В статье рассматриваются эффективность внедрения и реализации информационных технологий в деятельность ФТС России, их значимость, а также отмечаются проблемы и риски их применения.
Ключевые слова: информационные технологии, электронные сервисы, электронная декларация, снижение времени прохождения таможенных процедур, электронная таможня.
The article examines the effectiveness of the introduction and implementation of information technologies in the activities of the Federal Customs Service of Russia, their importance, as well as the problems and risks of their application.
Keywords: information technology, electronic services, electronic declaration, reduction of time for customs procedures, electronic customs.
Современные технологии проникли во все сферы деятельности человека. Ещё недавно электронная таможня была долгосрочной задачей, а сегодня уже рассматривается как переход от электронной таможни к цифровой. Применение информационных технологий помогает государственным органам не только повысить качество оказываемых услуг, но и ускорить процесс данных действий.
Цель данной статьи — проанализировать эффективность применения информационных технологий в решении задач, стоящих перед таможенными органами, а также проблемные вопросы и риски их применения.
- Роль и место информационных технологий в деятельности таможенных органов. Федеральная таможенная служба России обеспечивает стабильные и безопасные условия функционирования внешнеэкономической деятельности, а также адекватный таможенный контроль этой деятельности. В настоящее время, учитывая актуальность применения информационных технологий во всех сферах деятельности, развитие и рост грузооборота в мировом масштабе, необходимость сокращения материальных и временных потерь в процессе таможенного декларирования товаров, а также ограниченностью квалифицированного человеческого ресурса невозможно реализовать стоящие перед таможенными органами задачи без внедрения систем информационных технологий.
- Учитывая значение ФТС России в обеспечении части государственных функций, развития его экономики, таможней избран курс на цифровой формат, расписанный до 2030 года в Стратегии развития таможенных органов, которая предусматривает следующие направления развития информационных технологий в таможенной сфере:
- 1. «Автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного контроля с использованием системы управления рискам»;
- 2. «Автоматизация технологий документального контроля товаров и ввозящих их на территорию автотранспортных средств»;
- 3. «Разработка и внедрение системы электронного декларирования товаров и транспортных средств»
В связи с вышеизложенным, а таможенные органы внедрены информационные и цифровые технологии, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Информационные технологии, которые применяются в таможенном деле.
Название технологии |
Характеристика |
Автоматическая регистрация и автоматический выпуск таможенных деклараций |
– Для регистрации через сеть Интернет присутствие должностного лица не обязательно; – С помощью программных средств происходит оплата сборов и проверка документов. |
Разделение участников ВЭД на категории |
– Происходит снижение затрат компании. – Сокращается время совершения таможенных операций. |
«Единое окно» |
– Обработка информации значительно улучшается; – Предоставление единых документов и сведений. |
Удаленный выпуск товаров |
– Финансовые затраты участников ВЭД сокращаются; – На любом таможенном посту производится таможенное декларирование. |
Единая автоматизированная система |
– Оказание аналитической поддержки должностным лицам; – Автоматизация рабочих процессов таможенных служб. |
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно определить, что основными ориентирами применения информационных технологий в таможенных органах являются: автоматизация таможенного учета (единая база данных) и упрощение обмена информацией между органами таможни.
-
Проблемы и риски применения информационных технологий в деятельности таможенных органов.Всвязи с цифровизацией ФТС возникают проблемные вопросы, прежде всего связанные с обеспечением в полном объеме информационной безопасности осуществляемой деятельности. Так, среди основных рисков можно выделить:
- Возрастание риска потери данных должностных лиц таможенных органов, участников ВЭД, особенно с учетом современных реалий, связанных с проведением СВО ВС РФ, обусловленных участившимися кибератаками на сайты различных ведомств РФ.
- В результате санкционной политики стран коллективного запада многие зарубежные информационные платформы, используемые ФТС России для обеспечения ряда функций прекратили свою деятельность в РФ. В качестве примера можно привести Платформу Orakle, которая обеспечивала анализ больших данных и другой обширный функционал. В связи с чем возникает зависимость от зарубежных разработчиков, риск утраты данных без права на восстановление. Аналогичная ситуация с материально-технической базой таможенных органов, которая напрямую зависит от импортного программного оборудования (отечественные прикладные программы размещены на платформе импортного производства).
Таким образом, риски связаны с необходимостью обеспечения безопасности постоянно увеличивающихся таможенных информационных баз данных. В связи с этим, техническое оснащение органов таможни нужно постоянно обновлять.
Таким образом, процесс цифровизации деятельности таможенных органов в целом имеет положительное значение. Разработка и использование современных информационных технологий при серьезном подходе к соблюдению требований информационной безопасности — необходимый процесс, позволяющий повысить качество и оперативность таможенных операций.
Литература:
- Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
- Лаптев Р. А., Коварда В. В., Болычева Е. А. Исследование роли таможенных органов стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности национальных государств и интеграционного объединения в целом / Р. А. Лаптев, В. В. Коварда, Е. А. Болычева // Вестник евразийской науки. — 2021. — No 2 (Том 13). — С. 39–61
- https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-tamozhennom-dele/viewer