Методы оценки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.11.2022

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Шан, Цзиньюй. Методы оценки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов / Цзиньюй Шан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96309/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлены тестовые задания входного и итогового контроля для апробации оригинальной методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, разработанной на базе факультета русского языка Института иностранных языков Синьцзянского педагогического университета (КНР). Представлены результаты тестирования в экспериментальной и контрольной группах студентов, а также анализ самих тестовых заданий с учётом целей тестирования и применения методики обучения. Сделаны выводы о целесообразности применения оригинальной методики на основании учёта результатов обучения.

Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, обучение китайских студентов-филологов, методика обучения РКИ, формирование лингвокультурологической компетенции, обучение межкультурной коммуникации, тестовые технологии при обучении РКИ.

Тестовые технологии имеют важное значение в современной педагогической практике, в т. ч. в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Тестирование используется как для текущего мониторинга результатов обучения, так и для итогового контроля, а также в системе государственного тестирования ТРКИ. При этом тест не только контролирует, но и обучает, поэтому важно, чтобы он отвечал ряду требований:

1) тестовые задания должны формулироваться максимально точными терминами, без лишних слов и лишних знаков, которые могут затруднить понимание их сути;

2) они должны обладать известной трудностью, дифференцирующей способностью, т. е. необходима система баллов, позволяющая адекватно определять качество выполнения заданий [1];

3) в каждом задании элементы должны быть расположены в строгом порядке, определённом целями тестирования и данного задания;

4) задания внутри теста должны следовать по нарастанию сложности;

5) определение критериев оценки должно осуществляться в зависимости от процентного соотношения правильных ответов к их общему числу [2] и др.

Данные положения были учтены при разработке тестовых заданий для апробации оригинальной методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный на базе факультета русского языка Института иностранных языков Синьцзянского педагогического университета (КНР). Апробация данной методики проводилась по плану, который, помимо прочего, включал входной и итоговый контроли.

В качестве объектов тестирования на этапах входного контроля были выбраны произношение звуков, отсутствующих в китайском языке, знания безэквивалентной (БЭЛ), фоновой (ФЛ) и коннотативной лексики (КЛ), понимание фразеологизмов, концептов и умение анализировать культурно маркированный текст. В ходе эксперимента студенты получили 7 заданий (21 упражнение). Первое задание (6 упражнений) направлено на проверку сформированности произносительных навыков в соответствии с русской звуковой действительностью. Остальные 6 заданий (15 упражнений) проверяют, насколько хорошо воспринимают, понимают и применяют на практике лингвокультурологический материал (культурно маркированные слова, фразеологические единицы, концепты и культурно маркированный текст).

Оценивание выполнения заданий осуществляется по 3-уровневой шкале: «высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень», где соответствуют установленным критериям.

Результаты уровня сформированности лингвокультурологической компетенции студентов-китайцев на констатирующем этапе

Рис. 1. Результаты уровня сформированности лингвокультурологической компетенции студентов-китайцев на констатирующем этапе

Полученные результаты отражены на гистограмме (см. Рис. 1). Анализ гистограммы дает нам основание сказать, что обучение русскому языку на первом курсе в основном было направлено на приобретение знаний в области его знаковой системы, без достаточного внимания оставалась н национально-культурная специфика языковых единиц. Как мы видим, в обеих группах преобладает низкий уровень сформированности лингвокультурологической компетенции. На этот результат влияет отсутствие в действующих в Китае вузовских учебниках по изучению русского языка дидактического материала с культурно маркированными языковыми единицами и текстами, а также опыта общения с представителями русскоязычного социума, недостаточно целенаправленная лингвокоммуникативная подготовка преподавателей русского языка.

В целях апробации разработанной нами методики и реализации лингвокультурологического подхода к обучению китайских студентов был проведен эксперимент. В экспериментальной группе была использована предложенная методика и система упражнений с культурно маркированными языковыми единицами, в контрольной группе использовалась традиционная методика.

Для выявления уровня сформированности лингвокультурологической компетенции студентов после применения разработанной нами методики и системы упражнений выполнены студентами 7 задания. Результаты этой работы были проверены на этапе итогового контроля.

