Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эстетическое воспитание на уроках математики

Вопросы воспитания
15.12.2021
132
Поделиться
Библиографическое описание
Мазуренко, Н. И. Эстетическое воспитание на уроках математики / Н. И. Мазуренко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6936/.


В статье автор пытаются определить связь уроков математики с эстетическим воспитанием школьников.

Ключевые слова: математика, эстетическое воспитание, дети.

В условиях внедрения новых образовательных технологий особо важную актуальность приобретает педагогическая проблема, над которой в свое время работал А. Сухомлинский. Целью воспитания он считал развитие творческих способностей ребенка в условиях коллектива на основе этико-эстетических ценностей, интересов и потребностей, направленных на творческую работу и саморазвитие. Математика — это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты и культуры мира. А красота многогранна и многолика.

Задайте сами себе вопрос: «Каков уровень развития эстетической культуры у меня?» Хотите определить? Перед Вами анкета, состоящая из 6 вопросов. Ответьте на вопросы анкеты:

Диагностика уровня эстетической культуры

1) Как часто вы посещаете музеи и выставочные залы?

а) регулярно;

б) нет на это времени;

в) редко.

2) Классическая музыка скучна:

а) нет;

б) не слушаю музыку вообще;

в) да.

3) Записаны ли вы в библиотеку?

а) да;

б) нет;

в) пользуюсь домашней.

4) Мне больше нравится классическая литература, чем детективы:

а) да;

б) не люблю читать вообще;

в) нет.

5) Мне нравится рассматривать картины с пейзажами:

а) да;

б) нет;

в) иногда.

6) Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре?

а) больше пяти раз;

б) один раз;

в) три раза.

За каждый ответ: а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.

Оценка результатов:

0–6 баллов — низкий уровень эстетической культуры;

6–9 баллов — средний уровень эстетической культуры;

9–12 баллов — высокий уровень эстетической культуры.

Итак, Вы оценили уровень своей эстетической культуры. Наверняка, получились различные результаты — может не потому, что мы не хотим ходить в театры, посещать выставки, читать произведения классиков — может потому, что на это никогда не остается времени.

Вам предлагается пример проведения фрагмента урока с обучающими карточками, который можно проводить на любом уроке, по любой дисциплине, насытив обучающие карточки не только математическими примерами по теме урока, но и историческими сведениями, культурными ценностями, которые выполняют развивающие функции.

На уроке учащиеся объединяются в группы. Каждой группе выдается карточка с примерами по теме урока. Учащиеся должны выполнить математическое задание и расшифровать ответ к карточке, который скрывается в ней.

Тема урока «Действия с целыми числами» (6 класс).

Каждая группа получает свою обучающую карточку, в которой содержатся примеры по теме урока и зашифрована фамилия известного человека. Решив математические задания в карточке, ребята смогут расшифровать фамилию. После этого проверяется правильность выполнения математического задания (выступает один человек от группы). Ребята из группы называют зашифрованную фамилию и говорят несколько слов об этом человеке. Время на выполнение математического задания 3 минуты.

Ива́н Ива́нович Ши́шкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.

Ш

И

Ш

К

И

Н

13

15

13

-258

15

-6

(-9–57): (60–49)

(-32–11)(-5-(-11))

-32: (-8)-4+15

(-15+28)(-13-(14))

-6

-258

15

13

Н

К

И

Ш

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский — русский художник-маринист и баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте

А

Й

В

А

З

О

В

С

К

И

Й

3

-23

0

3

2

-1

0

-2

20

-4

-23

-9∙0

(-15+16)∙(-2)

-40: (-5)-12

-12: (-6)

-7–5(-2)

(-56+57)∙20

-15–16:2

4–20:4

0

-2

-4

2

3

20

-23

-1

В

С

И

З

А

К

Й

О

Карл Па́влович Брюлло́в — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен

Б

Р

Ю

Л

Л

О

В

-5

-8

0

67

67

-23

2

15∙(-2)+30

(-11–12)(-11+12)

(-2-(-7))∙(-1)

-12: (-2–4)

-17∙(-1)+50

2: (-2)-7

0

-23

-5

2

67

-8

Ю

0

Б

В

Л

Р

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.

В

А

С

Н

Е

Ц

О

В

0

-90

24

-22

-19

-7

-30

0

(-5–7)∙(-2)

-17–10:2

(12-(-3))∙(-2)

(-5+12)∙(-1)

5–15: 3

3∙(-7)+2

(-10–20)(-2+5)

24

-22

-30

-7

0

-19

-90

С

Н

О

Ц

В

Е

А

После выполнения математического задания по карточкам, ребятам предлагается совершить виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи , где находятся картины этих художников.

Подводя итоги, хотелось бы сказать несколько слов о достоинствах этой формы работы с детьми:

  1. Способствует активизации познавательной деятельности учащихся;
  2. Способствует формированию всестороннего и культурного развития учащихся;
  3. Дает возможность эффективно проводить групповую работу на уроках закрепления учебного материала по разным темам (такие карточки можно составить к разным темам: «Интегралы», «Производная», «Логарифмы», и т. д.)
  4. Форма работы может использоваться во внеклассной работе по предмету и стать основой проведения различных математических конкурсов.
  5. Эту форму работы может применить учитель любой дисциплины у себя на уроке.
  6. Эта форма работы способствует личностному развитию самого учителя-предметника.

Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика дает возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира. Роль эстетического и культурного воспитания в развитии личности, во всестороннем ее формировании трудно переоценить. Еще в древности встречалась мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом говорится в притче Плутарха:

Три раба везут тачку с камнем.

Каждому из них философ задает один и тот же вопрос:

«Зачем ты везешь эти тяжелые камни?»

Первый отвечает: «Приказали везти эту тачку, вот и везу».

Второй отвечает: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб».

Третий же сказал: «Строю прекрасный храм».

Литература:

  1. Волошинов А. В. Союз математики и эстетики / А. В. Волошинов // Математика в школе. — № 7. — 2006. — С.62–68.
  2. Воронина Л. В. Математическая культура личности // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 3. — С.60–67.
  3. И. Г. Зенкевич, “Эстетика урока математики”: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1981.
  4. Саранцев Г. И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск, 2003. 136 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
математика
эстетическое воспитание
дети

Молодой учёный