Экологическое образование в обучении географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сергиенко, О. С. Экологическое образование в обучении географии / О. С. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96215/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает экологизацию образования на уроках географии.

Ключевые слова: экологизация, география, экологическая проблематика, окружающая среда.

Наше поколение находится на критическом этапе в истории Земли, когда всё человечество должно избрать свое будущее. Мы все, взрослые и дети, люди Земли, несём ответственность друг перед другом и перед будущими поколениями. Земля — наш дом. Охрана жизнеспособности, разнообразия и красоты Земли являются священным долгом каждого.

Наступило время Разума, а ресурсом стало Время. Поэтому мы, учителя географии, должны использовать ресурс предмета и повышать экологическую культуру подрастающего поколения, ликвидировать экологический нигилизм, воспитывать экологически активных граждан.

География относится к числу учебных предметов, располагающих огромными возможностями для формирования экологического интеллекта детей и подростков. По сравнению с другими учебными дисциплинами (биология, физика, химия и др.) география отличается более широкими возможностями экологизации.

География направлена на формирование у школьников понимания целостности природы планеты, единства всех явлений и процессов, связи с ней всех людей и каждого человека. На уроках географии обучающиеся знакомятся с экологическими проблемами на трех уровнях: планетарном, региональном и локальном на основании конкретных данных местного материала (Урал, Челябинская область, город Магнитогорск).

Основные понятия, которые изучаются или углубляются/расширяются в географии: биосфера, окружающая среда, экология; экологические проблемы, экосистемы /естественные и искусственные/, безотходные технологии; утилизация отходов, особо охраняемые природные территории, использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, круговорот веществ в природе и др. Они являются опорными в теории экологии и рационального природопользования.

Географические знания необходимы каждому жителю Земли независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, возраста, профессии. Они позволяют грамотно управлять процессами, происходящими в окружающей среде, для устойчивого развития стран, городов и регионов, всей планеты. В XXI веке значительная часть проблем окружающей среды требует адресного и незамедлительного решения, а главным объектом экологического образования должны быть дети и подростки: им принимать решения в ближайшем будущем.

Задача учителя географии не только выявить экологические проблемы, но и показать причины их возникновения, предложить и обосновать оптимальные пути их решения.

Практически на любом уроке географии в 5–9 классах затрагиваются вопросы экологической тематики. Главная цель таких уроков — формирование экологического мировоззрения у детей и подростков, помощь в становлении экологически грамотной личности.

Обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Проводятся экскурсии в природу, школьники участвуют во внеклассных школьных мероприятиях экологической тематики.

Деятельность обучающихся вне школы (дополнительное образование, семейное воспитание) ведётся по различным направлениям:

— защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек и скворечников, раздельный сбор мусора, установка табличек в местах распространения охраняемых растений, муравейников);

— улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного двора и придомовых территорий, расчистка леса от сушняка во время выездов на природу);

— предупреждение отрицательных поступков в природе и борьба с ними (выпуск листовок, памяток с правилами поведения в лесу, на реке);

— пропаганда охраны природы (беседы, изготовление буклетов и плакатов, публикация работ в социальных сетях, проведение экологических марафонов);

— сохранение и использование эстетических ценностей и даров природы (сбор природного материала, изготовление поделок);

— исследование природной среды (участие в различных викторинах и олимпиадах экологической направленности, проведение наблюдений и исследований).

Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому просвещению школьников, их родителей и имеет для этого огромные возможности.

Банк некоторых уроков и внеурочной деятельности с экологическим содержанием

1. Тематика уроков с экологическим содержанием:

— 5 и 7 класс «Берегите воду!» (защита минипроектов), «Братья наши меньшие» (издание брошюрок, плакатов), «Земля — наш дом» (викторина);

— 8–9 классы «Магнитогорск — город экологического бедствия?», «ООПТ Южного Урала» и др.

2. Экологическая разминка на уроках обобщавшего повторения Проводится в начале урока, на проверку экологических понятий и эколого-картографических представлений /с показом объектов по картам мира, России и Челябинской области/

3. Экологические весенние экскурсии :

— Выявление изменений в компонентах природы, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

— Изучение социальных проблем города Магнитогорска.