Результаты уровня сформированности лингвокультурологической компетенции студентов-китайцев на контрольном этапе

Рис. 2. Результаты уровня сформированности лингвокультурологической компетенции студентов-китайцев на контрольном этапе

Результаты тестирования итогового контроля (см. Рис. 2) подтвердили эффективность разработанной методики. По данной гистограмме хорошо видна разница между результатами проверки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов в экспериментальной и контрольной группах.

Кроме того, во время занятий с использованием упражнений с культурно маркированным языковым материалом студенты стали более активно участвовать в беседах, обсуждениях текстов, стали чаще обращаться к словарям и другим справочным источникам, вырос их интерес к изучению русского языка в целом.

Таким образом, можно утверждать, что целенаправленная работа по формированию лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов с использованием культурно маркированного материала дает хорошие результаты, а результаты итогового контроля подтверждают эффективность предлагаемой методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов на культурно маркированном материале.

Литература:

  1. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий. Учеб. пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. — М.: Центр тестирования, 2005. — 156 с.
  2. Байтукаева А. Ш. Лингводидактическое тестирование как инструмент педагогического мониторинга. — Серия «Филология. Социальные коммуникации». — 2011. — Том 24 (63). — № 3. — С. 225–230.
  3. Воробьева Т. А. Тестовые технологии в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. Вестник Череповецк. гос. ун-та. Филол. науки. — 2014. — № 5. — С. 57–61.
  4. Саяхова Л. Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения. — Уфа: Китап, 2006. — 224 с.
  5. Шан Цзиньюй, Давлетбаева Р. Г. Анализ учебников русского языка, предназначенных для китайских студентов-филологов. — Молодой учёный. — 2020. — № 37. — С.129–132.
  6. Шан Цзиньюй. Развитие лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов в процессе обучения русскому языку. — Педагогическое образование в России. — 2020. — № 4. — C. 140–145.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, итоговый контроль, задание, контрольная группа, баз факультета, КНР, компетенция студентов-китайцев, оригинальная методика формирования, педагогический университет, русский язык Института.


Ключевые слова

формирование лингвокультурологической компетенции, методика обучения РКИ, обучение русскому языку как иностранному, обучение китайских студентов-филологов, обучение межкультурной коммуникации, тестовые технологии при обучении РКИ

Похожие статьи

Контроль на уроках русского языка | Статья в сборнике...

Таким образом, вся работа на уроках русского языка направлена на формирование

На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2)

- итоговый контроль: проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой

1. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку [Текст] / Т. М. Воителева.

Особенности формирования коммуникативного пространства...

Ключевые слова: коммуникативное пространство, русский язык как иностранный

не только системного подхода к его реализации, но и разработке специальной методики, в логике

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, студент, иностранный язык, китайский язык

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент, технический вуз.

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе.

Задания к текстам охватывают все темы курса русского языка, все орфограммы и пунктограммы.

Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает комплексная работа с текстом. Навыки комплексного анализа текста являются необходимыми при сдаче итоговой аттестации...

Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых...

Повышение эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых

Таким образом, содержание обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах

даже на русском языке и, соответственно, не смогут успешно выполнять предлагаемые им задания.

К таким вопросам относится методика формирования лексических навыков и разработка...

Анализ учебников русского языка, предназначенных для...

Однако в них недостаточно теоретической и практической базы для формирования

1 и 2 части учебников «Восток» предназначены для студентов первого курса китайских вузов.

3 и 4 части учебника «Русский язык «Восток» — для студентов второго курса вузов Китая, в которых продолжается

Задания способствуют усвоению фонетики, лексики, грамматики, овладению...

Объекты контроля при обучении русскому языку иностранных...

Методика проведения контролей предполагает выполнение как заданий с альтернативным

Задание 4. Расскажите, что вы узнали о Владимире. 4. Промежуточные / итоговые контроли.

русский язык, речевая деятельность, язык специальности, студент, взаимосвязанное

задание, контроль, русский язык, речевая деятельность, Владимир, языковой материал...

Преподавание русского языка Китая в последние 15 лет

...до конца 2011-го года имеющие специальность русского языка университеты или институты уже

Это значит, открывающие специальность русского языка университеты в последние годы

Вместе с увеличением количества студентов факультета русского языка, учебное

Вначале, это высказывается в углублении интернационализации обучения русского языка.

