Организация работы с детьми-инофонами в рамках проекта «Мы разные, мы вместе» (из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.11.2022

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Бударин, С. И. Организация работы с детьми-инофонами в рамках проекта «Мы разные, мы вместе» (из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги) / С. И. Бударин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96017/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор представляет опыт работы с детьми цыганской национальности в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: инофоны, общеобразовательная школа.

Мы разные, но Земля у нас одна.

Наша школа сельская, располагается в деревне Канищево, в очень живописном уголке, окруженном со всех сторон зеленью. У нас учатся дети из Канищево и 11 близлежащих деревень. Всего в школе 296 учеников. Из них 34 — цыганской национальности.

Все наши цыгане живут в деревне Матюнино. Именно там было маленькое здание, где ребята и обучались. Преподаватели ездили к ним и в соответствии с расписанием проводили занятия и внеурочные мероприятия. В связи с реорганизацией школы филиал был ликвидирован, и все цыганские дети были переведены в основное здание. Было принято решение посадить цыган в обычные классы, хотя были сомнения, что ребята потеряются и перестанут посещать школу. Но это оказалось не главной проблемой. Возникли трудности с восприятием и усвоением учебного материала в большом классе, где индивидуальная работа намного меньше. Ученики цыганской национальности не всегда усваивают материал наравне со всеми учащимися. Ребята часто становятся неуспевающими по итогам года. В связи с введением ГИА в форме ОГЭ эта проблема усугубилась. Усложнение экзаменационной работы вызвало огромные трудности у цыган при сдаче экзаменов. Только единицы выпускников-цыган получают аттестаты, большинство заканчивают школу со справкой об обучении. Языковой барьер играет немаловажную роль. Пришлось искать пути выхода из сложившейся ситуации и решать проблему. С этой целью педагоги проводили индивидуальные занятия с цыганскими детьми, но ребята «привязаны» к школьному автобусу, и для старшей школы (особенно) это является большим неудобством. На сегодняшний день количество детей-цыган в нашей школе не уменьшается. Они идут в школу, хотят учиться, поэтому наша задача — дать им полноценное образование и социализировать в обществе — остается актуальной. Сейчас это три-четыре человека в каждом классе. Но это не предел. Родители детей-цыган выражают заинтересованность в том, чтобы их дети не просто закончили школу, но и получили аттестат.

В течение всего пребывания детей-цыган в школе с ними ведется работа по социализации и обучению русскому языку. Уровень владения цыганами русским языком почти одинаков, но есть и исключения. Это бытовой уровень, набор слов, нужный для ограниченного общения в социуме. Цыгане думают на своем языке, затем переводят на русский, из-за этого происходит недопонимание и замедленность общения. Теперь уже воспринимается учениками и родителями нашей школы адекватно, что в каждом классе по 3–4 ребенка цыганской национальности. Но каждый год обязательно появляются вопросы, связанные с адаптацией цыган в школе. Это происходит чаще в 1 классе, а также в подростковом возрасте. Педагогам школы приходится уделять взаимоотношениям класса и цыган много времени. Главная цель этой работы — не противопоставить эти группы друг другу, а сделать их единым коллективом. На это направлены и отдельные мероприятия в школе, и точечная кропотливая работа педагогов.

Работа по социализации — это не только отдельные мероприятия, это жизнь детей в школе, а затем и вне школы. Вместе со всеми ребятами цыгане активно влились в жизнь школы. К концу первого года совместного пребывания в школе мы даже организовали хор на основе детей-цыган. Правда, затем он преобразовался в просто школьный хор. Так даже лучше: ребята все перемешались. Вместе со всеми цыгане посещают спектакли, выставки, ходят в походы, в сельскую библиотеку, иногда даже ездят в дальние поездки. Это не значит, что все так активно ведут себя. Конечно, нет. Но это довольно большой процент цыганских детей. С теми, кто не хочет активно участвовать в школьной жизни, индивидуально работают классные руководители, и ребята тоже не выпадают из общих дел. Каждый классный руководитель следит за тем, чтобы ребенок-цыган не остался один в классе. Если возникает какое-то недопонимание (а это бывает), тут же подключаются социально-педагогические службы школы и конфликт улаживается. Наверное, поэтому за все время пребывания детей-цыган в школе серьезных конфликтов не было. Следует отметить, что цыганские дети довольно активны. Когда они чувствуют интерес к себе, отвечают тем же. Наши ученики цыганской национальности почти все доучиваются до 9 класса.