— Выявление и описание памятников природы Южного Урала

4. Защита индивидуальных проектов обучающимися

Тематика ряда ИП обучающихся 5–10 классов за три последних года:

«Атлас экологических троп Южного Урала» (Ольшевская П., Засов Д., Степанова Ю.)

«Туристические маршруты Челябинской области и Республики Башкортостан» (Никитин Р.)

«Экологические проблемы озёр России и Южного Урала» (Николаева А., Гаврилкина С., Ильченко И.)

«Благоустройство территории двора» (Карпетова У.)

«Река Урал» (Агдавлетова Д., Сёмин Р., Платонов М.)

«Как погода влияет на меня» (Дертунова С.) и др.

5. Защита конкурсных работ на муниципальных и региональных конференциях, конкурсах

«Отражение моего путешествия по городам Среднего Урала» (Кузьмина М., конференция «Истоки и духовные ценности Южного Урала», 2021)

«Маршруты выходного дня в окрестностях Магнитогорска» (Финогенов М., конкурс «Камни Урала. Заповедные места», 2021)

«Заповедные места Среднего и Южного Урала» (Строкин Я., конкурс «Первые открытия», 2022) и др.

География формирует экологические компетенции школьников, воспитывает экологически ответственных граждан Южного Урала и нашей страны.

Литература:

  1. Албогачиева З. А. Экологическое образование на уроках географии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-na-urokah-geografii/viewer
  2. Коваленко В. А. Экологическое воспитание учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://znanio.ru/media/ekologicheskoe-vospitanie-uchaschihsya-na-urokah-geografii-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti--iz-opyta-raboty-2640790
  3. Яценко Т. С., Формирование экологических знаний на уроках географии в средней школе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://урок.рф/library/formirovanie_ekologicheskih_znanij_na_urokah_geogr_175603.html
Основные термины (генерируются автоматически): Южный Урал, окружающая среда, природная среда, урок географии, Челябинская область, Магнитогорск, Урал, хозяйственная деятельность человека, экологическая тематика, экологическое содержание.


Ключевые слова

окружающая среда, география, экологизация, экологическая проблематика

Похожие статьи

Экологическое право на уроках обществознания

В статье рассматриваются аспекты экологического права, которые изучаются на уроках обществознания в общеобразовательных школах.

Современные подходы к экономическому образованию школьников

В данной работе авторами рассматриваются различные современные подходы к экономическому образованию в средней школе.

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии

В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.

К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Региональный компонент в изучении географии в школе и его значимость

В статье рассказывается о роли регионального компонента в школьном курсе географии, его значимости, а также о необходимости включения региональной географии отдельным предметом изучения в школе.

Риски в образовании

Статья посвящена исследованию состояния изученности опыта управления рисками в общеобразовательных организациях, выявлению значения рисков в системе образования.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Экологическая безопасность: понятие и содержание

В данной статье рассматривается понятие экологической безопасности, приводятся различные формулировки и точки зрения ученых по данному вопросу, раскрывается понимание экологической безопасности в глобальном аспекте.

Похожие статьи

Экологическое право на уроках обществознания

В статье рассматриваются аспекты экологического права, которые изучаются на уроках обществознания в общеобразовательных школах.

Современные подходы к экономическому образованию школьников

В данной работе авторами рассматриваются различные современные подходы к экономическому образованию в средней школе.

Сущность экологического воспитания учащихся в контексте современного образования

В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии

В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.

К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников

В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.

Региональный компонент в изучении географии в школе и его значимость

В статье рассказывается о роли регионального компонента в школьном курсе географии, его значимости, а также о необходимости включения региональной географии отдельным предметом изучения в школе.

Риски в образовании

Статья посвящена исследованию состояния изученности опыта управления рисками в общеобразовательных организациях, выявлению значения рисков в системе образования.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Экологическая безопасность: понятие и содержание

В данной статье рассматривается понятие экологической безопасности, приводятся различные формулировки и точки зрения ученых по данному вопросу, раскрывается понимание экологической безопасности в глобальном аспекте.

Задать вопрос