Ключевые слова: эстетическая культура, развитие творчества, способ формирования.
Эстетическая культура — это абстракция психотипа какого-либо субъекта. Степень развития данной абстракции, то есть духовной составляющей личности, влияет на творческую составляющую человека, на уровень его интеллигентности, а также его призму восприятия социума, природы и взаимоотношений их связывающих. Наличие эстетической культуры в структуре его сознания и воспитания создает возможность для оценки чувств, для реализации в различных культурных векторах, для умения воспринимать каноны красоты.
Эстетика чувств ведет за собой стремление человека к интеллектуальному развитию, а также к нравственным целям. К примеру, эстетическая мотивация ведет к более масштабному развитию творческих зачатков абсолютно разных профессиональных направлений. Очень многие открытия являются не только интеллектуальной работой, но и постоянным функционированием эстетических чувств внутри системы процесса.
Мировая эстетическая культура состоит из огромных массивных пластов устного и материального творчества. В развитии культуры племен, народов, стран играла немаловажную роль религия и различные ее направления. Многие произведения культуры объясняются тем или иным отношением человеческого социума какого-либо времени к событию как внутри общества (обряды, праздники и т. п.), так и в Природе (поведение стихий, источники того или иного явления). В процессе эстетической «эволюции», развития творчества, талантов, у большинства социальных слоев был сформирован определенный эталон, уклад в отношении красоты, идеала и эстетики.
Важно также сформированное понимание у человека, что эстетика заключается не только в произведении, но и в творце того или иного произведения. Важно также осознания процессов, верховодящих над созданием, созиданием и пониманием эстетики. Восприятие же таковых процессов приводит к детализации путей достижения многих целей в абсолютно разных областях, как и говорилось ранее.
C помощью методов и способов формирования эстетической культуры компонуется целостный, полный и многогранный взгляд человека на природу табу и клише, природу и строение любой из систем существования. Так же критерии, содержащиеся в содержании нравственных ценностей, а также с их помощью развивается мышление, фантазия и визуализация у человека. В большинстве своем формирование это происходит под влиянием предметов культуры, ее творений и произведений.
К примеру: формирование эстетического, правильного и, даже, заботливого отношения к Природе происходит с помощью непосредственной практики. Заключается она в средоточии внимания на творения природы, ее компоненты: растения, животных, водоемы, почву, воздух и т. д. Также в формировании эстетики играет роль изображение природы и использование природных компонентов в работах учеников: рисунки, поделки, поиск образов Природы в музыке и литературе, а также в созидании картин, архитектуре и пр.
Также эстетическое формирование взгляда на жизнь у обучаемых происходит во время интерактивных занятий, таких как: викторины, тематические занятия, «капустники», утренники, подвижные и интеллектуальные игры и т. п. В процессе подобных занятий необходимо использовать как можно больше материалов (стихотворения, музыкальные произведения, кино, презентаций, картин и пр.).
В дальнейшем важно развивать у обучаемых способность к собственному выражению мнения, оценок разных степеней для творчества. Происходит это посредством просвещения не только при демонстрации произведений искусства, но и при изучении работ критиков, оценщиков, нумизматов, художников, композиторов. Также формированию мнения способствует посещение учениками выставок, концертов, ярмарок, фестивалей. Подобная методика требует стимулирования у учеников к проведению анализа произведений — это полномасштабные оценки с пояснениями и пожеланиями или же призы, награды, медали, грамоты.
При выражении мнения и мыслей важно суметь скомпоновать его правильно, сформулировать слаженно и четко, чтобы донести свое мнение в полной его мере. Для этого используется методика заданий, связанных с написанием рефератов, статей и отзывов; самостоятельной организацией проектов (начиная с ответов с рефератами, презентациями и заканчивая режиссурой мероприятий).
В процессе обучения ученикам нужно давать возможность творить самим: писать стихотворения, рисовать, сочинять песни. Здесь также уместен метод постстимулирования по окончании задания.
Подобные методы позволяют сформировать полномасштабное, многогранное мировоззрение, грамотного восприятия эстетики во всех ее проявлениях, а также развития эмоций и чувств, оценивания собственного поведения. Также входит в результаты подобного поведения и формирование отношения к деятельности профессионалов в различных сферах, уважении к чужому труду.
Развитие таланта при всех этих критериях обучения также очень важно как для обучаемого, так и для обучающего. На данном этапе развития ученику нужно систематически анализировать свою собственную работу, чтобы скомпоновать и организовать дальнейшее обучение и развитие своего творческого потенциала.
У человека формируется умение созидать свое творчество как изнутри, так и со стороны; приходит понимание процессов обучения и развития творчества, а в дальнейшем и умение создать процесс, как собственную методику «эволюции» таланта как такового.
Выводом является то, что методика формирования эстетической культуры может осуществляться единым постоянным способом, но у каждого из методов разные подходы. Связано это с субъективностью обучающихся людей.
Перорация по методам формирования эстетической культуры:
– Убеждение — имеет направление на развитие взирания на мир через призму эстетики. Здесь же проявляется зачаточное пробуждение вкуса
– Приучение — методика практических действий, отражающая способность к созданию собственной эстетической, что немаловажно, культуры поведения и саморазвития
– Проблемные ситуации — подобный метод побуждает ученика к выполнению практических действ, а также формирует режиссерский подход к творчеству не только собственному, но и групповому, окружающему его внутри объекта
– Побуждение к сопереживанию — метод развития эмоциональной окраски эстетического характера, где есть четкие границы понимания хорошего и плохого, доброго и злого и пр.
Литература:
- Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. — М.: ИФРАН, 2007. — 239 с.
- Бычков В. В. Эстетика.Учебник. — М.: Кнорус, 2012. — 528 с.
- Дубровская Е. А., Козлова С. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 185 с.
- Масловская С. В. Деятельность педагога по развитию эстетической культуры учащихся: культурно-антропологический подход. — ФЛИНТА, 2014
- Радугин А. А. Формирование эстетической и художественной культуры. Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2000. — 240с.