В 2020 году наша школа стала участницей проекта «Мы разные, мы вместе!». С сентября наша команда педагогов работает над составлением программ, планов работы и проводят непосредственно занятия с детьми. Команда школы состоит из двух педагогов РКИ и педагога по социализации.

Началом нашей работы было проведение диагностики по представленным руководителями проекта материалам. В ходе диагностики было определено следующее:

— Учащиеся-цыгане 1–4 классов неплохо владеют русским языком в устной речи. Тем не менее дети первого класса определены в нулевую группу, поскольку они не читают, не владеют письменной речью, а в устной речи у них присутствуют грамматические ошибки, активный словарь развит недостаточно. Учащимся 2–4 классов был предложен тест вариант 2, учитывая не только их коммуникативные способности, но и уровень владения письменной речью на данный момент. Тестирование письменной речи показало, что в среднем они справились с половиной вопросов, но в ответах много следующих грамматических и орфографических ошибок: не дифференцируют существительные женского и среднего рода, пишут предлоги слитно с существительными, путают времена глаголов, испытывают трудности с орфограммами и т. д. На основании этого учащиеся 2–4 классов определены в группу начинающих.

— Учащиеся цыганской национальности 5–9 классов владеют устным русским языком на среднем уровне. Словарный запас развит недостаточно. Тестирование письменной речи показало, что они справились с половиной вопросов, но много грамматических и орфографических ошибок: пишут слитно слова, путают времена глаголов, род имен существительных, неправильно сочетают существительные и прилагательные, испытывают трудности с орфограммами и т. д. На основании этого все учащиеся определены в группу начинающих. Ученики разделены на две подгруппы по возрасту.

В итоге выявлены три группы начинающих (одна — 2–4 классов, 5–7 классов и 8–9 классов) и одна группа нулевая — 1 класс.

В конце сентября проведены родительские собрания для родителей-цыган. Собрания проведены в разной форме: групповые в начальной школе, индивидуальные — в старших классах (в связи с эпидемиологической ситуацией). На собраниях родителям разъяснены цели работы с детьми-цыганами, озвучены основные моменты плана работы, а также роль родителей в работе проекта.

Следующий этап — расписание занятий. Важную роль при составлении расписания сыграло время пребывания детей-цыган в школе, а также нагрузка учителей, задействованных в проекте. В итоге было составлено расписание работы педагогов и общий план работы команды в рамках проекта «Мы разные, мы вместе!» (приложение).

Все педагоги, задействованные в проекте, прошли курсы повышения квалификации по теме: «Организация социально-педагогической работы с детьми мигрантов и вынужденных переселенцев по их адаптации и социально-культурной интеграции». В конце октября начались занятия с детьми в соответствии с расписанием. Первые занятия показали, что интерес у цыган к скрупулезному изучению языка присутствует, они делятся впечатлениями с родителями, радуются даже небольшому продвижению вперед. Важной составляющей является УМК Кокориной Е. В. «Русский язык: от ступени к ступени», предоставленный руководителями проекта. Учебники необычны, интересны для детей, с ними приятно работать, методическое пособие составлено практично и легко в использовании.

Несмотря на небольшой промежуток времени реализации проекта, есть свои результаты:

— работа школы с детьми-цыганами обрела систему во всех направлениях: каждый педагог (не только включенные в проект) имеет свой план работы с конкретными планируемыми результатами в соответствии с общим планом работы;

— дети-цыгане включились в работу по РКИ и пытаются изучать русский язык с помощью новых интересных учебников;

— школа приобрела хорошие методическое сопровождение для занятий (учебники, методички), которые раньше проводились каждым педагогом по своему отдельному плану в меру своих знаний и умений, часто без методической поддержки;

— занятия по социализации и в рамках объединений дополнительного образования способствуют повышению уровня самооценки детей-цыган (начали участвовать в конкурсах, например, агитбригада ЮИД, конференция «Огонь — опасная игра»).