Исследование путей развития знаний о традиционной культуре...

Ввиду этого студенты, обучающиеся по специальности «иностранный язык», должны не только изучать

Студент института иностранных языков, обучающийся по специальности, которая

Автор данной статьи преподает в университете английский язык уже 15 лет, основные

С точки зрения методики изучения иностранных языков, не нужно лишний раз доказывать то...

Формирование лексической компетенции при обучении языку...

Автор: Рахимова Фируза Шавкатовна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Задача преподавателя русского языка при формировании лексической компетенции у

русский язык, общеупотребительная лексика, лексическая компетенция, студент

русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан...

Роль Синьцзянского университета в преподавании...

Роль Синьцзянского университета в преподавании и распространении русского языка и

В состав Института иностранных языков Синьцзянского университета входят факультеты

В настоящее время (2017 г.) на факультете русского языка обучаются 471 учащихся, среди

Каждый год факультет русского языка принимает около 100 студентов, всего 4 группы.

Похожие статьи

Контроль на уроках русского языка | Статья в сборнике...

Таким образом, вся работа на уроках русского языка направлена на формирование

На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2)

- итоговый контроль: проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой

1. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку [Текст] / Т. М. Воителева.

Особенности формирования коммуникативного пространства...

Ключевые слова: коммуникативное пространство, русский язык как иностранный

не только системного подхода к его реализации, но и разработке специальной методики, в логике

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, студент, иностранный язык, китайский язык

иностранный язык, коммуникативная компетенция, студент, технический вуз.

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе.

Задания к текстам охватывают все темы курса русского языка, все орфограммы и пунктограммы.

Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает комплексная работа с текстом. Навыки комплексного анализа текста являются необходимыми при сдаче итоговой аттестации...

Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых...

Повышение эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых

Таким образом, содержание обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах

даже на русском языке и, соответственно, не смогут успешно выполнять предлагаемые им задания.

К таким вопросам относится методика формирования лексических навыков и разработка...

Анализ учебников русского языка, предназначенных для...

Однако в них недостаточно теоретической и практической базы для формирования

1 и 2 части учебников «Восток» предназначены для студентов первого курса китайских вузов.

3 и 4 части учебника «Русский язык «Восток» — для студентов второго курса вузов Китая, в которых продолжается

Задания способствуют усвоению фонетики, лексики, грамматики, овладению...

Объекты контроля при обучении русскому языку иностранных...

Методика проведения контролей предполагает выполнение как заданий с альтернативным

Задание 4. Расскажите, что вы узнали о Владимире. 4. Промежуточные / итоговые контроли.

русский язык, речевая деятельность, язык специальности, студент, взаимосвязанное

задание, контроль, русский язык, речевая деятельность, Владимир, языковой материал...

Преподавание русского языка Китая в последние 15 лет

...до конца 2011-го года имеющие специальность русского языка университеты или институты уже

Это значит, открывающие специальность русского языка университеты в последние годы

Вместе с увеличением количества студентов факультета русского языка, учебное

Вначале, это высказывается в углублении интернационализации обучения русского языка.

Исследование путей развития знаний о традиционной культуре...

Ввиду этого студенты, обучающиеся по специальности «иностранный язык», должны не только изучать

Студент института иностранных языков, обучающийся по специальности, которая

Автор данной статьи преподает в университете английский язык уже 15 лет, основные

С точки зрения методики изучения иностранных языков, не нужно лишний раз доказывать то...

Формирование лексической компетенции при обучении языку...

Автор: Рахимова Фируза Шавкатовна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Задача преподавателя русского языка при формировании лексической компетенции у

русский язык, общеупотребительная лексика, лексическая компетенция, студент

русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан...

Роль Синьцзянского университета в преподавании...

Роль Синьцзянского университета в преподавании и распространении русского языка и

В состав Института иностранных языков Синьцзянского университета входят факультеты

В настоящее время (2017 г.) на факультете русского языка обучаются 471 учащихся, среди

Каждый год факультет русского языка принимает около 100 студентов, всего 4 группы.

Задать вопрос