Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экологическое образование в обучении географии

Спецвыпуск
10.11.2022
161
Поделиться
Библиографическое описание
Сергиенко, О. С. Экологическое образование в обучении географии / О. С. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96215/.


В статье автор рассматривает экологизацию образования на уроках географии.

Ключевые слова: экологизация, география, экологическая проблематика, окружающая среда.

Наше поколение находится на критическом этапе в истории Земли, когда всё человечество должно избрать свое будущее. Мы все, взрослые и дети, люди Земли, несём ответственность друг перед другом и перед будущими поколениями. Земля — наш дом. Охрана жизнеспособности, разнообразия и красоты Земли являются священным долгом каждого.

Наступило время Разума, а ресурсом стало Время. Поэтому мы, учителя географии, должны использовать ресурс предмета и повышать экологическую культуру подрастающего поколения, ликвидировать экологический нигилизм, воспитывать экологически активных граждан.

География относится к числу учебных предметов, располагающих огромными возможностями для формирования экологического интеллекта детей и подростков. По сравнению с другими учебными дисциплинами (биология, физика, химия и др.) география отличается более широкими возможностями экологизации.

География направлена на формирование у школьников понимания целостности природы планеты, единства всех явлений и процессов, связи с ней всех людей и каждого человека. На уроках географии обучающиеся знакомятся с экологическими проблемами на трех уровнях: планетарном, региональном и локальном на основании конкретных данных местного материала (Урал, Челябинская область, город Магнитогорск).

Основные понятия, которые изучаются или углубляются/расширяются в географии: биосфера, окружающая среда, экология; экологические проблемы, экосистемы /естественные и искусственные/, безотходные технологии; утилизация отходов, особо охраняемые природные территории, использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, круговорот веществ в природе и др. Они являются опорными в теории экологии и рационального природопользования.

Географические знания необходимы каждому жителю Земли независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, возраста, профессии. Они позволяют грамотно управлять процессами, происходящими в окружающей среде, для устойчивого развития стран, городов и регионов, всей планеты. В XXI веке значительная часть проблем окружающей среды требует адресного и незамедлительного решения, а главным объектом экологического образования должны быть дети и подростки: им принимать решения в ближайшем будущем.

Задача учителя географии не только выявить экологические проблемы, но и показать причины их возникновения, предложить и обосновать оптимальные пути их решения.

Практически на любом уроке географии в 5–9 классах затрагиваются вопросы экологической тематики. Главная цель таких уроков — формирование экологического мировоззрения у детей и подростков, помощь в становлении экологически грамотной личности.

Обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Проводятся экскурсии в природу, школьники участвуют во внеклассных школьных мероприятиях экологической тематики.

Деятельность обучающихся вне школы (дополнительное образование, семейное воспитание) ведётся по различным направлениям:

— защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек и скворечников, раздельный сбор мусора, установка табличек в местах распространения охраняемых растений, муравейников);

— улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного двора и придомовых территорий, расчистка леса от сушняка во время выездов на природу);

— предупреждение отрицательных поступков в природе и борьба с ними (выпуск листовок, памяток с правилами поведения в лесу, на реке);

— пропаганда охраны природы (беседы, изготовление буклетов и плакатов, публикация работ в социальных сетях, проведение экологических марафонов);

— сохранение и использование эстетических ценностей и даров природы (сбор природного материала, изготовление поделок);

— исследование природной среды (участие в различных викторинах и олимпиадах экологической направленности, проведение наблюдений и исследований).

Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому просвещению школьников, их родителей и имеет для этого огромные возможности.

Банк некоторых уроков и внеурочной деятельности с экологическим содержанием

1. Тематика уроков с экологическим содержанием:

— 5 и 7 класс «Берегите воду!» (защита минипроектов), «Братья наши меньшие» (издание брошюрок, плакатов), «Земля — наш дом» (викторина);

— 8–9 классы «Магнитогорск — город экологического бедствия?», «ООПТ Южного Урала» и др.

2. Экологическая разминка на уроках обобщавшего повторения Проводится в начале урока, на проверку экологических понятий и эколого-картографических представлений /с показом объектов по картам мира, России и Челябинской области/

3. Экологические весенние экскурсии :

— Выявление изменений в компонентах природы, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

— Изучение социальных проблем города Магнитогорска.

— Выявление и описание памятников природы Южного Урала

4. Защита индивидуальных проектов обучающимися

Тематика ряда ИП обучающихся 5–10 классов за три последних года:

«Атлас экологических троп Южного Урала» (Ольшевская П., Засов Д., Степанова Ю.)

«Туристические маршруты Челябинской области и Республики Башкортостан» (Никитин Р.)

«Экологические проблемы озёр России и Южного Урала» (Николаева А., Гаврилкина С., Ильченко И.)

«Благоустройство территории двора» (Карпетова У.)

«Река Урал» (Агдавлетова Д., Сёмин Р., Платонов М.)

«Как погода влияет на меня» (Дертунова С.) и др.

5. Защита конкурсных работ на муниципальных и региональных конференциях, конкурсах

«Отражение моего путешествия по городам Среднего Урала» (Кузьмина М., конференция «Истоки и духовные ценности Южного Урала», 2021)

«Маршруты выходного дня в окрестностях Магнитогорска» (Финогенов М., конкурс «Камни Урала. Заповедные места», 2021)

«Заповедные места Среднего и Южного Урала» (Строкин Я., конкурс «Первые открытия», 2022) и др.

География формирует экологические компетенции школьников, воспитывает экологически ответственных граждан Южного Урала и нашей страны.

Литература:

  1. Албогачиева З. А. Экологическое образование на уроках географии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-na-urokah-geografii/viewer
  2. Коваленко В. А. Экологическое воспитание учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://znanio.ru/media/ekologicheskoe-vospitanie-uchaschihsya-na-urokah-geografii-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti--iz-opyta-raboty-2640790
  3. Яценко Т. С., Формирование экологических знаний на уроках географии в средней школе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://урок.рф/library/formirovanie_ekologicheskih_znanij_na_urokah_geogr_175603.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экологизация
география
экологическая проблематика
окружающая среда

Молодой учёный