Работа в проекте способствует активизации деятельности школы по социализации и адаптации учеников цыганской национальности.

В планы работы школы входит в первую очередь систематическая работа всех участников образовательного процесса в соответствии с общим планом работы проекта.

Команда проекта поставила перед собой следующие задачи:

— научить детей-цыган целесообразно, активно использовать в своей речи два языка — родной и русский — не ущемляя прав ни одного из них, ведь каждый язык ярок, индивидуален и важен по-своему;

— приобрести и не потерять интерес к русскому языку, как бы дальше не сложилась судьба детей;

— познакомить детей-цыган с русской культурой, особенностями быта с целью формирования доброго отношения к миру, в котором живешь.

Мы убеждены, что владение русским языком, в том числе как иностранным, — это навык, который можно развить. Часто человеку сложно использовать чужой язык, но если он ему нужен, то он на нем заговорит. А если не нужен…

Цель работы нашей команды: сделать русский язык для детей цыган нужным : интересным, вдохновляющим, своим и правильным в использовании. Каждый из нас обладает каким-то талантом: кто-то поет, кто-то танцует, кто-то говорит на нескольких языках. Мы хотим, чтобы владение русским языком дало детям-цыганам чувство внутреннего комфорта, личной победы, уверенности в своих силах, стало их маленьким (а может быть, и большим) достижением. Мы надеемся, что наша работа поможет детям-цыганам успешно учиться, сдать экзамены и стать полноправными членами нашего многонационального общества.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, цыганская национальность, школа, класс, письменная речь, группа начинающих, работа, ребенок, цыган, общеобразовательная школа.


Ключевые слова

общеобразовательная школа, инофоны

Похожие статьи

Модель адаптации детей цыганской национальности...

В нашей школе 34 ребенка цыганской национальности.

Схема взаимодействия детей-цыган и участников образовательного процесса школы.

Началом работы является диагностика уровня владения обучающимися русским языком, далее — работа педагогов

— помощь в социализации детей-цыган; — формирование позиции: «Я такой же, как все»

К вопросу расселения цыганского населения в начале XIX века на...

...на Среднем Урале и в Западной Сибири (на примере семейной группы сибирских цыган) / О. М. Зарубина.

Хотя истории сибирских цыган посвящено немало обстоятельных и серьёзных работ, но за

на купцов и мещан города Осы перечислены 89 лиц мужского пола цыганской народности, среди них — дети.

каким либо рукоделием как нам мещанам, так и детям нашим.

Типичные ошибки детей-инофонов в письменных работах по...

Они приходят в школу в разном возрасте и с разным уровнем знания русского языка.

Далее приведен анализ работ учеников 2 класса. Краткая характеристика учеников.

В русском языке обычный порядок слов: подлежащее (группа подлежащего) + сказуемое (группа сказуемого), т. е

Другие примеры типичных ошибок детей-инфонов в письменных работах

Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного...

Дети разных возрастных групп поступают в школу независимо от уровня владения русским языком.

1.Дети-билингвы – это группа учащихся, в семьях которых говорят как на родном языке, так и на

Русский язык для них является «почти» родным, обучение таких детей не вызывает

Проанализировав устные ответы и письменные работы учащихся 5 класса...

Особенности обучения русскому языку в классе...

...просто не может не включать в свой состав людей многих национальностей, людей с

Для ребенка иной культуры и другого языка общения русский язык так же становится еще и

В методике обучения русскому языку выработана последовательность, в которой работа

— С. 11–23. Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

Из всего вышесказанного детей-инофонов в современной общеобразовательной школе можно разделить на три категории

Дети, свободно владеющие русским языком. К сожалению, третья группа детей

Обучение русскому языку одна из важнейших задач в школах России, т. к. язык

Вып.21: Русский язык как иностранный и методика его преподавания. С. 181–186.

