Приобщение подрастающего поколения к эстетической культуре в соответствии с ФГОС нового поколения даёт возможность сформировать высокий потенциал развития личности. В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения.
В условиях современности, стремительно нарастающего ритма жизни и научно-технического прогресса дети нередко испытывают дефицит общения с природой, что сказывается на их здоровье, миропонимании и смысле существования. Понимание красоты природы пробуждает в ребёнке возвышенные чувства, что является частным признаком эмоционально-образного воздействия на него. А общим признаком – является гармония, то есть созвучие, выражающееся в соразмерности форм, средств и способов влияния на личность младшего школьника.
Воздействие природы на формирование эстетической культуры, было замечено еще в глубокой древности. Так в позднеантичных философских текстах Порфирий отмечал: «Можно говорить и о гармонии природы, поскольку все рождается в определенном природном отношении одного к другому. Как художник действует в соответствии с искусством…, ведь искусство есть логос и идея того, что возникло, как равно и природа» [1, с. 3-6].
Понятия, «искусство» и «природа» легли в основу понимания понятия «эстетическая культура», не случайно. В конкретно-историческом аспекте изучения данного феномена лежат теоретико-методические представления о содержании, форме воздействия прекрасных и выразительных объектов природы и их отражения в произведениях искусства. Этот процесс рассматривается «с позиций Истины, Красоты и Добра». [5, 255] Эстетическая культура содержит в себе глубокое познавательное и нравственное начало, связанное с духовным и интеллектуальным развитием личности. Поэтому важным является приобщение младших школьников к основам эстетической культуры средствами природы.
По мнению Г. Гегеля, «красота природы наиболее полно раскрывается в искусстве, которое обращено к созерцанию, переживанию и воображению личности». Оно затрагивает внутренний мир младшего школьника, наполняет смыслом его жизненные установки. Искусство, передает красоту природы в конкретных видах: в архитектуре, литературе, киноискусстве, музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, фотоискусстве. И каждый вид по-своему передает красоту природы, раскрывая всё её эстетическое богатство и многообразие через культурные традиции, художественные средства выразительности технические возможности искусства. В этой связи формирование эстетической культуры средствами природы в искусстве выступает как процесс формирования сложного интегративного качества, выражающегося в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления природы в искусстве, прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, а также преобразовывать природу "по законам красоты". Она формируется в процессе взаимодействия педагога и школьника. [2, с. 86]
Формирование основ эстетической культуры у младших школьников средствами природы протекает в двух направлениях:1) развития эстетическое сознания, 2) организации эстетической деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Развитие эстетического сознания средствами природы осуществляется черезчувственно-эмоциональное и интеллектуальное воздействие природы на младшего школьника. Поэтому важно организовать эстетическое восприятие природы, его эмоционально-образного воздействия на основе личностного опыта ребенка и осмысления образов природы в искусстве на основе модели и оригинала. Так при реализации первого направление на уроке педагога высший категории в д/о Гришиной Н.М. Педагог предлагает детям такое задание: нарисовать узор «цветочный» или «ягодный». С этой целью проводится беседа. Детям предлагаются следующие вопросы:
- Назовите, какие растения растут на полянке летом?
- Какие цветочки, ягодки?
- Вспомните, какие они на ощупь, какими красками наделила их природа?
Дети вспоминают преобладающие краски и растительность, делятся своим жизненным опытом. Затем педагог предлагает отгадать загадки:
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Кладут меня в кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Ответ: Земляника
На слайде учитель выводит картинки землянички. Дети, рассматривая фотографии оригинала, вспоминают, что бывают белые цветочки, как растёт земляничка и т.д., описывают какие у растения.
Колокол колышится,
А звона не слышится.
Похож на музыкальный инструмент,
Но звука музыкального в нём нет.
Не зовёт на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок.
Ответ: Колокольчик
Аналогичная беседа проводится и о колокольчике, учитель демонстрирует картинки оригинала.
Так на основе систематизации чувственного опыта ребёнка создаётся тенденция к запоминанию объективного мира.Ученик представляет изучаемое явление на основе оригинала или модели,а совокупность чуственных образов позволяет расширить его представления об изучемом объекте,следовательно расширяется и представление о самом объете в реальных условиях бытия.Это положение играет главную роль в процессе осуществления творческой,проектной деятельности детей,связанной с понимаем и осмыслением художественных образов.
Итак, детям предлагается создать узор.Для будущего узора, дети выбирают понравившейся объект: ягодки или цветочки, учитель объясняет им, что основным источником узоров является природа, на крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа «нарисовала чудесные узоры», от крыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчинённость всех элементов. Нина Михайловна обращает внимание на то, что в одном узоре могут присутствовать разные элементы, например, ягодки, цветочки, листочки, стебельки. После беседы дети приступают к выполнению задания. На этом этапе осуществляется второе направление формирования основ эстетической культуры – эстетическая деятельность на уроке. Младший школьник актуализирует свои способности, интерес становится для него эстетически значимым. «Эстетическая деятельность опирается на четыре элемента образования, разработанных И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным: знания, опыт практической деятельности, опыт эмоциональной деятельности и опыт творческой деятельности» [6, 24].
Эстетическая художественная деятельность связана с различными видами деятельности: репродуктивной, исследовательской, проектной, творческой. Представленный выше пример иллюстрирует вид творческо-репродуктивной деятельности в дополнительном образовании.
Таким образом, формирование эстетической культуры у младших школьников средствами природы в искусстве открывает огромные возможности для их эстетического, нравственного, художественного развития.
Литература:
- Философский энциклопедический словарь /Под ред.– М.: Сов. энциклопедия, 1983.
- Философия искусства. [Текст] / Банфи А. - М.: Искусство, 1989.
- Валери П. Об искусстве. - М.: Ибрис, 1993.
- Изобразительная деятельность и художественное развитие младших школьников /Казакова Т.Г.. - М.: Педагогика, 1983.
- Баранов С. П.-Б Методика обучения и воспитания младших школьников :учебник для студ. высш. учеб. заведений (бакалавриат) /[Текст] /С. П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова ; под ред.С. П. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
- Взаимодействие видов искусства как фактор эстетического развития младших школьников: второе издание измененное и дополненное. [Текст] /Овчинникова А.Ж., Нехлопочина А.Н – Елец, 2014
- Загадки для урока: http://zagadochki.ru/zagadki-pro-kolokolchiki-s-otvetami.html