Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шкирмонтова, Е. А. Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства / Е. А. Шкирмонтова, Л. А. Мустаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96225/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: экологическая культура, живая природа, пейзаж, экологическое воспитание.

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию обучающихся, целью которого является формирование экологической культуры школьников.

Под экологической культурой мы понимаем отношение ребенка к миру, к живой природе.

Что же входит в понятие «экологическая культура»? На наш взгляд, это восприятие и формирование отношения к окружающему миру. В этом процессе ребенок не сторонний наблюдатель, активный участник процесса. Нашей целью является вовлечение в такую деятельность, которая позволила бы ему стать таким деятельностным участником.

В настоящей статье мы хотели бы предложить опыт работы учителей изобразительного искусства по организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках ИЗО и внеурочной деятельности. На наш взгляд содержание уроков изобразительного искусства во многом способствует формированию таких умений, как:

— одухотворят живую и неживую природу;

— идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

— готовность сочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой,

— восхищаться красотой и многообразием природных форм;

— чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в своих работах.

Учащиеся в процессе такой деятельности дают оценку не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором отсутствует захватывающий сюжет, проявляют способность улавливать настроение, сопереживать. Таким образом происходит обогащение художественного восприятия. Это и есть ресурс для экологического воспитания, в котором именно восприятию уделяется особое внимание.

Сегодня экологическое воспитание в Челябинской области введено отдельным предметом на уровне начального общего образования, на уровне основного общего образования реализуется через курсы внеурочной деятельности.

Анализируя накопленный опыт, мы считаем, что в процесс формирования экологических знаний заложен большой потенциал развития экологического воспитания школьников.

В процессе переживания создаются определенные отношения, моральные оценки. Таким образом, на уроках изобразительного искусства необходимо дать ребенку ту основу для переживаний, которая впоследствии станет фундаментом восприятия окружающей действительности и сформируется правильная ее оценка.

Образ и форма, являясь понятиями абстрактными по своей природе, воспринимаются как единое целое, пережитое и изображенное в натюрморте, пейзаже, зарисовке животного. На таких уроках учащийся пытается осмыслить настроение окружающей его природы, а это в свою очередь помогает абстрагироваться от предметного образа и перейти к образу воображения.

Тема «Пейзаж»

Рис. 1. Тема «Пейзаж»

Тема «Натюрморт»

Рис. 2. Тема «Натюрморт»

В работах, непосредственно, связанных с изображением природы — пейзажи, натюрморты (Рис. 1, Рис. 2), зарисовки птиц и животных, изображение природных форм, воспринимается естественно, потому как сама тема дает почву для воображения, но и здесь мы видим в каждой работе отношение ученика к изображаемому (Рис. 3, Рис. 4).

Тема «Монохромное рисование»

Рис. 3. Тема «Монохромное рисование»

Тема «Силуэт»

Рис. 4. Тема «Силуэт»

Изучение таких тем программы, как «Пропорция», «Форма», «Фактура» являются сложными для усвоения, так как в них отсутствует предметность, так близкая детям, и именно природная форма становится переходной от воображения к рисунку (Рис.5).

Темы «Пропорции», «Форма», «Фактура»

Рис. 5. Темы «Пропорции», «Форма», «Фактура»

На наших уроках знакомства с работой различными изобразительными материалами, а именно, углем, сангиной, сепией, пастелью, мы делаем акцент и подводим ребят к изображению именно природных форм (Рис.6).

Тема «Знакомство с изобразительными материалами»

Рис. 6. Тема «Знакомство с изобразительными материалами»

Как показывает наш опыт, в такой работе результат всегда выше, чем если бы мы изображали абстрактные предметы. Это связано еще и с психологическими особенностями детей, когда в 13–14 лет у них только начинает формироваться абстрактное мышление и изображение пространственных форм дается им с большим трудом, а природные формы являются преобладающими в окружающей жизни человека.

Если речь идет о декоративном рисовании, здесь также нельзя обойтись без объектов окружающей природы (Рис. 7).

Тема «Декоративное рисование»

Рис. 7. Тема «Декоративное рисование»

Во внеурочной деятельности, которая безусловно всесторонне обогащает опыт ребят, мы предложили учащимся поучаствовать в календарных выставках фотографий «Осень в моем дворе» и проекте «Моя Зима», где они могли проявить себя в литературном творчестве (Рис. 8, Рис. 9).

Проект «Осень в моем дворе». Афиша и выставка работ

C:\Users\semen\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\изображение_viber_2022-10-26_22-28-07-372.jpg Рис. 8. Проект «Осень в моем дворе». Афиша и выставка работ

Проект «Моя зима». Афиша и выставка творческих работ

Рис. 9. Проект «Моя зима». Афиша и выставка творческих работ

Эти проекты не оставили равнодушным никого — ни самих участников работ, ни зрителей — обучающихся и учителей школы. А авторы подобных проектов получают возможность попробовать себя в ролях искусствоведов, экскурсоводов и хранителей бесценных сокровищ — своих шедевров. Кому же не хочется увидеть свои работы на выставке. Пусть это желание исполнится сначала в школе!

Таким образом, экологическая культура постигается через знание основных законов природы, необходимость считаться с ними, через воспитание чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде. Готовность почувствовать себя частью этого большого мира. Это и является конечной целью обучения изобразительному искусству в частности и образования в целом.

Литература:

  1. Булыко, А. Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А. Н. Булыко. — М.: Мартин, 2006. — 703 c.
  2. Ломов С. И. Искусство: Изобразительное искусство, 5 кл. В 2 ч.: учебник/С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2019. — 140 (4) с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. — 3-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2016. — 45, [2] с.; 22 см. — (Стандарты второго поколения); ISBN 978–5–09–038315–8: 3000 экз.
  4. Воспитание экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/vospitanie-ekologicheskoy-kulturi-uchaschihsya-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-3648613.html
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, экологическая культура, внеурочная деятельность, экологическое воспитание, живая природа, мой двор, проект, работа.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются некоторые методы и приёмы формирования экологической культуры на уроках русского языка и литературы, приводятся конкретные примеры организации урочной деятельности.

Формирование экологической культуры школьников на уроках физики

В статье рассматривается сущностная характеристика экологической культуры, а также условия по её формированию у учащихся.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Формирование экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Формирование экологической культуры на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются некоторые методы и приёмы формирования экологической культуры на уроках русского языка и литературы, приводятся конкретные примеры организации урочной деятельности.

Формирование экологической культуры школьников на уроках физики

В статье рассматривается сущностная характеристика экологической культуры, а также условия по её формированию у учащихся.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Формирование экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Задать вопрос