Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Белгородчины
Авторы: Безрукова Марина Ивановна, Лысенко Наталья Юрьевна, Лысенко Людмила Васильевна, Скворцова Наталья Владимировна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.
Дата публикации: 01.03.2023
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Безрукова, М. И. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Белгородчины / М. И. Безрукова, Н. Ю. Лысенко, Л. В. Лысенко, Н. В. Скворцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8130/ (дата обращения: 16.12.2024).
Эстетическое воспитание — систематический процесс воздействия, реализуемый с первых лет жизни ребёнка целенаправленно на формирование в личности эстетического восприятия мира, способности видеть и находить красоту этого мира, мыслить творчески и созидать. Воспитание эстетики понятия чрезвычайно широкое, куда относят любые эстетические элементы любых форм и явлений: природы, техники, социально — общественной жизни и быта, труда и искусства. Любое из этих концептуальных явлений и форм чрезвычайно многогранно само по себе, эстетика же максимально расширяет его [12. c. 123].
Художественное воспитание — аналогичный эстетическому воспитанию процесс, только направленный на формирование эстетического восприятия средствами искусства и художеств. Различные проявления искусства и его виды с первых лет жизни становятся частью окружающего мира и реальной действительности, тем самым влияют на воспитания вкуса и эмоционально- чувственного мироощущения.
Безусловно, всё это лишь отдельные направления полноценного всестороннего воспитания ребёнка, тесно связанное с нравственностью и высокими моральными принципами будущего взрослого. Красота искусства, его глубина и многогранность, воспитывают ребёнка в красоте мысли Платона и Леонардо да Винчи, в художественном вкусе Рембрандта и Матисса, в скульптуре Микеланджело и Донателло.
Актуальностьобусловлена насущной необходимостью творческого обучения и воспитания детей с ранних лет, способствующего развитию творческого мышления и воображения, в юном возрасте прививая будущих поколениям любовь к искусству и науке.
Многогранное развитие и реализация потенциала ребёнка и есть цели учебно-воспитательного процесса. Кроме того, слабое воображение и творческое мышление у детей младших возрастных групп создают им проблемы в последующих старших группах, когда требуется выполнять нестандартные задачи и находить нетиповые решения.
Автор многих работ по педагогике, профессор, доктор философских наук Галина Коджаспирова, следующим образом описывает термин «эстетическое воспитание»: выявление и постоянное совершенствование способности эстетического восприятия, верного понимания, творческой оценке прекрасного, а также направленности на созидание эстетичных форм [10].
Эстетическое развитие есть системный и организованный процесс становления в детях концептуальных представлений через активность и воображение, эмоциональной чувственности и образного мышления, удовлетворения духовных устремлений.
Посредством эстетического воспитания у детей развивается творческое восприятие и сопереживание, формируется эстетический вкус и творческие идеалы. Воспитание в категориях красоты и чувства прекрасного формируется ценностную эстетическую направленность личности, проявляемую не только в искусстве, но и в жизни, в трудовой деятельности и быту.
Эстетическое воспитания, как одно из направлений всестороннего воспитания детей, базируется на ряде принципов, сгруппированных и представленных в работах Н. Мосиной.
Инструменты и средства в педагогике эстетического воспитания могут быть разными, постараемся рассмотреть основные и наиболее широко применяемые из них: 1. Бытовая эстетика. Окружающий мир, с которым постоянно взаимодействует ребёнок. 2. Искусство, живопись, скульптура. Каждый отдельный вид искусства оказывает своё собственное влияние на личностное развитие ребёнка. 3. Природа, флора и фауна. Природные красоты способны в любом пробудить чувство прекрасного. 4. Праздники, традиции и обычаи. Яркие и редкие, но периодичные события в обычной жизни людей, способствующие зарождению в детях эстетического и духовного восприятия событий, выражения эмоций с помощью искусства и науки.
Нами было определено декоративно-прикладное искусство Белгородчины как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Под термином «декоративно-прикладное искусство» понимается направление в художественном творчестве, конечные продукты которого материальны и осязаемы, используются для украшения помещений и открытых пространств [5].
Прикладное декоративное искусство в Белгороде и области представлено довольно широко и впечатляет своим разнообразием, характерными природными мотивами: резьба и роспись по дереву; вышивка, плетение и кружева; работа по металлу; ткачество, кузнечество и гончарство; иконопись
Прикладное декоративное искусство является важнейшей частью национальной и региональной культуры Белгорода с древних времён. В дошедших до наших дней экземплярах наблюдается гармония и соразмерность, рациональность и упорядоченность. В таких работах чувствуется ритмика, дыхание истории, гуманизм, народная мудрость и вечное стремление к красоте. Многообразие народного промысла несёт важное культурное и духовное выражение людей.
Всю многовековую историю России народы страны в художественной прикладной форме выражали своё творческое понимание и представления о мире, природе и жизни. Яркое выражение своих национальных особенностей и обычаев люди осуществляли посредством сказок и былин, песен и танцев, национальных праздников и памятных дат. В этом заключена и самобытность культуры Белгородских жителей и народных мастеров, где прочны и живы традиции, где и сегодня существуют разнообразные возможности для творческого самовыражения, способствующие росту популярности прикладного художественного искусства [13].
Выполненные эксперименты в старшей группе дошкольников показали, что декоративно — прикладное искусство Белгородчины представляет собой целый культурно-исторический пласт, доступный для понимания и освоения детей старшего дошкольного возраста. Этот источник истории и культуры на протяжении многих веков рождает необходимый потенциал для развития воображения и творческой деятельности детей, развивает его эстетические вкусы.
Анализируя творческие работы дошкольников, выполненные в рамках работы, мы пришли к следующим выводам:
— Необходимо обучать детей классическим способам творческой прикладной художественной деятельности, доступных для понимания данной возрастной группой
— Организовать регулярное знакомство детей с отдельными примерами народного искусства посредством организации и посещения выставок, музеев, творческих мастерских
— Тренировать детей творческими занятиями по сложившимся историческим и культурным практикам, применять народные способы художественного выражения, однако при этом учитывать индивидуальные особенности способности конкретного ребёнка
Декоративно-прикладное искусство Белгородчины является одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Декоративно-прикладное искусство должно быть систематическим, а также последовательно включено во все виды деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранова. — Академический проект 2005–240 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002. 352с.
3. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества Дошкольное воспитание. 2002. № 11. С. 32–38.
4. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989. 270с.
5. Ветлугина Н. А. Сборник статей «Эстетическое воспитание вдетском саду» /под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: 1978. 234 с.
6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: 2000. 184 с.
7. Детская психология. / Под ред. Я. Л. Коломинского. Минск: 1988. 234с.
8. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. — Издательство: Аркти, 2008. 74 с.
9. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду.- М., Сфера, 2006. 342 с.
10. Котикова О. П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. Минск, 2001. 239с.
11. Общие вопросы эстетического воспитания. / Под редакцией В. Н. Шацкой.М.: Педагогическое общество России, 2008. 640 с.
12. Руковицын М. М. Эстетическое воспитание детей. М.: Знание, 2002. 432 с.
13. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., Академия,2008. 328с.