультурная реабилитация в обобщенном виде характеризуется как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на детей всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет именно для детей с особыми нуждами. Главная ее задача — приобщение детей к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничному развитию.

Основные направления социокультурной реабилитации:

– досуговое — организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей больных детей и детей-инвалидов;

– коррекционное — полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развитие личности ребенка;

– познавательное — приобретение больными детьми и детьми-инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях, осознание окружающего мира, связи с окружающими людьми, использование знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;

– эмоционально-эстетическое — эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.

Под социокультурной реабилитацией понимается процесс, который позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социокультурных условиях, участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию для жизни.

Процесс социокультурной реабилитации поддерживается такими принципами, как индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями.

Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего является одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений с противоположным полом. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе встречаются у аномальных чаще, чем у нормальных.

Таким образом, ограничение возможностей ребенка не является чисто количественным фактором (т. е. ребенок просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.

Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять

Далее рассмотрим основные формы и методы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для более успешной социально-культурной реабилитации детей с ОВЗ используются следующие методы:

  1. Сказкотерапия — уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
  2. Смехотерапия — метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.
  3. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты.
  4. Пескотерапия — метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Арт-терапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Для арт-терапии используется музыка, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. [3].
  6. Игротерапия — метод коррекционного и реабилитационного воздействия на детей с использованием игры, Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами
  7. Рисование как средство реабилитации позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. [6, c. 15].
  8. Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. [5, c.19].
  9. Библиотерапия — это специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Таким образом, социокультурная реабилитация позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социально — культурных условиях, активно участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию для жизни, при этом используя систему организационных приемов и методов воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью оказания ему помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных функций организма.

Литература:

  1. Беляева, М. А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка инвалида: учеб. пособие / М. А. Беляева. — Екатеринбург: АМБ, 2001. — 120 с.
  2. Быков, Д. А. Дети с ограниченными возможностями и общество [Текст] /Д. А. Быков //Дополнительное образование. — 2006. — № 1. — 26 с.
  3. Гадирова, Н. Г. Реабилитация детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной среде Германии [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Г. Гадирова. — М., 2002. — 243 с.
  4. Ерошенков, И. Н. Культурно досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: Лекция / И. Н. Ерошенков. — М.: МГИК, 1994. — 32 с.
  5. Лукомская, И. Л. Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст]: автореф. дис.…канд. пед. наук / И. Л. Лукомская. — М.,2004. — 188 с.
  6. Мерцалова, Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы [Текст] / Л. В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. — 363 с.
  7. Моздокова, Ю. С. Совершенствование технологических процессов социокультурной реабилитации инвалидов [Текст] / Ю. С. Моздокова // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. — М.: МГУКИ, 2001. — С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная реабилитация, ребенок, социокультурная реабилитация детей, комплекс мероприятий, нужная информация, ограниченная возможность здоровья, посильная работа, культурное сообщество, метод воздействия, цель оказания.


Ключевые слова

ребенок с ОВЗ, социокультурная реабилитация, принципы социокультурной реабилитации, интеграция детей в общество

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Социокультурная реабилитация молодых инвалидов по зрению

В статье рассматриваются проблемы социокультурной реабилитации молодых инвалидов по зрению. Раскрываются понятия «инвалид», «инвалид по зрению», современные понятия инвалидности, социокультурной реабилитации. Представлен опыт проведения реабилитацион...

Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения

В статье рассматривается определение реабилитации детей-инвалидов, даны направления реабилитации, подчеркивается необходимость прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющ...

Диагностика одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы

В статье рассматриваются особенности детской одаренности как психолого-педагогического явления, обращается внимание на значимость выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы как важнейшую проблему совершенствования современной сист...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии

В данной статье рассмотрена психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии. В частности, были рассмотрены понятия социализации, процесса социализации, его психологические особенности.

Социальная реабилитация лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации

В статье рассматриваются вопросы проектирования социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации.

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Социокультурная реабилитация молодых инвалидов по зрению

В статье рассматриваются проблемы социокультурной реабилитации молодых инвалидов по зрению. Раскрываются понятия «инвалид», «инвалид по зрению», современные понятия инвалидности, социокультурной реабилитации. Представлен опыт проведения реабилитацион...

Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения

В статье рассматривается определение реабилитации детей-инвалидов, даны направления реабилитации, подчеркивается необходимость прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Ресурсный класс как модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящей статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в России с акцентом на образование детей с расстройствами аутистического спектра. В статье особое внимание уделяется ресурсным классам как одной из форм инклюзивного обучения, позволяющ...

Диагностика одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы

В статье рассматриваются особенности детской одаренности как психолого-педагогического явления, обращается внимание на значимость выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы как важнейшую проблему совершенствования современной сист...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии

В данной статье рассмотрена психологическая характеристика процесса социализации детей с отклонениями в развитии. В частности, были рассмотрены понятия социализации, процесса социализации, его психологические особенности.

Социальная реабилитация лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации

В статье рассматриваются вопросы проектирования социальной реабилитации лиц с ментальными расстройствами в условиях общественной организации.

Задать вопрос