В статье рассматривается история развития информационных технологий в таможенных органах, отмечаются их преимущества и недостатки. Рассмотрены проблемы существующих информационных технологий и перспективы будущих информационных технологий таможенных органов.
Ключевые слова: информационные технологии, искусственный интеллект, таможенные органы, электронное декларирование, таможенные операции.
The article examines the history of the development of information technologies in customs authorities, their advantages and disadvantages are noted. The problems of existing information technologies and prospects of future information technologies of customs authorities are considered.
Keywords: information technology, artificial intelligence, customs authorities, electronic declaration, customs operations.
В наше время тяжело представить жизнь без внедрения передовых информационных систем. Информационно-коммуникационные системы — один из главных связующих факторов, который несет за собой изменения во все сферы деятельности человека. Таможенные органы, чтобы обеспечить высокую экономическую безопасность, должны обеспечить эффективный таможенный контроль, пополнение бюджета страны, за счет таможенных платежей. Так, следует упростить процедуру таможенных операций, сделать ее более комфортной для таможенных органов и для участников внешнеэкономической деятельности. Цель данной статьи — проанализировать развитие информационных технологий таможенных органов, выявить их проблемы и перспективы
Исторический обзор развития информационных технологий в таможенных органах.
В 2002 году был принят Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», позднее его заменил Федеральный закон «Об электронной подписи». В 2002 году уже в нашей стране была оформлена первая электронная декларация, а в 2004 году начала работать автоматизированная система электронного декларирования.
В 2008 году вышел приказ Федеральной таможенной службы об использовании Интернета для передачи данных в ведомственную сеть таможни. Так участники ВЭД смогли подключиться к таможенной сети и использовать готовые узлы информационных операторов, что было утверждено Главным научно — информационным вычислительным центром ФТС.
В 2010 году уже все таможенные посты имели техническое оборудование для использования электронного декларирования.
До 1 января 2014 года декларацию можно было подавать как в бумажном, так и в электронном виде, однако с 1 января 2014 года перешли полностью на обязательное электронное декларирование.
После перехода на обязательное электронное декларирование, начала закладываться система уплаты таможенных платежей дистанционно. Для участника ВЭД существует два способа уплаты: через портативный терминал, который находится в организации, либо на официальном сайте ФТС через личный кабинет.
На сегодняшний день уже более активно используются информационные системы в органах Федеральной таможенной службы. Проводят различные мероприятия по внедрению инструментов, необходимых для эффективного таможенного контроля и администрирования, а также совершенствование уже существующих информационных систем. Следует выделить следующие инструменты: проведение всех таможенных операций с использование информационных технологий;
– новые программы, обеспечивающие полноту, достоверность и надежность информации, которую предоставляют;
– применение электронной подписи;
– использование и развитие Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС).
В наши дни используется много ИТТ технологий, по сравнению с началом 2000-х, это связано с развитием информационного общества 2017–2030 годы, так сейчас в таможенных органах применяют:
– удаленный выпуск товаров;
– информационное взаимодействие между владельцами СВХ и таможенными постами;
– автоматические регистрация и выпуск товаров;
– удаленное предварительное информирование.
Проблемы внедрения информационных технологий в таможенных органах.
Однако, несмотря на развитие и использование ИТ, существуют проблемы:
– Отсутствие достаточного объема финансов, для развития инфраструктуры и информационных технологий в таможенных органах;
– Ошибки в форматах форм электронных документов, это может повлечь за собой искажение и не достаточное количество информации;
– Сбои в программах ПО и каналов связи, это следствие того, что не по всей территории РФ имеется высокоскоростной интернет;
– Временные требования не полностью согласованны с ЕАИС и другими информационными ресурсами;
– Информация пользователей недостаточно защищена.
Так одним из примеров проблемы электронного декларирования является то, что все таможенные процедуры осуществляются только в рабочее время, следовательно, за ночь происходит скопление огромного количества деклараций на серверах. Это приводит к более медленному процессу работы информационных систем. Следствием чего является большая загруженность и сбои.
Несмотря на переход обязательного электронного декларирования, участники ВЭД все еще пользуются бумажными декларациями, так как возникают трудности с заполнение электронной декларации. Они заполняют бумажную декларацию и сканируют ее, однако это негативно сказывается на обработке информации в автоматизированных подсистемах.
Перспективы развития информационных технологий в таможенных органах.
Сейчас ФТС делает все возможное, чтобы разработать много перспективных умных информационных технологий. Ведь они приведут к всесторонней автоматизации и развитию цифровизации таможенных органов.
