Технология работы с природными и вторичными материалами как эффективная практика экологического и эстетического воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурак, М. Н. Технология работы с природными и вторичными материалами как эффективная практика экологического и эстетического воспитания школьников / М. Н. Бурак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118697/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современном мире экологическому образованию уделяется все больше внимания, так как именно оно выступает основой стратегии устойчивого развития общества и природы. В каждой образовательной организации стараются найти наиболее эффективную модель экологического образования, задействуя все возможные ресурсы. Очень важную роль в этом процессе призвана сыграть система дополнительного образования. Например, в Концепции экологического образования в системе общего образования, в частности, говорится, что «весомый вклад в экологическое образование детей и молодежи вносит внеурочная деятельность, дополнительное образование и программы воспитательной работы» [2]. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года одной из своих задач ставит расширение использования в образовательном процессе природного наследия народов России [1]. Однако в обозначенных документах указывается и на ряд существенных проблем. В частности, в Концепции экологического образования отмечается, что экологическая тематика в программах дополнительного образования не носит общекультурного характера [2], а в Концепции развития дополнительного образования указывается на недостаточное формирование у обучающихся компетенций, связанных с эмоциональным и духовным развитием человека [1].

На наш взгляд, исправить эту ситуацию можно с помощью программ по декоративно-прикладному творчеству, которые помогают детям освоить различные технологии работы с природными и вторичными материалами.

Безусловно, изучение художественно-эстетической направленности состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства, развить свои природные задатки и способности. Если научить ребенка подходить к работе творчески, то у него будет развиваться воображение, эстетический вкус и сопереживание к окружающей среде.

Образовательным стандартом начального общего образования предусмотрено достижение личностных результатов, обучающихся в области экологического и эстетического воспитания [3]. Развитие декоративно-прикладного творчества — это одно из направлений, которое формирует у детей 7–11 лет навыки работы с пластилином. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые для себя роли художника и творца. Овладевая различными видами искусства, дети становятся более чуткими по отношению к природе и ее представителям. После того, как дети освоят технику работы с пластилином, им предлагается изготовить лепные изделия объемной формы, либо в виде рельефных изображений (см. рис. 1).

Рельефное изображение собаки, выполненное из пластилина

Рис. 1. Рельефное изображение собаки, выполненное из пластилина

Для наиболее полного знакомства с красотой природы можно подробно рассмотреть с детьми отдельные темы. Например, на занятии «Бабочка-красавица» ученики не только знакомятся с узорами на крыльях бабочек, но узнают об особенностях появления бабочек на свет, читают о них стихи и даже пытаются представить себя бабочками. В конце занятия детям предлагается придумать свой узор для крыльев бабочек и «одеть» их в яркий, неповторимый наряд (см. рис. 2).

Итоговая работа занятия «Бабочка-красавица»

Рис. 2. Итоговая работа занятия «Бабочка-красавица»

Еще одно направление декоративно-прикладного творчества, которое ученики осваивают в начальной школе — это технология создания панно из ткани. Такие поделки позволяют развивать творческое воображение и фантазию у детей младшего школьного возраста (1–2 классы). Наблюдения за животными, рыбами или птицами в природе, позволяет ребёнку создавать композицию и применять правильное цветовое решение в работе. Собирая из кусочков ткани разной фактуры и цвета композицию, ребёнок создаёт необычный образ, дополняя его фурнитурой с применением различных видов клея. На заключительном этапе работа оформляется в рамку или паспарту (см. рис. 3).

Панно из ткани «Морские рыбы»

Рис. 3. Панно из ткани «Морские рыбы»

Процесс экологического и эстетического воспитания может носить как индивидуальный характер, так и коллективные формы. В 3–4 классах детям предлагается поработать над изготовлением поделок в группах. Коллективная работа играет важную роль в формировании личности ребёнка и его умении общаться. Ребёнок ответственно относится к выполнению задания, так как мнение коллектива очень важно в оформлении общей работы. Каждому хочется проявить себя, улучшить свои способности, помочь другу. В итоге под контролем учителя происходит формирование команды, и коллективная работа приобретает своё лицо (см. рис. 4).

Коллективная работа обучающихся 3-го класса

Рис. 4. Коллективная работа обучающихся 3-го класса

Еще одной коллективной формой работы, которую можно применять в 6–7 классах, является разработка эмблемы для футболки на тему «экология и Я». В качестве импровизированных футболок используются листы формата А4, что совсем не мешает детям проявить творчество и воображение (см. рис.5).

Эскизы эмблем для футболок на тему «экология и Я»

Рис. 5. Эскизы эмблем для футболок на тему «экология и Я»

Таким образом, я считаю, что занятия декоративно-прикладным творчеством положительно влияют как на эстетическое, так и экологическое воспитание детей. Оба вида воспитания очень тесно связаны между собой в развитии личности ребенка. Данные виды воспитания направлены на то, чтобы научить наблюдать за природными объектами, используя свою фантазию и творческие способности, создавать полюбившиеся образы, осваивать различные техники декоративно-прикладного творчества. Очень важно в этом процессе научить детей не просто копировать природу, а сформировать у них способность видеть уникальность объектов природы, их место и назначение в окружающем мире.

Литература:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf
  2. Концепция экологического образования в системе общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=477741
Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное творчество, дополнительное образование, ребенок, экологическое образование, вид воспитания, коллективная работа, Концепция развития, крыло бабочек, различный вид искусства, эстетическое воспитание.


Похожие статьи

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Образовательный маршрут для детей и родителей как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Образовательный маршрут для детей и родителей как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Интерактивная карта как средство развития историко-пространственных представлений у учащихся на уроках истории

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос