В статье рассматривается донести важность факторов, влияющих на развитие и качество транспортно-экспедиционного обслуживания разработкой и запуском новых IT — технологий, которые повлекут за собой значительный рост качества, функционирование и скорости работы предприятий по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг.
Ключевые слова: информационные технологии, факторы качества транспортно-экспедиционного обслуживания, развитие АО ОТЭКО.
Приоритет транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. № 2101-р, — инновационная трансформация инфраструктурного строительства путем широкого применения передовых технологий и лучших практик, цифровизации транспортной отрасли и логистических процессов.
АО «ОТЭКО» — крупнейший частный инвестор в портово-промышленную инфраструктуру Юга России. Сейчас в составе кластера АО «ОТЭКО» действуют два морских терминала. Первый из них — Таманский перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (ТПК) мощностью 20 млн тонн/год. Второй — Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) проектной мощностью 72 млн тонн/год (60 и более млн тонн угля; 5 млн тонн серы; 5 млн тонн минеральных удобрений). В составе этих двух терминалов присутствуют, в том числе, склады угля объемом хранения до 3,5 млн тонн и резервуарный парк для нефтепродуктов и СУГ объемом более 1 млн м3. Вспомогательная инфраструктура кластера ОТЭКО включает более 200 км железнодорожных путей, более 120 км линий электропередач, электроподстанции, морские подходные каналы.
На протяжении всего нескольких последних лет управленческие процессы в портовом сегменте морской отрасли стали преимущественно цифровыми, появились такие системы как:
- Единый таможенный портал — система позволяющая дистанционно компании АО «ОТЭКО», а именно сотрудникам отдела транспортно-экспедиторского обслуживания (далее — ТЭО) оформлять поручения на погрузку судна, не выходя из офиса, что в свою очередь значительно экономит рабочее время.
- Информационная система государственного портового контроля — модуль «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации» (Portcall) — предназначена для регистрации заявок от агентов судов на заход и отход в морских портах РФ, оперативного оповещения капитанов морских портов о поступивших заявках, отслеживании движения судов между морскими портами РФ.
- Единая информационная система (ЕИС) — это внутренняя программа, на которой построена практически вся работа АО «ОТЭКО», в нее включена вся информация начиная от численности сотрудников, находящихся на рабочем месте заканчивая судовой документацией.
В настоящее время АО «ОТЭКО» использует программу ЕИС для автоматизации разных бизнес-процессов. Разработчики создали уникальный продукт, отвечающий запросам компании и рынка. Компания растет и развивается. По мере изменений в ЕИС вносились дополнения — добавлялись новые функции. Это происходило под запросы подразделений и не согласовывалось внутри компании, что негативно сказывалось на работе программы. Очевидно, что нужны положительные изменения, отвечающие современным требованиям компании. Проект под названием «РеФорма 1С» стартовал в ноябре 2021 года, а завершится к январю 2023 года внедрением его первой волны и будет включать в себя разработку и запуск новой IT — программы «ИЛС ILSAR V3».
Информационно-логистическая система ILSAR предназначена для полного автоматизированного учета, планирования стивидорной деятельности экспортно-импортных терминалов/портов с навалочными, генеральными типами перерабатываемых грузов и специализированной/универсальной технологией перевалки.
ИЛС ILSAR — это производственно-технологическая ИТ-система, предназначена для ведения учета и планирования деятельности стивидорных предприятий (морских/речных портов и терминалов), с универсальной или специализированной технологией перевалки, работающих с навалочным, с генеральными типами грузов, в том числе контейнерами в экспортно/импортном направлении. Охватывает полный цикл движения груза с момента отправки груза в порт/терминал до момента отправки его клиенту (экспорт) и обратно (импорт). Возможна адаптация ИТ-системы под любой вид груза.
ИЛС ILSAR позволяет вести учет и планирование всех ресурсов (транспортных средств, складских площадей, перегрузочного оборудования и т. д.) предприятия и движение грузов благодаря интеграции со множеством различных смежных ИТ-/АСУ-систем (подход вагонов с РЖД — АСОУП/АСУ МР, учета жд-накладных — АС ЭТРАН, ИТ-системы учета движения автотранспортных средств, данные из ИТ-систем отправителей/владельцев грузов, данные из ИТ-систем ФТС, данные из ИТ-систем на базе геолокации GPS/Глонасс — Omnicomm, данные из внутренних и корпоративных учетных ИТ-систем предприятий или группы компаний — 1C Предприятие, SAP R3, Oracle EBS, MS Dynamics и т. д.).
В системе ведется учет выгрузки из ТС и погрузки в ТС, перемещения и хранении груза на складе, с обязательным оформлением всех сопроводительных документов на каждом этапе. Благодаря системе планирования в ИЛС ILSAR решаются задачи по прогнозированию:
1) наличия груза на складах;
2) подходу транспортных (средств судов, вагонов, автотранспорт);
3) доступности перегрузочного оборудования.
Рис. 1. Карта взаимодействия ILSAR
В заключении можно отметить, что применение передовых информационных технологий, в частности, ILSAR, позволяет в оперативном режиме регулировать вопросы взаимодействия с железными дорогами, морским транспортом, отслеживать дислокацию вагонов и техническое состояние подвижного состава, хранение груза на терминале. ILSAR в свою очередь поможет перейти к электронному документообороту, что в свою очередь значительно облегчает работу внутреннего персонала АО «ОТЭКО» во всех его отделах (подразделениях).
Литература:
1. https://www.soft-masters.ru
2. Антонов, Д. Л. Интеграция России в систему международной торговли транспортно-экспедиторскими услугами: автореф. дис....канд. экон. наук: 08.00.14 / Антонов Дмитрий Леонидович. — М., 2005. — 25 с.
3. Аристов, О. В. Управление качеством: учебник для студентов ВУЗ / О. В. Аристов. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 237 с.
4. Ассоциация российских экспедиторов [Электронный ресурс].- Режим доступа: htpp://www.far-aerf.ru/(дата обращения 09.10.2022).
5. Бабкин, Е. В. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции (услуг) водного транспорта: дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Бабкин Евгений Васильевич. — СПб., 2020. — 307 с.