Искусственный интеллект является одним из основных автоматизаций деятельности. Ведь эта технология получила положительный отзыв и одобрение, согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской федерации до 2030 года. Используя эту стратегию, должны быть применены стандарты применения искусственного интеллекта при совершении таможенных операций.
Искусственный интеллект — совокупность технологических решений, которые позволяют воспроизводить когнитивные функции человека и получать результаты при выполнении какой-либо деятельности, схожей с результатами интеллектуальной деятельности человека. Объединение технологических решений включает в себя ПО, сервисы по обработке данных, информационную инфраструктуру.
Основной деятельностью во внедрении ИИ является автоматизация таможенных процедур, которая взаимосвязана с таможенным досмотром товаров, а также личным досмотром.
Искусственный интеллект собираются ввести в формирование профилей риска участников ВЭД. Так, специальные комплексы для досмотра смогут выявлять запрещенные вещества и предмета для ввоза и вывоза из страны. Для реализации этого направления применения цифровизации таможенных технологий Федеральная таможенная служба создает большой перечень объектов и программное обеспечение для обработки данной информации. Эта умная технология позволит улучшить систему контроля в рамках системы управления рисками, а также позволит выявить те случаи, когда таможенным органам необходимо будет вмешаться.
Постоянному совершенствованию и обновлению подлежит система управлениями рисками. В данную системе просто необходимо применять ИИ, так как с каждым днем возрастает количество информация о товарах и ТС, которые подлежат проверке. Также имеются такие факторы:
1. На основе большого количества данных принятие верного решения.
2. Ограниченность времени для принятия управленческого верного решения.
3. Применение метода моделирования для того, чтобы знать какие ситуации могут произойти.
4. Взаимодействие с другими источниками данных.
Главными преимуществами использования искусственного интеллекта таможенными органами будут являться:
– Посредством увеличения производительности будет сокращение скорости выполнения задач.
– Благодаря гибкости работы автоматизированных процессов можно выполнять больше задач.
– Ошибки, возникающие из-за «человеческого фактора» будут минимизированы.
Сейчас существует проект, который планируют реализовать — это создание «интеллектуального пункта» пропуска всех транспортных средств. Пункт будет представлять собой единую информационную систему, в которую будут поступать данные с различных средств таможенного контроля. На основе этих данных будет проходить анализ, на основе которого будет приниматься решение о досмотре груза. Параллельно таможенные органы будут применять системы электронной очереди. Работа всех этих элементов обеспечит работу «интеллектуальных пунктов» пропуска без остановки тех транспортных средств, у которых нет рисков товарной партией, добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
На текущий момент реализовали один из проектов.
Так, 16 сентября 2022 года в Твери открыли Главный центр обработки данных ФТС. ГЦОД представляет собой отдельное здание, которое предназначено для размещения и эксплуатации производительного вычислительного оборудования, в нем собрана обработка всего объема информации. Задачей центра обработки данных является применение технических решений, позволяющих обслуживать любую из подсистем центра без остановки его работы, это гарантирует бесперебойное оформление товаров.
Главный центр обработки данных обеспечивает:
1. Увеличение скорости совершения таможенных процедур и операций.
2. Функционирование информационных ресурсов бесперебойно.
3. Безопасное хранение информации.
Благодаря этому реализованному проекту таможенная служба получает новые цифровые возможности, которые позволяют прийти к конечной цели Стратегии-2030, а также созданию интеллектуальной таможни будущего.
Таким образом, развитие информационных технологий в таможенных органах имеют как проблемы, так и перспективы. Сейчас есть много целей и программ в разработке у ФТС, которые рано или поздно будут реализованы. Для достижения этих целей следует применять информационные технологии, которые будут соответствовать современным требованиям, своевременно внедрять новейшие разработки, определять правильно задачи и идти к их пошаговому решению. В свою очередь, перспективные государственные программы должны направляться на поддержку капитала человека в отрасли создания «умной» таможни и информационных технологий.
Литература:
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Консультант Плюс: справ, правовая система. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 18.12.2023)
2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/
3. Приказ ФТС России от 31.10.2008 № 1349 (ред. от 31.05.2012) «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска че- рез государственную границу Российской Федерации». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84651/
4. Дмитриева О. А., Илюхина С. С., Власов А. В. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2018. — № 4. — С. 88–91.
5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества»
6. Алехина О. В. Цифровая таможня: прошлое, настоящее, будущее О. В. Алехина, Г. В. Игнатьев, И. А. Смирнова // Вестник Саратовского государственного социально- экономического университета. — 2019. — № 3. — С. 10–14.