Проблема освоения русского языка детьми-инофонами...

Обучение дисциплинам в общеобразовательных школах ведется, как правило, на русском

Упражнение 1. Раздели данные ниже слова на три группы. Озаглавь каждую группу.

Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя [Текст].

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней...

Знания, которыми овладевает ученик в начальных классах средней общеобразовательной

Как известно, в начальных классах средней общеобразовательной школы.

Уроки чтения призваны улучшить методику речи ученика, обогатить его словарный запас.

Они разбиваются на группы, которые выбирают себе лидера, который будет руководить их действиями

Проблемы логопедического сопровождения в специальном...

...классов МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла, для 73 % детей русский язык не является родным. Подавляющее большинство детей из семей коренной национальности не только слабо

То есть, русский язык из флективной группы, где грамматические формы строятся с

10. Уфимцева Л. П., Самодурова А. А. Организация логопедических занятий в школе для...

Похожие статьи

Модель адаптации детей цыганской национальности...

В нашей школе 34 ребенка цыганской национальности.

Схема взаимодействия детей-цыган и участников образовательного процесса школы.

Началом работы является диагностика уровня владения обучающимися русским языком, далее — работа педагогов

— помощь в социализации детей-цыган; — формирование позиции: «Я такой же, как все»

К вопросу расселения цыганского населения в начале XIX века на...

...на Среднем Урале и в Западной Сибири (на примере семейной группы сибирских цыган) / О. М. Зарубина.

Хотя истории сибирских цыган посвящено немало обстоятельных и серьёзных работ, но за

на купцов и мещан города Осы перечислены 89 лиц мужского пола цыганской народности, среди них — дети.

каким либо рукоделием как нам мещанам, так и детям нашим.

Типичные ошибки детей-инофонов в письменных работах по...

Они приходят в школу в разном возрасте и с разным уровнем знания русского языка.

Далее приведен анализ работ учеников 2 класса. Краткая характеристика учеников.

В русском языке обычный порядок слов: подлежащее (группа подлежащего) + сказуемое (группа сказуемого), т. е

Другие примеры типичных ошибок детей-инфонов в письменных работах

Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного...

Дети разных возрастных групп поступают в школу независимо от уровня владения русским языком.

1.Дети-билингвы – это группа учащихся, в семьях которых говорят как на родном языке, так и на

Русский язык для них является «почти» родным, обучение таких детей не вызывает

Проанализировав устные ответы и письменные работы учащихся 5 класса...

Особенности обучения русскому языку в классе...

...просто не может не включать в свой состав людей многих национальностей, людей с

Для ребенка иной культуры и другого языка общения русский язык так же становится еще и

В методике обучения русскому языку выработана последовательность, в которой работа

— С. 11–23. Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

Из всего вышесказанного детей-инофонов в современной общеобразовательной школе можно разделить на три категории

Дети, свободно владеющие русским языком. К сожалению, третья группа детей

Обучение русскому языку одна из важнейших задач в школах России, т. к. язык

Вып.21: Русский язык как иностранный и методика его преподавания. С. 181–186.

Проблема освоения русского языка детьми-инофонами...

Обучение дисциплинам в общеобразовательных школах ведется, как правило, на русском

Упражнение 1. Раздели данные ниже слова на три группы. Озаглавь каждую группу.

Михеева Т. Б. Обучение русскому языку в полиэтнической школе: деятельность учителя [Текст].

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней...

Знания, которыми овладевает ученик в начальных классах средней общеобразовательной

Как известно, в начальных классах средней общеобразовательной школы.

Уроки чтения призваны улучшить методику речи ученика, обогатить его словарный запас.

Они разбиваются на группы, которые выбирают себе лидера, который будет руководить их действиями

Проблемы логопедического сопровождения в специальном...

...классов МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла, для 73 % детей русский язык не является родным. Подавляющее большинство детей из семей коренной национальности не только слабо

То есть, русский язык из флективной группы, где грамматические формы строятся с

10. Уфимцева Л. П., Самодурова А. А. Организация логопедических занятий в школе для...

Задать вопрос